Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
09.07.2020 08:05 174 Время прочтения: 13 мин.

Отчет по практике: как написать и защитить

Навигация по статье

Составить отчет по практике не так просто, как кажется. Вам нужно учитывать не только ГОСТы и требования вуза, но и особенности каждого вида практики. Мы собрали все самое важное в одной статье, чтобы вы могли без труда выполнить отчет любой сложности. 

 

Знакомимся с общими требованиями

 

Вузы предъявляют строгие требования к оформлению отчетов по практике. Вам придется не только поработать на предприятии, но и грамотно рассказать об этом в письменной работе.

Отчет по практике оформляется в соответствии с ГОСТ и методическими указаниями вашего вуза. Главный стандарт, которым вы будете пользоваться на протяжении всей учебы, — ГОСТ 7.32-2017. В этом документе содержатся общие требования к составлению отчетов о научно-исследовательской работе.

Каждый вуз выпускает свои методические пособия, основанные на ГОСТах и приказах Министерства образования. Эти пособия, как правило, типовые и незначительно отличаются друг от друга, учитывая специфику учебного заведения или факультета.

 

Общие требования к отчету по практике:

 

Шрифт

Times New Roman

12–14 пт

1,5 интервал

Объем

Зависит от вуза:

минимум 5–6 страниц

максимум 15–30 страниц.

Поля

Верхнее, нижнее — 2 см

правое — 1,5 см

левое — 3 см

Структура
  • титульный лист
  • содержание
  • введение
  • основная часть
  • заключение
  • список литературы
Заголовки

Заголовки разделов пишутся по центру страницы заглавными буквами (СОДЕРЖАНИЕ).

Заголовки подразделов начинаются с абзацного отступа, выделяются полужирным шрифтом

Абзацный отступ Одинаковый для всего текста — 1,25 см. Проставляется нажатием кнопки Tab при печати

 

Отчет, помимо стандартных разделов, содержит  дополнительные части:

 

  • индивидуальное задание
  • дневник практики
  • характеристика студента

 

Индивидуальное задание вы получаете в вузе от преподавателя или сотрудника кафедры. Оно составляется с учетом цели и задач практики, которые указаны в задании. Кроме этого, из задания вы узнаете, что необходимо изучить и какие навыки освоить. Здесь же найдете список планируемых результатов практики, на которые сможете ориентироваться при составлении отчета.

 

Дневник практики пишут по стандарту или в свободной форме. Вуз может предоставить вам готовую форму для заполнения. Если такого образца нет, придется составлять дневник самостоятельно.

Как правило, дневник оформляют в виде таблицы, где деятельность расписана по дням работы. Графы таблицы включают в себя:

  • срок выполнения
  • содержание работы
  • отметка вашего руководителя на предприятии

Характеристику пишет руководитель предприятия или ваш непосредственный руководитель на производстве. На сайте или кафедре вуза можно найти шаблон для заполнения. Если его нет, руководитель может писать отзыв в свободной форме. Обязательные блоки отзыва — подпись составителя и печать организации.

 

как делать отчет по практике

 

Разбираемся в деталях и составляем отчет

 

За время учебы вам предстоит пройти три вида практики: учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную.

Учебно-ознакомительную практику проходят на 1 или 2 курсах вуза. Она нужна для того, чтобы вы познакомились ближе с будущей профессией.
Учебную практику проходят:

 

  • в организации по направлению вуза
  • в системе университета


На учебно-ознакомительную практику распределяет, как правило, вуз. Цель этого типа практики — закрепить полученные знания и приобрести первоначальные навыки.


На производственной практике вы не только познакомитесь с предприятием, но и будете выполнять рабочие задания. Сложность практических задач будет зависеть от ваших знаний и навыков.
Цель производственной практики — погрузиться в работу и расширить практические компетенции.


Преддипломная практика — самый ответственный этап. В организации вам будут доверять более серьезные задачи, чем раньше. Если вы работаете, сможете пройти практику по месту работы.
Главная цель этого этапа — изучить предприятие на уровне сотрудника. Если используете данные из практики в дипломе, вам потребуется разработать эффективные и рациональные решения, которые помогут улучшить работу организации.

 

Пишем отчет

 

Главные отличия отчетов по учебно-ознакомительной и производственной практике — цели и список ваших обязанностей в организации. Составляются отчеты по стандартной схеме. 
Титульный лист — обязательная часть любого отчета. Вузы предоставляют типовой титульник, который можно скачать на сайте или взять на кафедре.


Он обычно состоит из трех блоков:

 

  • название вуза
  • информация о практике — кто, где и в какой период проходил
  • результаты защиты — когда и с какой оценкой отчет защищен

 

Введение занимает 1–2 страницы, на которых вам потребуется кратко, но понятно описать содержание основной части. Структура введения зависит от типа практики.


В отчете по учебно-ознакомительной и производственной практике укажите:

 

  • цель и задачи прохождения практики
  • занимаемую должность
  • изученные документы предприятия
  • работы, которые выполняли на практике

 

Введение к отчету по преддипломной практике, помимо перечисленных выше пунктов, содержит:

 

  • основания для разработки темы диплома
  • оценку современного состояния проблемы, которую вы анализируете в выпускной работе
  • актуальность и новизну темы дипломного проекта


Из введения преподаватель, который будет проверять отчет, должен понять, что вы эффективно использовали время на предприятии, закрепили знания и получили практические навыки.


