Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Игровые технологии (на уроке немецкого языка) как способ формирования и развития социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Языки
Предмет
Методика преподавания
Страниц
50
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения 7 1.1 Понятие социокультурной компетенции, ее роль в процессе обучения немецкому языку 7 1.2 Основные аспекты обучения немецкому языку 13 1.3 Социокультурный подход в обучении немецкому языку 14 1.4 Средства формирования социокультурной компетенции на «первой» ступени обучения немецкому языку 16 1.5 Игра, как средство формирования и развития социокультурной компетенции 18 Глава 2. Роль игр в процессе обучения немецкому языку учащихся средней ступени обучения 20 2.1 Обобщение опыта работы учителей немецкого языка по внедрению игровых технологий за последние 10 лет 20 2.2 Игровые приемы на разных этапах урока немецкого языка в средней школе 35 3. Общие выводы 46 Заключение 48 Литература 50 Приложения 54
Введение

Актуальность работы. В России во многих сферах общества, а именно в сфере образования происходят постоянные изменения. Данные преобразования непосредственно связаны с изменениями в социально-политической и экономической сферах общества. Всё это происходит, зачастую, из-за того, что общество требует от образования выполнения разного рода функций. Например, помимо воспитательной и образовательной функции, общество ожидает выполнения социокультурной функции. Немецкий язык, как и любой другой, является неотъемлемой частью культуры. Он функционирует исключительно в определенной культуре. С целью его понимания, нам необходимо ознакомится с некоторыми особенностями культуры данного языка. Иными словами говоря, нам необходимо формировать социокультурную компетенцию [1, с.25].


Чтобы заказать контрольную работу по маркетингу заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!


. Всё чаще в современной педагогике прослеживается термин «компетентность». «Компетенция» - сфера, в которой комплекс знаний человека, его умений и возможностей позволяет ему действовать в любого рода ситуациях. Самое важное и определяющее достижение в области педагогики заключается в успехе речевого общения посредством коммуникативной компетенции. Последняя определяется способностью адекватно вести диалог и соответствовать задачам общения. Необходимость изучения языка совместно с его культурой оказалась оправданной, поскольку это поспособствовало более интенсивному развитию социокультурного подхода в педагогике. Существует ряд проблем, возникающих при практическом изучении языка и его культуры, и требующих немедленного разрешения. Данный вопрос и определяет актуальность данной работы. Данная работа направлена на рассмотрение проблемы поиска способов и средств формирования и развития социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы на уроках немецкого языка. Согласно ныне существующим стандартам изучения иностранного языка, в образовательную программу должны входить не только речевые умения и языковые знания, но также и социокультурные знания и навыки. Данные стандарты выделяют формирование коммуникативной компетенции в взаимосвязи с социокультурными знаниями страны изучаемого языка. Утверждается, что при отсутствии знаний о культуре языка невозможно формирование адекватной коммуникативной компетенции. В данном случае, посредством изучения иностранного языка, обогащается внутренний, духовный мир человека. Данное явление объясняется приобретением человека обширных знаний о культуре страны данного языка. Изучение в школах иностранного языка с ранних лет прививает учащемуся уважение к культуре страны изучаемого языка. Кроме того, это повышает его кругозор и определяет его как личность, принадлежащую определенному обществу. Учащиеся от 11 до 16 лет (5-9 класс) с интересом начинают относиться к изучаемому языку, в данном случае немецкому. Изначально, возможно, многих пугает лексика, грубоватость языка, кажущаяся на первый взгляд. Даже эти аспекты заинтересовывают учащихся. Главная задача для преподавателя сохранить интерес, вызванный у ребят к изучению иностранного языка. Как известно, интерес легче всего сохранять посредством развлекательно-игровой деятельности. Плюсы данного подхода заключаются в том, что в данном случае, возможным становится создание реальных мотивов коммуникации. Кроме того, это позволит сформировать и развить социокультурную компетенцию учащихся средних классов. Современное образование считает обязательным изучение иностранного языка, именно это и послужило введению со 2-го класса дисциплины «Английский язык». В старших классах, в данном случае это 5-9 классы, многие школы вводят немецкий язык как обязательную дисциплину. Подобное нововведение требует начальный этап в обучении иностранному языку. Роль данного этапа соответственно возрастает. Несмотря на то, что учащиеся 5-9 классов уже не столь восприимчиво относятся к обучению, в отличие от младших школьников, они всё равно овладевают основами коммуникации на иностранном языке. Единственный недостаток в данном случае так это то, что временные затраты на овладение языком у учащихся средних классов гораздо больше, нежели у учащихся младшей возрастной группы [2, с.15] Цель работы – определение эффективности применения развлекательной деятельности в виде игр на уроках немецкого языка в качестве способа формирования и развития социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: 1. Определить теоретические основы в развитии и формировании социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы. 2. Определить средства формирования и развития социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы на уроках немецкого языка. 3. Проанализировать опыт работы учителей немецкого языка по внедрению игровых технологий за последние 10 лет. 4. Рассмотреть игровую деятельность на уроках немецкого языка. 5. Проанализировать учебник немецкого языка И.Л.Бим в 5 и 9 классах на наличие и характер игр, в соответствии с возрастными особенностями. 6. Разработать методику проведения игр для средней ступени обучения. Объектом курсовой работы является формирование и развитие социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы. Предмет работы - игровая деятельность на уроках немецкого языка как средство формирования и развития социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы. Практическая значимость работы определена материалами, которые возможно применить в курсе по изучению культуры страны и на занятиях учащихся средних классов по немецкому языку. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

