Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Изучение мифопоэтических парадигм в романе Дж. Толкина "Хоббит", на уроках внеклассного чтения по английскому языку.

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лексикология
Страниц
50
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Мифоэпика в литературных произведениях 6 1.1. Явление мифологизма в литературе 6 1.2. Мифоэпическая парадигма в произведениях Дж. Толкина 13 Выводы по первой главе19 Глава 2. Мифоэпические особенности в романе Дж. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» на уроках внеклассного чтения по английскому языку 20 2.1. Мифоэпика в романе «Хоббит, или Туда и Обратно»20 2.2. Применение знаний о мифопоэтических парадигмах на уроках английского языка 37 Выводы по второй главе 44 Заключение 45 Список литературы 47
Введение

Термин «миф» в целом ряде отраслей гуманитарного познания, изучающих историю, культуру, язык, искусство, религию, философию, мораль и другие компоненты духовной культуры, принадлежит к числу широко употребляемых понятий. Он прочно вошел также в научно-популярную и художественную литературу. Анализу природы мифа посвящено большое число философских, литературоведческих и искусствоведческих работ. Среди них труды С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, М. Л. Гаспарова, Г. Д. Гачева, Я. Э. Голосовкера, Д. В. Затонского, А. Ф. Лосева, М. М. Маковского, Е. М. Мелетинского, А. А. Потебни, В. Я. Проппа, А. А. Федорова, О. М. Фрейденберг, А. А. Тахо-Годи и многих других. За рубежом проблемы мифа и мифологизации плодотворно исследовали Р. Барт, Р. Вейман, И. Леви-Стросс, Н. Фрай, Д. Хайгет, Дж. Уайт, К. Г. Юнг и другие. У каждого, даже самого маленького народа, есть свой героический эпос. Уже сам этот факт доказывает, что без эпоса народ существовать не может. «Тесно связанный с религиозными воззрениями народа, являясь в качестве сказаний о героях неотъемлемой частью мифологии, эпос, таким образом, является и частью древней мудрости, усвоенной народом в незапамятные времена и заложенный им впоследствии в основу своего жизненного опыта» [3]. Как отмечает М.В. Ролина, «феномен авторского мифопоэтического пространства принадлежит ХХ веку, при этом возник он приблизительно в одно и то же время в разных литературах. Оживление интереса к мифу на рубеже веков было явлением отнюдь не случайным. Прежде всего, оно связано с кризисом рациональных парадигм: на рубеже XIX - XX столетий выяснилось, что наука не может разрешить такие метафизические проблемы, как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т. п. а потому - не в состоянии полностью и до конца вытеснить мифологию» [27]. Цель работы - рассмотреть мифопоэтические особенности фантастического романа на примере произведений Дж.Толвина. Материал исследования - произведение Д. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно». Задачи работы: Изучение мифоэпических основ литературных произведений. Изучение связи произведений литературы с мифом и современными интерпретациями мифа. Рассмотрение особенностей мифоэпики в произведениях Дж. Толкина. Рассмотрение мифопоэтических особенностей в произведениях Дж.Толкина; Разработка рекомендаций по изучению романа «Хоббит, или туда и обратно» с учетом мифоэпической парадигмы. Объектом исследования является англоязычное произведение жанра фэнтези «Хоббит, или Туда и Обратно». Предметом изучения являются мифопоэтические особенности произведений Дж.Толкина. Научная новизнаработы состоит в частичном выявлении мифоэпических особенностей жанра фэнтези в англоязычной литературе на примере романа «Хоббит, или Туда и Обратно». Практическая значимость работы заключается в возможности использования настоящего исследования в процессе изучения литературы в школе. Материалы данного исследования могут так же использоваться при изучении стилистики английского языка. В работе использованы следующие методы и принципы исследования: принцип историзма. метод литературоведческого анализа текстов. сравнительно-сопоставительный метод. семантико-стилистический метод. метод лингвистического комментирования. метод концептуального моделирования. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы. Глава 1. Мифоэпикав литературных произведениях1.1. Явление мифологизма в литературе Литературный мифологизм рассматривается как специфическая форма художественной условности, которая не препятствует постановке самых актуальных проблем, в том числе социально-политических. Более того, осмысление современности является, по-нашему мнению, главной и естественной целью сюжетного мифологизирования. Такой подход позволяет рассматривать мифологические влияния в исторической динамике и относиться к ним не только как к определенному комплексу формальных приемов, но как к важному средству художественного миропознания. Этимология слова «миф» такова: оно имеет индоевропейский корень meudh-, mudh-, в древности обозначавший «заботиться о чем-то» и «иметь в виду что-то», «страстно желать чего-то» и др.[23]. В дальнейшем число значений этого термина резко возросло. В современной культуре термин «миф» функционирует весьма и весьма многозначно. В широком смысле термин «миф» имеет множество смысловых оттенков. Под мифом понимают не только древнее представление о мире, результат первобытного духовного производства. Миф - это любое неистинное, ложное знание, субъективно-целостное представление, несущее в себе момент условности, невысказанности, относительности; заблуждение, в котором тесно переплетаются истинное и ложное, реальное и воображаемое; то, с чем апеллируют не к разуму, мышлению, рассудку, здравому смыслу, а к чувствам, эмоциям (такими являются, например, многие пропагандистско-идеологические утверждения, лозунги, призывы, стереотипы массового сознания); легенды, предания, сказки, фольклор и др.; используемые в искусстве фантастические, воображаемые образы, продукты нереалистического художественно-образного преломления действительности, часто являющиеся результатом функциональной и идейной переработки древних мифов и т.д.

