Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Использование этимологического анализа в процессе изучения непроверяемых написаний в начальной школе

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Филология
Страниц
60
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 1 глава. Теоретические основы изучения слов с непроверяемыми написаниями с помощью этимологического анализа в начальной школе 3 1.1. Принципы русской орфографии 3 1.2. Традиционные приемы работы с непроверяемыми орфограммами 3 1.3. Этимологический анализ как методический приём при работе с непроверяемыми орфограммами 3 1.4. Этимологические справки в учебниках по русскому языку для начальной школы 3 Выводы по 1 главе 3 2 глава. Результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента 3 2.1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми орфограммами 3 2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 3 Выводы по 2 главе: 3 Заключение 3 Список используемой литературы 3 Приложение 1 3
Введение

Данная курсовая работа по филологии посвящена этимологическому анализу. Цель работы: изучение непроверяемых орфограмм в начальной школе с помощью этимологического анализа. Задачи исследования: - описать приемы изучения слов непроверяемых написанием на уроках русского языка в начальной школе, - описать словарно-орфографическую работу в начальной школе на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников, - провести диагностику и определить уровень орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми орфограммами в начале и конце констатирующего эксперимента, - проанализировать результаты экспериментальной работы и определить ее эффективность. Методы работы: - анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по теме исследования; - анализ учебников по русскому языку для начальных классов, входящих в Федеральный перечень; - наблюдение за работой учащихся; - проведение проверочного диктанта с анализом ошибок в правописании слов с непроверяемыми орфограммами; - обучающий эксперимент, - стартовая и итоговая диагностика. Учащиеся каждый день на уроках русского языка сталкиваются с непроверяемыми орфограммами. В начальной школе ученик изучает 500 слов с непроверяемыми орфограммами. Наблюдение показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в этих словах. Это происходит из-за недостаточной разработанности методических рекомендаций для учителей по изучению данной темы. Проблемам орфографии в дидактических материалах обычно уделяется 1-2 страницы, а целостной работы по изучению непроверяемых орфограмм на сегодняшний день не существует. Проблема использования этимологического анализа в процессе изучения непроверяемых орфограмм в школьном обучении относится к мало разработанным, этим объясняется актуальность нашего исследования. Теоретическое обоснование работы: труды известных филологов и педагогов О. Н. Левушкиной, М. Р. Львова, С. И. Львовой, И. В. Прониной, В. В. Волиной, А. Н. Кохичко, Т. Г. Рамзаевой, Н.А. Подшибякиной и др. [3, 21, 22, 15, 16, 17, 32, 33, 28]. Проблема исследования заключается в организации изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа в соответствии с ФГОС НОО. Необходимо описать и экспериментально проверить комплекс предлагаемых упражнений для изучения слов с непроверяемыми написаниями основе этимологического анализа. Учитель начальной школы должен осознать значимость этимологического анализа для запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Для этого необходима системная словарно-орфографическая работа, учет возрастных особенностей младших школьников и главный методический прием – этимологический анализ как изучение слов с непроверяемым написанием. Гипотеза исследования: исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе перспективна и должна проводиться целостно и системно, с учётом возрастных особенностей учеников начальной школы. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования – процесс организации изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа. База исследования: учащиеся 3 а и 3 б класса МБОУ СОШ №… города … Исследование проводилось в 2015-2016 учебном году. Этапы исследований: - констатирующий, - формирующий, - контрольный. Результаты исследования могут быть полезны учителям начальной школы при проведении уроков русского языка. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы. Список источников по теме исследования включает 53 наименования.