Основная часть отчета — расширенная версия дневника практики. В составлении этого раздела вам поможет индивидуальное задание. Отчет должен показать, что в ходе работы вы выполнили все задачи, которые поставил преподаватель.


Основная часть отчета не имеет строгих рамок по объему, но вузы рекомендуют писать 2–3 раздела, каждый из которых включает в себя от 2 до 4 подразделов.


В основной части укажите:

 

  • как решали ежедневные задачи
  • какие документы изучали
  • что узнали
  • чему научились

 

Заключение занимает 3–4 страницы и состоит из ваших выводов о прохождении практики. Чтобы составить грамотное заключение, проанализируйте деятельность предприятия и оцените, что вам дала практика.


В выводах расскажите:

 

  1. что думаете о предприятии
  2. какую пользу вам принесла практика
  3. насколько значима для общества ваша будущая профессия


Список литературы обязателен для отчета, как для любой научно-исследовательской работы. Вузы рекомендуют указывать 10–15 источников. Включайте в него все материалы, которые использовали


Это могут быть:

 

  • нормативно-правовые акты
  • литература, рекомендованная на предприятии
  • периодические издания
  • внутренние материалы организации и т.п.

 

В приложения выносите объемные данные, которые показывают результаты вашей практической деятельности.

Сюда относятся:

 

  • большие таблицы
  • иллюстрации
  • графики
  • внутренние документы предприятия
  • решение конкретных задач и т.п.


Помимо обязательных разделов, не забудьте включить в отчет задание на практику, дневник и характеристику с предприятия.
На выполнение отчета у вас будет 3–5 дней после завершения практики. В некоторых вузах время для написания отчета входит в период практики.

 

как писать отчет по практике

 

Готовимся к защите

 

Отчет по практике нужно не только написать, но и защитить. Чтобы получить хорошую оценку, готовьтесь заранее и не забудьте проверить содержание отчета.

 

Избегайте типичных ошибок

 

Спустя некоторое время после написания перечитайте отчет свежим взглядом. Внимательно проверяйте: цифры и факты; логику изложения; оформление.

Цифры и факты должны быть достоверными, актуальными и достаточными. Проверяйте информацию, прежде чем поместить материалы в отчет. Одна неверная цифра в таблице, особенно если это массив данных, потянет за собой ряд ошибок.Так же внимательно относитесь к чертежам, графикам и сведениям о предприятии. В графических материалах проверяйте точность цифр и расчетов. Актуальность информации о предприятии, которые взяли на сайте или в документах, уточните у компетентного сотрудника.


Логика изложения должна быть последовательной и понятной. Преподаватель или комиссия не будут внимательно вчитываться в вашу работу, поэтому пишите основную часть, помня о структуре. Хорошо, если у вас есть предварительный план текста. Посмотреть, как составлять план научной работы, можно здесь.


Внимательно отнеситесь к оформлению отчета. Помимо требований ГОСТов, учитывайте рекомендации вуза. Ознакомьтесь с ними заранее, изучив методички на кафедре, в библиотеке или на сайте института.

Часто студенты забывают пронумеровать страницы, неправильно выравнивают текст по ширине или хотят «украсить» отчет нестандартным шрифтом. Отчет по практике — научная работа, поэтому выполняйте его соответственно требованиям, не допуская самодеятельности.


Не забудьте запросить в организации характеристику за несколько дней до окончания практики. Возможно, вас попросят написать характеристику самостоятельно. В таком случае пишите отзыв заранее и не забудьте подписать у руководителя.

 

Напишите речь

Защитить отчет по практике не легче, чем курсовую или дипломную работу. Вам потребуется подготовить речь и презентацию, а также выучить текст выступление.


Подготовка речи сводится к базовым пунктам:

 

  1. выделите важное в отчете
  2. напишите тезисы в логичной последовательности
  3. прочитайте текст выступления
  4. сократите речь, чтобы выступление не было затянутым.


Мы уже писали, как подготовить защитную речь к диплому. Эта статья поможет написать текст выступления и к отчету по практике.


Не забудьте подготовить презентацию. Это вспомогательный материал, поэтому не перегружайте слайды текстом. Лучше вынесите на них интересную графическую информацию и дополнительные сведения, которые не использовали в отчете и не собираетесь проговаривать в выступлении.

 

Выступайте уверенно

 

Вы прошли практику, составили отчет и подготовили защитную речь. Осталось только выступить перед комиссией или преподавателем.
Запомните главные правила отличного выступления:

 

  • Выучите речь. Живая устная речь всегда звучит выигрышнее, чем чтение по бумажке.
  • Подготовьте презентацию.
  • Проверьте оформление, содержание и формат файла.
  • Выспитесь. Чтобы выступить бодро и активно, не откладывайте подготовку презентации и речь на ночь перед защитой. Полноценный сон — лучший друг успешного выступления.
  • Оденьтесь правильно. Защита отчета — официальное мероприятие, поэтому выбирайте одежду официально-делового стиля, избегая экстравагантности.
  • Подготовьте шпаргалку и воду. От волнения можно забыть текст, выученный наизусть. Чтобы чувствовать себя уверенно, напишите речь на карточках. Несколько глотков воды помогут вам успокоиться и настроиться на выступление.


Подготовка отчета по практике достаточно трудоемкое занятие. Если вы и так перегружены учебой или уже работаете, найти время на отчет будет непросто. Хорошая идея — заказать отчет по практике у профессионального автора. А освободившееся от написания отчета время получится выделить на доработки по диплому.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!

Ко всем статьям
Отчет по практике: как написать и защитить