Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Свободные экономические зоны: зарубежный опыт и перспективы в России

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Микро-, макро-, мегаэкономика
Предмет
Макроэкономика
Страниц
29
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон 5 1.1. Понятие: свободные экономические зоны 5 1.2. Разновидности и черты свободных экономических зон 7 1.3. Цели создания СЭЗ 10 1.4. Требования по размещению СЭЗ 12 1.5. Роль СЭЗ в экономике 13 2. СЭЗ за рубежом и в России 16 2.1. Опыт зарубежных стран 16 2.2. Возможность развития СЭЗ в России 18 2.3. Преимущества и недостатки СЭЗ 25 Заключение 27 Список литературы 29
Введение

В последние годы свободные экономические зоны (СЭЗ) стали определенной неотъемлемой частью всей мировой экономики. Формирование СЭЗ является действенным направлением развития экономики каких-либо отдельных регионов и территорий. Система различных льгот, которые устанавливаются в СЭЗ, должна быть именно в достаточной степени индивидуальной и тесно связанной с реализуемыми программами на ее территории. Сегодня различные СЭЗ существуют во многих странах, активно стимулируя в них увеличение экспорта и занятости населения. В Российской Федерации такие зоны получили название особые – особые экономические зоны (ОЭЗ), согласно российскому законодательству – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует совершенно особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В России свободные экономические зоны остаются понятием новым, вокруг которого ведутся острые дискуссии. И до сих пор не существует единого мнения, связанного с размерами и типами ОЭЗ, механизмом их деятельности и системой управления. Это связано с неэффективностью результатов создания ОЭЗ на территории РФ и целесообразностью их создания в дальнейшем в нашей стране. Налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговый режим в свободных экономических зонах является одним из видов специального налогового режима. Данный налоговый режим применяется только в отношении деятельности субъектов СЭЗ, осуществляющих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность, в том числе деятельность по производству и реализации товаров (работ, услуг) на обособленной территории. Инструмент современных свободных экономических зон (СЭЗ) для разрешения ключевых проблем различных национальных экономик уже достаточно давно признан действенным и эффективным способом роста деловой активности, существенного ускорения развития различных территорий. Но организационно- экономический вопрос использования данного инструмента сегодня является не достаточно исследованным. Сейчас в научной литературе очень слабо, а также поверхностно освещены различные вопросы, которые характеризуют внутренние механизмы постепенной эволюции свободных экономических зон от простых менее эффективных форм до современных высокодоходных, комплексных (кластерных) зон. Таким образом, изучение свободных экономических зон и их развития представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Боброва В.В., Колчеданцева Е.А., Неучева М.Ю., Филиппова И.Р. и других. Целью курсовой работы является изучение свободных экономических зон и их развития в РФ и в странах мира. Задачами курсовой работы являются: - определить понятие свободной экономической зоны; - выделить виды и цели создания СЭЗ; - рассмотреть роль СЭЗ в экономике; - изучить опыт зарубежных стран по созданию СЭЗ; - рассмотреть возможность развития СЭЗ в России; - выделить преимущества и недостатки СЭЗ. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) принято называть различные отдельно выделенные территории государства, обладающие льготными валютными и налоговыми, а также таможенными режимами. Можно сказать, что в СЭЗ активно поощряется формирование определенного экспортного капитала, а также приток иностранного капитала в промышленность и сферу услуг, совместная с определенным иностранным капиталом торговая и прочая предпринимательская деятельность. Организационно-функциональная определенная структура современных свободных экономических зон является достаточно многообразной. Часто сложно классифицировать определенную свободную зону именно однозначно, так как она может обладать чертами многих видов зон. Специалистами из РФ была разработана определенная примерная классификация СЭЗ по такому признаку, как хозяйственная специализация, то есть профиль деятельности хозяйствующих компаний в зоне. В целом, в наиболее общем виде формирование СЭЗ, в первую очередь, направлено на достижение следующих целей: активное привлечение передовых, именно по отношению к современным национальным, различных технологий; постепенная активизация экономики именно путем привлечения иностранный инвестиций; определенное поступление различных валютных активов, следовательно, рост валютных запасов; постепенное насыщение существующего внутреннего рынка; рост занятости всего населения, общей его квалификации; формирование современной определенной рыночной инфраструктуры; стремительное развитие каких-либо депрессивных районов; перенятие современного опыта развитых стран в сфере управления экономикой, а также международного предпринимательства. ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был призван служить правовым механизмом для координирования работы ОЭЗ. При формировании особых экономических зон в роли самых известных методов стимулирования работы резидентов в мировой практике используются три основных рычага реализации налоговой политики: налоговые кредиты; налоговые каникулы; налоговые и таможенные преференции. Подробное изучение современного мирового опыта формирования СЭЗ имеет огромное значение для формирования высокоэффективного института СЭЗ в РФ. Он имеет смысл лишь вместе с определенной реализацией активной региональной и структурной политики, приложением различных усилий по активному развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом. Таким образом, СЭЗ, как определенная территориальная современная экономическая подсистема всей национальной экономики, может увеличивать уровень ее эффективности развития, так как позволяет привлекать инвестиции. Кроме привлечения различных инвестиций, которые задействованы для активизации всех экономических процессов в определенном регионе, формирование СЭЗ также увязывается с такими ключевыми задачами, как, например, превращение определенных зон в какой-либо полигон по опробованию совершенно новых методов хозяйствования, в различные полюса роста всей экономики региона, а также роста занятости. Хотелось бы отметить, что свободные экономические зоны являются одной из наиболее заметных различных институциональных инноваций, которые были отмечены в экономике конца прошлого века. СЭЗ сегодня в различных развитых государствах широко включены в современное международное разделение труда, а это обуславливается характером, определенным уровнем развития всей их экономики.

