Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Формирование коммуникативных умений у младших школьников

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Риторика
Страниц
35
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение3 Глава 1 Теоретические основы исследования.5 1.1.Формирование коммуникативных умений как психолого-педагогические проблемы5 1.2. Формирование коммуникативных умений методический аспект10 Глава 2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений.18 2.1 Определение уровня владения коммуникативными умениями.18 2.2 Упражнения направленные на формирование коммуникативных умений у младших школьников.20 2.3. Контрольный эксперимент. Проверка результативности опытно - педагогической работы27 Заключение35 Список использованных источников37
Введение

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества[7, с. 247]. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую практику и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.[4, c. 11 – 18] Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки литературного чтения могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий[6]. В этом заключается актуальность темы нашей работы. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе» Проблема исследования: формы и методы обучения наиболее эффективны для целей формирования коммуникативных универсальных учебных действий Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся на уроках литературного чтения. Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира будет эффективным при использовании игровых технологий. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме, тестирование, естественный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов диагностики

Заключение

Мы считаем, что особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид универсальных учебных действий имеет огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных универсальных учебных во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе. В-третьих, коммуникативные универсальные учебные действия учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Задача формирования универсальных учебных действий предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. Изучив теоретические и практические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения на основе изученной психолого-педагогической и методической литературы, пришла к тому, что важнейшим средством достижения цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, по моему мнению, является организация разных форм учебного сотрудничества на уроке. Проанализировав опыт работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения пришли к выводу, что умелое использование технологий приводит к увеличению уровня формирования коммуникативных УУД учащихся. Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие. В заключении необходимо отметить, что, если формированию универсальных учебных действий не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов, низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню обще познавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию универсальных учебных действий является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. 2. Анисимова, В. А. Пути формирования у учащихся положительной мотивации к чтению / В. А. Анисимова // Школьный библиотекарь. - 2011. -№ 8. - С. 8. 3. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011 4. Ефросинина, Л.А. Урок –важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Начальная школа.2012.№ 2. – С.11-18. 5. 25. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20. 6. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012 7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»/Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2012.- 247с. 8. М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. М.С.Рузина. Пальчиковый игротренинг, изд.. САГА,2002Г. 9. Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник” / Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54. 10. . Новосельцева Т.Аа, Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе – журнал "Начальная школа" №1 2013 11. Осмоловская, И.М., Петрова,Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова//Начальная школа. –2012.–№ 10.–С.13 –17. 12. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - изд. 2-е – М.: 2011. - С. 414. 13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3-х ч. Ч.1/М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.; Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. –215 с. 14. Панич М.С. Взрослые и дети. - М.: АПН, 2011. - С. 25. 15. Педагогика школы. Учеб. пос. // Ред. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 2015. - С. 320. 16. Педагогика. Учеб. пос. // Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед. агенство, 2013. - 602 с. 17. Педагогика школы. Учеб. пос. // Ред. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 2015. - С. 320. 18. Педагогика. Учеб. пос. // Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед. агенство, 2013. - 602 с. 19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник. В 2-х кн. - Кн. 2. Процесс воспитания. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 256 с. 20. Подласый И.П. Педагогика. – М.: 2011. 21. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013. 22. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010 23. Савников Ю. А. Формирование универсальных учебных действий современными средствами обучения / Ю. А. Савников, Т. В. Дубовицкая // Alma mater. – 2014. – № 1. – С. 74-79. 24. Семенова, Л. А. Использование слайд-лекций в образовательном процессе высшего учебного заведения / Л. А. Семенова // Alma mater. – 2012. – № 9. – С. 45-46. 25. Стрекалова, И. Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах / Н. Б. Стрекалова // Высшее образование в России. – 2014. – № 1. – С. 93-97. 26. Содержание воспитания школьников // Ред. И.С. Макаренко. - изд. 2-ое. – М.: 2011. - С. 21. 27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010. 28. Харламов И. Ф. Педагогика. М., Высшая школа, 1990. Аверченко, Л. К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций / Л. К. Аверченко, И. В. Доронина, Л. Н. Иванова // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 10. – С. 35-40. 29. Эрштейн, Л. Б. Активная лекция как способ повышения качества образования в вузе и аспирантуре / Л. Б. Эрштейен. – Alma mater. – 2013. – №10. – С. 114-116. 30. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / Г.А Цукерман http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!