Заключение

Курсовая работа была посвящена изучению непроверяемых орфограмм в начальной школе. Целью работы было доказать с помощью экспериментального исследования, что работа с непроверяемыми орфограммами в начальной школе должна проходить при помощи этимологического анализа слов. К сожалению, в настоящее время в школах этимологическая работа в начальной школе не проводится, что приводит к многочисленным ошибкам школьников в словарных словах. В ходе исследования решены следующие задачи: - рассмотрены теоретические основы изучения слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе, - проанализированы основные принципы русской орфографии, - традиционные приемы работы с непроверяемыми орфограммами, - изучен этимологический анализ как главный методический прием при работе с непроверяемыми орфограммами, - рассмотрены этимологические справки в учебниках по русскому языку для начальной школы. Результаты исследования показали, что в русском языке существует много слов, правописание которых невозможно проверить правилом. Написание в таких словах объясняется историей слова. Такие слова в школе механически заучиваются и никак не объясняются. В результате в начальной школе ученикам предстоит выучить более 500 слов. К сожалению, этот вид обучения дает сбои, ученики постоянно допускают в данных словах ошибки. Практика показывает, что на сегодняшний день нет дидактических материалов, которые бы показали, как следует проводить работу с трудными словами на уроках русского языка в начальной школе. Кроме того, в современных учебниках русского языка не уделяется внимание этимологическому анализу словарных слов. В курсовой работе нами было предложены многочисленные виды упражнений, которые можно использовать при работе с непроверяемыми орфограммами в начальной школе. Мы предлагаем отказаться от механического заучивания данных слов, а активизировать умственную деятельность учеников на уроках русского языка, для этого предлагаем различные игры. Необходимо помнить, что, несмотря на то, что игра для учеников начальной школы уже не является приоритетом, тем не менее, ученики начальной школы не прочь поиграть на уроках и с удовольствием выполняют игровые упражнения. Также в курсовой работе предложена методика проведения этимологической работы в школе при изучении слов с непроверяемыми орфограммами. Известные педагоги и лингвисты предупреждают, что в начальной школе этимологический анализ может быть неполным и упрощенным, поэтому работа, в частности заключается в ведении этимологического словарика в облегченной форме и представлении этимологических справок о слове. Знание этимологии слова развивает словарный запас учащихся и повышает его интеллект, поэтому такую работу можно назвать плодотворной. В МБОУ СОШ № 9 г.Москвы в 3 а и 3 б классе нами была проведена опытно-экспериментальная работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами. Эта работа в начальной школе очень перспективна и должна проводиться целостно и системно, с учётом возрастных особенностей учеников начальной школы. В результате констатирующего и формирующего этапов эксперимента был выявлен уровень орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми орфограммами. Следует заметить, что исследование проводилось в сильных классах, не испытывающих проблем с учебой. После контрольного этапа были сверены результаты между 3 а классом, в котором этимологическая работа не проводилась и 3 б классом, в котором была проведена систематическая работа по изучению этимологии при изучении ялов с непроверяемыми орфограммами. Результаты исследования показали, что в 3 а классе уровень грамотности остался практически без изменений, а 3 б класс улучшил свои показатели на 5 %, улучшили свой результат 10 учеников – это 40% учеников класса, что можно считать неплохим результатом. Проведенный эксперимент показал, что учителя обязательно должны обращаться к этимологии при изучении словарных слов в начальной школе, несмотря на отсутствие методичек и рекомендации учебников. Этимологическая работа с непроверяемыми орфограммами в начальной школе помогает избежать ошибок в написании словарных слов выпускниками начальной школы.