Список литературы

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – №30 (ч. II). – ст. 3127. 2. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №48. – ст. 6658. 3. Алиев Ш.Т. Роль специальных экономических зон в развитии предпринимательства и инвестиционной активности // Российское предпринимательство. – 2012. – № 7 (205). – С. 180-184. 4. Аносова А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2013. – 521 c. 5. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. – Монография. – Таганрог: Изд- во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с. 6. Байсумова Э. И. Функционирование свободных экономических зон в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 73-76. 7. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 560 с. 8. Боброва В.В. Свободные экономические зоны динамичные «островки» мирового хозяйства: их сущность и классификация // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №13. – С. 49-53. 9. Верна В.В. Перспективы развития ОЭЗ в Республике Крым // Educatio. – 2015. – №4. – С. 27-29. 10. Давыдов А.Ю. Нужны ли России свободные экономические зоны? // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. – 2006. – № 2. 11. Золотарчук В.В. Макроэкономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 608 c. 12. Ивченко В.В. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России: учеб. пособие для вузов / В. В. Ивченко, Л. Б. Самойлова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 167 с. 13. Кешишева Н.Г. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2011. – №2. 14. Колесникова Е.В. Свободные экономические зоны в России и за рубежом // Проблемы современной экономики. – 2010. – №1. – С. 197-201. 15. Ковалева Г.Д. СЭЗ: терять или приобретать? А может быть, последовать опыту соседей? // ЭКО. – 2014. – № 6. – C.124-141. 16. Колиева А.Э. Опыт зарубежных стран и его влияние на формирования СЭЗ в России // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2014. – №3. – С. 35-38. 17. Колчеданцева Е.А. Понятие особой экономической зоны // Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2010. – №18. – С. 77-79. 18. Коробова О.В. История создания свободных экономических зон в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №6. – С. 92-96. 19. Михайлушкин П.В. Создание особых экономических зон – перспективное направление государственного стимулирования экономики РФ // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – №90. 20. Неучева М.Ю. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Проблемы современной экономики. – 2010. – №3. – С. 102-105. 21. Прохорова В.В. Особая экономическая зона как инструмент развития территории // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2010. – №3. – С. 322-325. 22. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2013. – 686 c. 23. Ревенко Л.С. Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и специфика изучения // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. – №2. – С. 69-70. 24. Филиппова И.Р. Виды свободных экономических зон // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2010. – №1. – С. 50- 57. 25. Го Шухун Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/svobodnye-ekonomicheskie-zony-kak- effektivnaya-forma-razvitiya-ekonomiki#ixzz44TSdLCsB 26. Горбунова Н.Н. Особые экономические зоны: мировой опыт и российская практика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobye-ekonomicheskie-zony-mirovoi-opyt- i-rossiiskaya-praktika#ixzz44TOw77Nb 27. Кравчук В.И. Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-79-792015/item/3630--xxi- 28. Лешина Е.И. Предпосылки и цели создания СЭЗ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-12.htm 29. Налоговые льготы в Крыму и Севастополе – специальная экономическая

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!