Заключение

========== Таким образом, творчество Толкина является ярким примером мифологизации литературы XX века, его по праву называют творцом современной мифопоэтики. При этом «Властелин Колец» опирается, прежде всего, на собственную мифологию («Сильмариллион»), созданную писателем по образу и подобию реально существующих мифологий и в первую очередь германо-скандинавских легенд. Писатель активно разрабатывает мифологические сюжеты, темы, мотивы и символы, конструируя собственный миф о собственном мире, основываясь на базовых принципах и функциях мифологии: природосообразности, объяснения мира, синкретичносте и символичности. Миф Толкина сочетает в себе черты различных мифов: космогонических, этиологических; антропологических; астральных, тотемических; героических, эсхатологических. Анализ текста романа «Хоббит, или Туда и Обратно» выявляет постоянную перекличку с мифологическими темами, сюжетами, мотивами и символикой. Вечные мифологические темы сотворения мира, смерти и бессмертия, традиционная сюжетика, и герои характеризуют миф Толкина. Даже хоббит напоминает мифические гибридные существа (например, кентавра) и по названию (homo rabbit=hobbit), и по функции (символ добродушного, приземленного обывателя, могущего при этом постоять за себя и свои идеалы). Особенно богата эпопея мифологической символикой. Магическое число девять в мифологии (например, девять миров скандинавского мифа) и у Толкина (девять народов, девять колец, девять Черных Рыцарей и Хранителей и т.д.). Одноглазый Один в образах Илуватара и Саурона, Мелькор, напоминающий Локи. Священное Древо Жизни, символические птицы, живые деревья, трава как символ процветания и здоровья. Есть у Толкина свой Стикс и свои фетиши. Он умело выстраивает семантические, пространственно-временные и социальные оппозиции, характерные для бинарной логики мифа. Кроме переклички сюжетов, образов, мотивов и символов, произведение Толкина и мифы объединяет фантастическое начало. При этом Дж. Толкин опирался на различные мифологии, но, прежде всего, на германо-скандинавские традиции, причем не просто заимствовал тематику, сюжеты, образы и символы, а трансформировал, вписывал их в свою мифопоэтическую систему, руководствуясь общими для традиционной мифологии закономерностями. Использование знания о мифоэпических парадигмах может быть использовано на внеклассном чтении при изучении произведения «Хоббит» на английском языке. Мифоэпика позволит обеспечить когнитивные карты для учеников, на которые им будет проще собирать информацию из произведения. Фактор иностранного языка значимо усложняет процесс восприятия произведения, а использование подхода, предлагаемого в рамках данной курсовой работы, мы сможем уменьшить его значимость, снизив субъективную сложность процесса чтения и восприятия иноязычного произведения.