Список литературы

1. Белошапкова В. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 1991. – 135 с. 2. Богоявленский Д. Н. Психологические условия усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 2010. – 225. 3. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Олма-Пресс, 2009. – С.221– 286. 4. Гафитулин М., Попова Т. Словарные слова // Начальная школа до и после. – 2009. – № 1. – С. 32–33. 5. Гордеев Э. А. Работа над трудными словами. 2- 3 классы // Первое сентября.– 2001. – № 36. – С. 45. 6. Гордеев Э. В., Дмитрюк М. В. Работа над словами с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка. – Тула: ТППО, 2005. – 231 с. 7. Дудка Е. А. Этимологический словарик. – М.: Ранок, 2012. – 96 с. 8. Ераткина В. В. Самостоятельная работа с непроверяемыми орфограммами в начальной школе. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2008. – 212 с. 9. Жедек П. С. Работа над непроверяемыми написаниями //Начальная школа. – 1998.– № 8. – С. 15 – 18. 10. Закожурникова М. Л., Кустарёва В. А., Рождественский Н. С. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009. – 126 с. 11. Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык: Учебник для 3 класса ч.1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 129 с. 12. Калинина Л. Н. Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе // Начальная школа. – 1999. – № 6. – С. 6 – 9. 13. К лингвистическому обоснованию Свода правил русского правописания // Русистика сегодня, 1999. – № 1. – 198 с. 14. Климанова С. Х. Словарная работа на уроках русского языка в школе. – М.: Просвещение, 2009. – 123 с. 15. Кохичко А. Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младших школьников русскому языку: Дис… канд. пед. наук. – М., 2006. – 183 с. 16. Кохичко А. Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С.55-60. 17. Кохичко А. Н. Этимология в помощь орфографии. – Мурманск: ИТМЦ, 2005. – 224 с. 18. Куропаткина Т. И. Комментарий к упражнениям по русскому языку для 2 класса: Рабочая тетрадь.1 и 2 часть. – Самара: Издательство Сам ГПУ, 2009. – 112 с. 19. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с. 20. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 94 с. 21. Лёвушкина О. Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд. педагогических наук. – Ульяновск, 2000. – 190 с. 22. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М.: Высшая школа: Academia, 1999. – С. 215. 23. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии.– М., 2007. – 199 с. 24. Магомедов А. Х. Словарная работа на уроках русского языка в национальной школе // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 14 – 17. 25. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 3 классе. Пособие для преподавателей. – М.: Просвещение, 1994. – 146 с. 26. Окулова Г. Е. Словарная работа на уроках русского языка в школе. – М., 2002. – 145 с. 27. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. – М.: Просвещение, 1995. 28. Подшибякина Н. А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4 - 5 классов к урокам русского языка: Дис… канд. педагогических наук. – Волгоград, 1995. 29. Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2012. – 228 с. 30. Пронина И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. – М.: Просвещение, 1994. – 230 с. 31. Раитская Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 2006. – № 1. – С. 29 – 31. 32. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2012. – 212 с. 33. Рамзаева Т. Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 и 4 классе начальной школы. – СПб., 2009. – 210 с. 34. Репкин В. В., Восторгова Е.В. и др. Русский язык: Учебник для 3 класса (Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова) ч. - М.: Вита-Пресс, 2012. – 199 с. 35. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980. – 145 с. 36. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Дрофа, 2007. – 646 с. 37. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 15– 17. 38. Савельева Л. В. Систематический подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм в начальной школе // Начальная школа. – 2011. – № 8. - С.40 – 42. 39. Сальникова Т. П. Орфография. Правописание и развитие речи М.: Творческий центр «Сфера», 2011. – 220 с. 40. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 25 – 27. 41. Современный русский язык / Под ред. Д. Э.  Розенталь. – М.: Высшая школа, 1994. – 213 с. 42. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Тетрадь-задачник 3 к учебнику русского языка для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2004. 43. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2004. 44. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Словарные слова: 1 - 2 классы. - М.: Астрель, АСТ, 2012. – 128 с. 45. Успенский Л. В. Почему не иначе? – М., – 1984. 115 с. 46. Успенский Л. В. Слово о словах: (Очерки о языке). – Л.: Детгиз, 1986. 47. Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для учащихся // К. Д. Ушинский Собрание сочинений. Т.6. – М. – Л.: Изд-во АПН, 1959. – 234 с. 48. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1984. – 123 с. 49. Шанский Н. М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1985. – 129 с. 50. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2001. 51. Ященко С. А. Учим словарные слова легко // Начальная школа. – 2002. - № 7 – С. 10 – 14. Интернет-источники: 52. Открытый урок. Фестиваль 1 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: festival.1september.ru (дата обращения: 12.03.16) 53. Педсовет. Фестиваль 1 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: pedsovet.org (дата обращения: 12.03.16).

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!