Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Личностные аспекты психологической безопасности учащихся в образовательной среде

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 2 1. Психологически безопасная образовательная среда в школе как условие сохранения и укрепления психического здоровья учащихся и учителей 4 2. Психологическая безопасность и образовательная среда 14 3. Реалии психологическая безопасность образовательной среды школы: 21 Заключение 28 Список литературы 30
Введение

Актуальность исследования. Потребность в безопасности, как известно, является базовой в иерархии потребностей сферы человека, без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации. Поэтому эффективность работы школы нужно измерять не только качеством образования, но и безопасностью учеников, защищенностью учителей, заботой об их здоровье. Образовательная среда школы должна быть такой, чтобы создать условия для психологической безопасности субъектов педагогического процесса и, как следствие, способствовать их психическому здоровью и личностному росту. Ученными исследовано, что только каждый третий ученик чувствует себя в школе уютно и комфортно, почти треть школьников на уроках часто переживают разочарование. Среди причин разочарований ученики называют и такие: частое унижения со стороны учителя, предвзятое отношение педагога к детям, нежелание учителя понять школьника, помочь ему, равнодушие педагогов к внутреннему миру учеников, их проблем и т.п.


Для того чтобы купить дипломную работу по физике не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.


. Существует тесная связь эмоционального благополучия учащихся с их активностью и успешностью в обучении, с личностной направленности взаимодействия учителя с учениками, мастерством учителя, состоянием его профессионального здоровья [9]. Основная трудность, проблема для учителей заключается в том, что дети не хотят учиться, недисциплинированные, грубят, унижают, не уважают учителя, иногда и издеваются. С ними трудно справиться, поэтому и «помогает» строгий, иногда и жесткий тон общения, поведения. Трудности во многих учителей возникают и при взаимодействии с родителями, которые видят в деятельности школы, учителя, классного руководителя причину всех бед, проблем в учебных достижениях ученика, уровне его воспитанности и его личных проблемах. Некоторые из родителей негативно относятся к школе, к ее ценностям. Все отмеченное выше имеет отношение к понятию «психологическое насилие в школе», что является антиподом психологической безопасности. Поэтому актуальным является вопрос о создании психологически безопасной образовательной среды в школе. Важную роль в этом играет администрация, психологическая служба образовательного учреждения, деятельность всего педагогического коллектива и каждого педагога в частности. В связи с этим становится важной специально организованная подготовка педагога, уметь смоделировать и спроектировать образовательную среду, где личность ученика свободно функционировать, где все участники учебно-воспитательного процесса чувствовать защищенность, эмоциональный комфорт, удовлетворенность основных потребностей, сохранять и укреплять психическое здоровье. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать суть психологически безопасного образовательного среды, факторы, определяющие качество подготовки учителя к работе в этом направлении, а также опыт такой подготовки. Образовательную среду в психолого-педагогической литературе рассматривают как подсистему социокультурной среды, как совокупность факторов, обстоятельств, ситуаций, которые сложились исторически, и как целостность специально организованных условий развития личности ученика (А. Бандура, В. Бронфенбеннер, В. Воронцова, О. Газман, Е. Климов, Г. Ковалев, К. Левин, В. Панов, К. Роджерс, В. Рубцов, В. Слободчиков, С. Тарасов, В. Ясвин и др.) [7]. Объект исследования - учащиеся в образовательной среде. Предмет исследования - психологическая безопасность учащихся. Задачи исследования: 1. Раскрыть психологически безопасную образовательную среду в школе как условие сохранения и укрепления психического здоровья учащихся и учителей; 2. Проанализировать психологическую безопасность и образовательную среду; 3. Концепция психологической безопасности образовательной среды. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Заключение