Список литературы

Авдеева Е.А. Философско-антропологические основания гуманитаризации системы образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-antropologicheskie-osnovaniya-gumanitarizatsii-sistemy-obrazovaniya-1 (дата обращения: 11.03.2016). Богданова Е.Л., Богданова О.Е. Развивающий потенциал метода построения когнитивных карт в условиях образовательной практики высшей школы // Вестн. Том. гос. ун-та, 2011. - №353. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschiy-potentsial-metoda-postroeniya-kognitivnyh-kart-v-usloviyah-obrazovatelnoy-praktiki-vysshey-shkoly (дата обращения: 11.03.2016). Виноградов Ю.А. Проблема осмысления мифоэпической поэзии в современной книжной графике // МНКО, 2013. - №1 (38). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-osmysleniya-mifoepicheskoy-poezii-v-sovremennoy-knizhnoy-grafike (дата обращения: 10.03.2016). Галиев С.С. Мотив зла в мифологической системе Толкина // Вестник Университета Российской академии образования, 2010. - № 1. - С.56-61. Галиев С.С. Функции мифологического в произведениях Дж.Р.Р. Толкина и А.В. Иванова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Галиев Сергей Сергеевич;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»]. - Москва, 2012. - 24 с. Гоголева С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези // Наука и образование, 2006. - № 3. - С.85-88. ГриченкоГ.А. Место космогонических и эсхатологических мифов в современной фэнтези // Научная палитра, 2015. - № 3 (9). - С.8. Гулыга А. В. Искусство в век науки. - М.: Наука, 1978. - 180 с. ГулыгаА. В. Миф как философская проблема. Античная культура и современная наука; АН СССР. - М.: Наука, 1985. - С. 271-276. Демина А.В. Феномен фэнтези: определения и истоки // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2012. - № 1. - С.326-331. Иванова Э. Создание вторичных миров: Дж.Р.Р.Толкин и жанр «ФЭНТЕЗИ» // Искусство в школе, 2008. - № 4. - С.41-45. Караваева В.Г. Интертекстуальность как один из онтологических аспектов мифотворчества // Современные гуманитарные исследования, 2008. - № 3. - С.107-111. Кудаева З.Ж. Временные параметры в адыгской мифоэпической традиции (на материале паремий) // Вестник ОГУ, 2005. - №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vremennye-parametry-v-adygskoy-mifoepicheskoy-traditsii-na-materiale-paremiy (дата обращения: 10.03.2016). Кулакова О.К. Авторское мифотворчество в жанре фэнтези // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2010. - № 1. - С.189-194. Кулакова О.К. Дракон как универсальный прецедентный феномен в авторской картине мира // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2010. - № 4. - С. 105-110. Лосев А. Ф. Гомеровский эпос. / А. Ф. Лосев. // Античная литература - М.,1980. - С. 46-48. Маклаков И.А. Романный компонент эпопеи Дж. Толкина «Властелин колец» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2007. Т. 13. - № 1. - С.146-150. Маклаков И.А. Волшебные истории дж. толкина в контексте жанра фэнтези // В сборнике: Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Ф.Л.Ратнер, 2014. - С.248-256. Медведева Н.Г. Миф как форма художественной условности: автореф. дисс.... канд. филол. наук/Н. Н. Медведева. -М., 1984. - 23 с. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. / Е. М. Мелетинский. - М., 2000. - 170 с. Мойжес Л. Переосмысление мотива смерти в произведениях жанра киберпанк: религиозные тропы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2015. - № 1 (33). - С.269-296. Назин А.С. Сопоставительное исследование метафор в романе Дж.Р.Р. Толкина "Хоббит, или Туда и Обратно" и его переводах на русский язык : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20. - Екатеринбург, 2007. - 201 с. НайдышВ. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В. М. Найдыш. - М.: Гардарики, 2002. - 554 с. Носкова С.А. Искусственные языки Толкина и языковая картина мира // В сборнике: Коммуникативные аспекты языка и культуры Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. под ред. С.А. Песоцкой ; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. - С.84-89. Потапова О.С. Мифотворчество Дж. Р.Р. Толкина: "Сильмариллион" в контексте современной теории мифа : "Сильмариллион" в контексте современной теории мифа : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03. - Н. Новгород, 2005. - 260 с. Путило О.О. Способы изображения географического пространства в виртуальном мире фэнтези (Д.Р.Р. ТОЛКИЕН «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» И НИК ПЕРУМОВ «АЛМАЗНЫЙ МЕЧ, ДЕРЕВЯННЫЙ МЕЧ») // В мире научных открытий, 2012. - № 11. - С.95-105. Родина М.В. Творчество Дж. Р. Толкина и К. С. Льюиса как особая модификация неомифологизма // Science Time, 2015. - №4 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-dzh-r-tolkina-i-k-s-lyuisa-kak-osobaya-modifikatsiya-neomifologizma (дата обращения: 11.03.2016).

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!