Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Развитие читательских интересов у школьников с нарушением зрения

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Педагогика
Страниц
35
Год сдачи
2016
Оглавление
Глава I. Теоретические основы формирования и развития читательских интересов 5 1. Развитие читательских интересов в детском возрасте 5 1.1 Понятия читательского интереса и особенности его формирования 5 1.2 Проблемы развития читательских интересов 8 1.3 Связь с познавательным интересом 10 1.4 Развитие читательской самостоятельности 11 Глава II. Факторы, влияющие на развитие читательских интересов 13 2.1 Зрительное восприятие как основополагающий компонент в процессе обучения навыку чтения 13 2.2 Проблема чтения - дислексия 15 2.3 Роль семейного чтения в формировании читательских интересов 18 2.4 Работа библиотек по развитию читательского интереса 19 Глава III. Особенности формирования читательских интересов в условиях зрительной депривации 22 3.1 Своеобразие протекания процессов чтения в условиях слабовидения 22 3.2 Дети с нарушением зрения и своеобразие формирования читательских интересов 24 Заключение 31 Список использованной литературы 33
Введение

В середине ХХ века педагоги во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей. Наша страна долгое время считалась «самой читающей в мире», однако с 90-х годов прошлого века и в России начинается спад читательской активности. Исследователи отмечают, что за последние десятилетия увеличилось число детей, читающих только в рамках школьной программы, замедлился процесс вхождения ребенка-дошкольника в книжную культуру, по мере взросления интерес к чтению у детей ослабевает. Между тем чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка.


Дедлайны горят? заказать кандидатскую проще, чем вы думаете.


. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности детей. Поэтому тревога педагогов и психологов вполне обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников. Основы будущей читательской деятельности ребенка закладываются именно в начальной школе. В этой связи вопрос о формировании читательских интересов и культуры чтения младших школьников приобретает особую значимость. Несмотря на то, что в последние десятилетия этой проблеме был посвящен целый ряд исследований, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию читательских интересов у учащихся недостаточно высок. Часто учителя больше интересует степень овладения программным материалом, а не глубоко продуманная работа по развитию у детей интереса к знаниям, познавательной потребности. Недостаточная разработанность проблемы стимулирования читательских интересов младших школьников и ее большая практическая значимость определили актуальность предпринятого исследования. Объектом дети с нарушением зрения. Предметом исследования являются условия и способы стимулирования читательских интересов младших школьников с нарушением зрения. Цель работы — выявить и охарактеризовать условия развития познавательной активности учащихся первой ступени с нарушением зрения через стимулирование их читательских интересов. В соответствии с целью определены следующие задачи: – рассмотреть понятие познавательной активности и факторы ее развития; – выявить сущность понятия «интерес» и установить специфику читательских интересов; – рассмотреть особенности формирования интереса к чтению у учащихся на начальной ступени обучения с нарушением зрения; Методологическую основу работы составили психолого-педагогические исследования М. И. Лисиной, Н. Н. Светловской, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова, И. П. Подласова. Методами исследования стали – анализ психолого-педагогической литературы в рамках проблемы; – теоретический анализ эмпирических данных.

Заключение

Рассмотрев важные характеристики читательского интереса, можно сделать вывод о том, что читательский интерес является одним из организующих звеньев в работе с младшими школьниками по развитию их познавательной активности. Познавательный интерес и читательский интерес взаимосвязаны и дополняют друг друга — как неотъемлемая часть развития личности младшего школьника. Именно они являются основными в развитии познавательной активности. Чтение – фундамент дальнейшего обучения. Ребенок становится старше, и большая доля образовательной информации идет из этого источника. Важно не упустить этот период. Помочь ребенку не остаться без удивительного мира общения, в том числе чтения. У слабовидящих школьников в силу особенностей зрительного восприятия затруднен переход от этапа к этапу. Навык чтения формируется у них значительно медленнее, чем у нормально видящих сверстников. Для чтения слабовидящих характерно снижение скорости чтения. Слабовидящие часто задерживаются на стадии различения букв, запаздывают при образовании слогов и, в особенности, смыслового объединения слов и словосочетаний. Замедленное восприятие букв, слогов и слов затрудняет понимание прочитанного текста. У детей с нарушениями зрения часто возникает трудности в установлении контактов с окружающими. Для формирования средств общения необходимо участие всех анализаторов. Особенную роль играет зрительный анализатор, который в процессе социальной перцепции несет информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии собеседника или партнера по игре. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника (такие проявления малоразличимы для ребенка с глазной патологией) приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний. Нет достаточного и точного опыта социального общения. Следовательно, нет полных и точных представлений о том, как могут выражаться согласие и несогласие, одобрение, удивление и другие эмоциональные проявления. Представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые Конкретные рекомендации по обучению детей чтению: тексты для чтения: авторы и герои, хорошо знакомые каждому ребенку люди: одноклассники, учителя, родители и т.п. Уроки чтения должны быть связаны с воспитательной работой. Обязательно проводить работу по формированию умения выделять такие важные элементы в словесном описании поведения героя, как описание нормы (предписаний или запретов), на которые он должен ориентироваться в своем поведении, какие изменения вносит поведение героя во взаимоотношения с окружающими людьми, представленные в тексте оценки поведения героя. Учить детей различать тексты с полным и неполным описанием поведения героя, упражнять в восстановлении пропущенных элементов описания. Обсуждать с учащимися на конкретных примерах возможные варианты поведения героя в тех или иных описанных в тексте случаях. Особенно важно добиться при этом расширения представлений учащихся о возможных вариантах нормативного и ненормативного поведения героев в сходных ситуациях