Итак, психологически безопасная образовательная среда школы такая, в которой большинство участников имеют положительное к нему отношение, высокие показатели индекса удовлетворенности потребностей и защищенности от психологического насилия. психологически безопасное образовательная среда выступает как эффективная межличностная взаимодействие, способствует эмоциональному благополучию учащихся и педагогов, развития психологически здоровой личности, личностному росту учащихся, профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации их личности. Психологическая безопасность образовательной среды отражается в показателях защищенности ее субъектов, проявляется в характеристиках психического здоровья. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья [1]. Проектирование психологически безопасной образовательной среды в школе должно исходить из принципов защиты личности каждого субъекта педагогического процесса, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между его участниками. Итак, образовательная среда с низким уровнем психологической безопасности может негативно влиять на некоторые составляющие субъективного благополучия учителей и школьников, последствиями чего могут стать их склонность к деструктивному поведения, формирование у них негативного отношения к школе, нарушения психического и физического здоровья. " Учитывая, что образовательная среда школы имеет возможность построения своей локальной системы безопасности, крайне необходимы организация и проведение системы мер, направленных на предупреждение угроз для психологического благополучия участников учебно-воспитательного процесса, создание условий для положительного развития и самореализации личности как ребенка, так и взрослого, которые являются субъектами образовательной среды. Сохранению и обеспечению психологической безопасности будет способствовать высокий уровень привлечения всех субъектов образовательного пространства к этой работе, их активное обучение конструктивным навыкам взаимодействия, формирования благоприятного социально-психологического климата в школе.

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М. : Владос, 2004. – 207 с. 2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. – СПб, 2002. – 271 с. 3. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И.А. Баева. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с. 4. Бодалев А.А, Деркач А.А, Лаптев Л.Г. Основы социально-психологических исследований. – М.: ГАРДАРИКИ, 2007. – 334 с. 5. Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Современные социально-психологические теоретические подходы и прикладные исследования. «Психологический журнал». – 2010. – №1. – С. 39-48 6. Весна М. Педагогика и метапедагогика / М. Весна // Высшее образование в России. – 2004. – № 4. – 149–151 с. 7. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2009. – № 102. – С. 159–165. 8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: проблема и возможности формирования социально-психологической защиты. – М.: РАГС, 1998. – 125 с. 9. Колесникова Т.И. Личность и ее безопасность. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 123 с. 10. Корчак Я. Право ребенка на уважение / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 175-194. (Педагогическое наследие). 11. Кэрол О. Социальная психология групп. – СПб. : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2004. – 224 с. 12. Левикова С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. – М. : Издательско-торговый дом “ГРАНД”, 2004. – 608 с. 13. Лейн Д. Школьная травля (буллинг) / Д. Лейн // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001. – С. 240–274. 14. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза: монография. – Таганрог: ТРТУ, 2005. – 305 с. 15. Мелибруда Е. Психологические возможности улучшения общения. –М. : Прогресс, 1986. – 174 с. 16. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. – СПб.: Дрофа, 2008. – 288 с. 17. Немов Р.С. Психология образования. – Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608 с. 18. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма / А. Огурцов // Высшее образование в России. – 2002. – № 4. – 67 с. 19. Панова А.Н. «Образовательная среда как одно из условий развития личности» // 20. Парыгин Б.Д. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с. 21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб: Речь, 2000. – 298 с. 22. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника / В.В.Рубцов, И.А.Баева // Безопасность образовательной среды: Сборник статей. Ч.1. / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. – М.: Экон-Информ, 2008.– С.5-11. 23. Савенков А. Школьный психолог / А. Савенков. –2008. – № 19. 24. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. / Г. К. Селевко. – М., 2006. – Т. 2. – 49 с. 25. Сидоренков А.В. Доверие в малых группах. «Вопросы психологии». – 2011. – №4. – С. 94-105. 26. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2002. – 256 с. 27. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде / С.В. Тарасов. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с. 28. Тарарук М.А. Влияние среды на развитие личности подростка / М.А.Тарарук: http://xreferat.ru/77/5368-1-vliyanie-sredy-na-razvitie-lichnosti-podrostka.html. 29. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 240 с. 30. Шаталов, В. Ф. Точка опоры / В. Ф. Шаталов. – М. : Педагогика, 1987. 31. Шлыков Н.Л. Психологическая безопасность: история и перспективы исследования. «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики». – 2005. – № 4. – С. 65-66. 32. Холуева К.А., Мухарлямова А.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды. «Концепт». – 2013. – №1. – C. 1-5 33. Чернов С. А. Профессионализм, компетентность выпускника высшего учебного заведения / С. А. Чернов, А. А. Миллер // Военная мысль. – 2009. – № 5. – 68–72 с. 34. Ярочкин, В. И. Теория безопасности / В. И. Ярочкин, Я. В. Бузанова. – М. : Академический проект Фонд “Мир”, 2005. – 176 с. 35. Fahlberg V. Attachment and Separation. – Michigan Dpt. of Social Services, 1979. – 64 p.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!