Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

исследование эмоционального состояния тревоги и тревожности личности

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
25
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретические аспекты изучения тревоги и тревожности в психологии………………………………………………………………………..6 Глава 2.Исследование, направленное на изучение влияния личностной тревожности и ситуативной тревоги на эффективность тренировок спортсменов……………………………………………………………………..14 Заключение ……………………………………………………………………..21 Список литературы……………………………………………………………..23
Введение

Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя ещё полвека назад это различие было неочевидным. Сейчас эта дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии. В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём изучении как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего три статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600. В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг. В психологической литературе мало найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «ХХ век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность). В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности очень мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Можно думать, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия. Актуальность работы в том, что в последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность и др.). На современном этапе одной из актуальных проблем, стоящих перед психологом-практиком, является проблема адекватной постановки заключения об уровне, как общего развития личности, так и развития отдельных личностных свойств и состояний. В связи с этим немаловажное практическое значение приобретает проблема исследования и диагностики тревоги и тревожности. Цель работы – собрать и обработать психологический теоретический и научно-исследовательский материал, посвященный данной проблеме. Объект исследования – феномен «тревожность» и состояние «тревога». Предмет исследования - исследование эмоционального состояния тревоги и тревожности личности. Задачи: 1.Рассмотреть теоретические аспекты изучения понятий «тревожность» и «тревога» в зарубежной и отечественной психологии. 2.Провести исследование, направленное на изучение влияния личностной тревожности и ситуативной тревоги на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Заключение

Тревожность, как психический феномен в жизни человека, выполняет ряд важнейших функций, реализация которых позволяет ему конгруэнтно ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать в нем и совершенствоваться. Выделяются следующие психические функции тревоги: 1) функция сигнала - имеет приспособительное значение: сигнализирует о неопределенной опасности и побуждает к ее поиску; 2) функция поиска - человек пытается найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью разряжает беспокойство (нормальная тревожность), при постоянном поиске источника угрозы можно говорить о патопсихологических нарушениях личности; 3) функция оценки - анализ сложившейся ситуации. Включает не только перцептивные особенности, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться. Используя функциональный подход, мы полагаем, что тревога - это результат сложного процесса, в который включены когнитивные, аффективные и поведенческие реакции личности, ориентированные на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления. Проявления тревожности влияют на соматическую и поведенческую стороны личности. Соматические изменения происходят во внутренних органах и системах организма: ускоряется сердцебиение, неровное дыхание, дрожание конечностей или скованность движений, может повышаться артериальное давление, возникать расстройство желудка. Поведенческие изменения более разнообразны и непредвиденны, могут проявляться как полная апатия, безынициативность, вялость или демонстративная агрессия. Такое поведение чаще всего наблюдается при заниженной самооценке. По уровню тревожности все люди значительно различаются между собой. У каждого человека должна быть так называемая полезная тревожность и тот оптимальный или желательный уровень тревожности, который может быть существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Но если проявляется тревожность как устойчивое образование личности, то это свидетельствует о нарушении в личностном развитии, препятствующее нормальному развитию, общению, деятельности. В психологии различают тревожность как свойство, неизменную в течение жизни черту личности – личностную тревожность и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, в котором находится личность на данный момент, довольно длительное и связанное с изменением нервно-психической деятельности, которая является ситуативной тревогой. Проанализировав теоретические положения, концепции о тревожности личности, мы склонны полагать, что личная и ситуативная тревожность, проявляемая человеком в трудных жизненных ситуациях в меру, помогает ему преодолевать себя и трудности, развивать в себе жизнестойкость, укреплять волевые качества личности. Так как уровень ситуативной тревоги различен для разных спортсменов, то целью тренера и спортивного психолога должна быть помощь спортсмену в достижении и определении зоны оптимального возбуждения, то есть оптимального уровня «полезной тревоги» и сосредоточении внимания каждого спортсмена на осознании и последующем его достижении и снижении уровня тревожности.

Список литературы

1.Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 197 с 2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 352 с. 3.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 4.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с. 5.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с. 6.Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 385 с. 7.Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 348 с. 8.Клепач Ю.В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. – Воронеж, 2002. – 230 с. 9.Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978. – 272 с. 10.Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Московский государственный педагогический университет, 2009. – 22 с. 11.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. – СПб.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 75-84. 12.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с. 13.Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. – Пермь: ПСИ, 2007. – 276 с. 14.Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов ВУЗов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2009. – 23 с. 15.Мэй Р. Смысл тревоги. – М.: Класс, 2001. – 384 с. 16.Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с. 17.Панин Л.Е, Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск: Наука, 1981. – 176 с. 18.Петровский А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251с. 19.Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности: На примере преодоления экстремальных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ставрополь: Сев.-Кавказ. государственный техн. университет, 2002. –19 с. 20.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с. 21.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с. 22.Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. – СПб.: Ювента, 1999. – 347 с. 23.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99. 24.Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. – Спб.: Питер, 2000. – 307 с. 25.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М.: Апрель-Пресс, 1999. – 344 с. 26.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2009. – 208 с. 27.Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. – 181 с. 28.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 2000. – 576 с. 29.Кретти Дж., Брайент Психология в современном спорте / Кретти Дж., Брайент М., 1978, 223 с 30.Ханин. Ю. Л. Стресс и тревога в спорте, международный сборник научных статей/ Сост. Ю. Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983, 288 с, 31.Чернов А.Б. Психологические факторы, обеспечив сающие успешность совместной деятельности профессионального спортивного коллектива. автореф. дисс..кан.псих. н. Ставрополь, 2001,21с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!