Список литературы

Беляева С. А. К вопросу о сформированности читательской самостоятельности младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 710-713. Гончарова Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению "под лупой" дефектологических исследований // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 12. - С. 45-56. Гончарова Е.Л. Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии/Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.(81-86)№5-2015 Гончарова Е.Л. Чтение и читательское развитие особого ребенка: от исследований к практике/Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.№5-2015 Грабенко Т. Зачем читать детям сказки? / Т. Грабенко. – СПб. : Речь, 2006. – 64 с. : ил. – (Мастерская Татьяны Грабенко). Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщению детей к чтению:учеб.пособие для студ.фак.дошк.воспитания высш.пед.учеб.заведений/З.А. Гриценко.-М.:Издательский центр «Академия»2008.-224с. Дейнеко И. Привлечение детей к систематическому чтению в школьной библиотеке/ И. Дейнеко //Библиотека в школе: прил. к газ. "Первое сентября".-2003.-N 18. - С. 15-17. Джежелей О. В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. - М, 1975. – с. 28. Егорова Т.С. Особенности чтения у людей с нормальным зрением и у слабовидящих Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. И.И. Тихомирова О развитии творческого чтения в России/Школьная библиотека №1. 01.2008 (68-73). Инфоурок. Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи. [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/semeynoe_chtenie_kak_istochnik_formirovaniya_interesa_k_knige_i_duhovnogo_obogascheniya_semi-579518.htm (Дата обращения: 19.02.2016) Карташева Н. Мы растем вместе с книгой/Наши дети. 2010. (42-43) Катаева А.А., Гончарова Е.Л. Дорога к книге// О приобщении детей к чтению: советы родителям // Семья и школа. - 1989. - № 8. – С.20-23. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И.. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2000. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И.. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2000. Коваленко Н.Б. Скорость и правильность чтения и письма слабовидящих с учетом остроты их зрения и заболеваний их глаз. В сб. «Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников». Отв. ред. А.И.Зотов. Л., 1970. Коваленко Н.Б. Скорость и правильность чтения и письма слабовидящих с учетом остроты их зрения и заболеваний их глаз. В сб. «Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников». Отв. ред. А.И.Зотов. Л., 1970. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб, 1997. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб, 1997. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками в условиях детской библиотеки:Сб.ст.Вып.2/ред.сост.О.Л.Кабачек.-М.,1999.-152с. Крылова Н.А. Обучение чтению слабовидящих учащихся начальных классов. Автореферат диссертации к.п.н. М., 1976. Культура и образование. Проблема культуры чтения в современном мире. .[Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/07/2222 (Дата обращения 10.11.2015) Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, 1996. Лапушкина О. В. Формирование интереса к чтению у школьников://Мультиурок,литература.URL:http://multiurok.ru/olgalapushkina/blog/formirovaniie-intieriesa-k-chtieniiu-u-shkol-nikov.html (дата обращения 15.02.2016) Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с Локтева Н. Ф. Формирование и развитие читательского интереса на уроках литературы.// repsh.alexrono.ru/index9.files/intkonferenzia.doc Лыкова О. Библиотека как внеклассная форма образования и воспитания детей с ограничениями в жизнедеятельности // АиФ - Новая библиотека. – 2004. - N 3. - С. 38-39. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов») Мельников Дефектология для Вас. Обучение слепого ребенка чтению изображений в условиях семьи. [Электронный ресурс]. URL: http://defectus.ru/load/teoreticheskie_materialy/tiflopedagogika/obuchenie_slepogo_rebenka_chteniju_izobrazhenij_v_uslovijakh_semi/40-1-0-225 (Дата обращения: 01.11.2015) Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231.htm#$p323 (Дата обращения:26.11.2015) Недвецкая М. Н. Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи и библиотеки / М. Н. Недвецкая//Образование в современной школе.-2004.-N 7. - С. 11-16.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!