В результате проделанной работы решены следующие задачи: определены теоретические основы в развитии и формировании социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы; определены средства формирования и развития социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения (5-9 классы) общеобразовательной школы на уроках немецкого языка; проанализирован опыт работы учителей немецкого языка по внедрению игровых технологий за последние 10 лет; рассмотрена игровая деятельность на уроках немецкого языка; проанализирован учебник немецкого языка И.Л. Бим в 5 и 9 классах на наличие и характер игр, в соответствии с возрастными особенностями; разработана методика проведения игр для средней ступени обучения. Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма урока. Современные учителя редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка. Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения школьников иностранным языкам. Используя игры, нужно помнить: 1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры. 2. В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся. 3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей. 4. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

Список литературы

1. Абумова Г. А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2001 2. Айбетова Р. Х. Педагогика сотрудничества на уроках немецкого языка. ИЯШ, 2002, №1с.14 3. Баганова, П.А. Потенциал использования пословиц в обучении иностранным языкам / Слагаемые качества современного гуманитарного образования. – Самара, 2004. – С. 139-144. 4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1965. - 228 с. 5. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку вбазовом курсе/ И.Л. Бим ... М.: Русский ячзык,1990.- с.269 6. Бим И.Л. Формирование коммуникативной компетенции М.: Просвещение, 1998 7. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в шк. - 2001. - № 2 - 132 с. 8. Богачёва В.Г. «Развитие коммуникативных умений и навыков старшеклассников на основе использования технологий личностно – ориентированного обучения на уроках иностранного языка » 9. Бойдурова Л. А. Метод проектов при обучении двум иностранным языкам . ИЯШ, 2002, №1 с.5 10. Браун С. В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе. ИЯШ, 2002 №2 с.32 11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. - №6. 12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000.-с.165 13. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам Текст / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. 14. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: АКАДЕМИЯ, 2004 15. Златогорская Р. Л. В помощь будущему учителю немецкого языка, Ленинград «Просвещение», 1978 год. 16. Зимняя И. А. Вопросы обучения иностранным языкам в школе. М.:Просвещение, 1996 17. Игошина Н. В. «Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики». 18. Ильина Т. А. Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006 19. Ищенко Л. Е., Якушина Л. З. Немецкий язык вне урока. Издательство «Просвещение», Москва, 1969 г. 20. Карамышева Т. В. Изучение иностранного языка с помощью компьютера. ИЯШ, 2006 21. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. «Четыре четверти». Санкт-Петербург: КАРО, 2005. 22. Копина Е.В. Роль игр в повышении мотивации к изучению иностранных языков в начальной школе 23. Ляховский М.В. и Вишневский Е.И. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе.// ИЯШ – 1990, №20 24. Материал курсов ИУУ (1997 г.) «Современные технологии в обучении иностранным языкам в школе». 25. Матрон Е. Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке по работе с газетой. ИЯШ № 2/90. 26. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке. ИЯШ № 3/87. 27. Мирский Э. М. 100 диалогов в картинках на немецком языке (VI – IX классы), Москва «Просвещение», 1996 год. 28. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Ролевые игры. Минск, «Высшая школа», 1998 год. 29. Некоторые способы повышения качества учебно-воспитательного процесса. М. А.Гойсан. ИЯШ № 6/93. 30. Обучение иностранным языкам. Методическое пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. Санкт-Петербург: КАРО, 2003 31. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования: методическое письмо // Иностранные языки в школе.2004. №5. 32. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1991 33. Пассов, Е. И. Учитель иностранного языка : мастерство и личность / Е. И ... - М. :Просвещение, 1993 . - 159 с 34. Программно-методические материалы: иностранные языки для общеобразовательных учреждений: - М.: Просвещение, 2005. 35. Рабинович Ф. М., Баллер Э. Э., Голубенко Е. С., Крылова О. К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорения. ИЯШ № 6/83. 36. Роговая Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Б. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287с. 37. Рогова Т. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // ИМИ, 1996, №4, с. 60-64 11. 38. Современный словарь иностранных слов. – СПб.: Комета. – 1994. – с.740 39. Скляренко Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в VII классе. 40. Смирнов И. Б.Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе, УМП для учителя – СПБ: КАРО, 2005 1 41. Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарты второго поколения. М., 2010. 42. Филатов В. М. Методическая типология ролевых игр. ИЯШ № 2/88. 43. Яцковская Г. В. Кукла в ролевой игре. ИЯШ № 5/85. ?

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!