Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Связь личностных особенностей и самооценки школьников

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2016
Оглавление
Отсутствие педагогического внимания учителя к становлению нравственной самооценки ребенка на первом этапе обучения в школе приводит к тому, что при переходе в среднюю школу ребенок сталкивается с объективной проблемой оценить свои возможности, положительные и отрицательные качества. Это негативно влияет на попытку уже подростка к моральному выражение собственного Я. Исследования психологов (М.Боришевський, И.Булах, Т.Гончаренко, Т.Титаренко) подтверждают, что подросток часто теряет ощущение собственной индивидуальности и чувство собственного достоинства, попадает в зависимость от ровесников, в свою очередь тоже не обладают моральным опытом. Это приводит к росту чувство тревоги, неуверенности в себе, неспособности соблюсти нравственной позиции, отсутствии нравственного идеала вообще. Поэтому становление действенной и адекватной моральной самооценки у младшего школьника является актуальным задачей этого возрастного развития. Как отмечает О.Кононко, действенность нравственной нормы зависит от степени совпадения внешних социальных установок и предписаний по индивидуальной системой взглядов, знаний, чувств и стремлений ребенка. Показателем действенности той или иной нравственной нормы, считает она, есть совпадение нравственного сознания (знаний, представлений о необходимое и желаемое) и нравственного поведения (реализации знаний на практике). Именно деятельность и общение, организованных на моральных принципах – благоприятные факторы для формирования нравственной мотивации. Объект исследования - самооценка младшего школьника. Предмет исследования - связь самооценки и личностных особенностей младшего школьника. Цель исследования - проанализировать и исследовать влияние успешной учебной деятельности на самооценку младшего школьника. Гипотеза исследования. Существует связь между успеваемостью в учебной деятельности и самооценкой. Младший школьник успешен в учебной деятельности, как правило, будет иметь высокую или адекватную самооценку. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследование. 2. На основе теоретического анализа определить методы и методику исследования. 3. Провести исследования и проанализировать полученные результаты. 4. Подобрать коррекционно-развивающие программы с целью формирование адекватной самооценки и уровня саморегуляции у учащихся с низкой учебной успеваемостью. Методы и организация исследования. Для исследования самооценки младших школьников используем методики Р. Кеттелла (свободно-культурный тест интеллекта) и Дембо-Рубинштейн (самооценка). Практическое значение. Полученные в результате выполнения курсовой работы данные о связи успешности школьника в учебной деятельности и самооценки могут помочь в планировании индивидуальной работы с школьником по улучшению успеваемости. Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые определено самооценку младших школьников как результат и процесс оценки нравственной сферы своей личности и моральных аспектов поведения и деятельности; выделено ее содержательно-структурные составляющие; обнаружено самооценочное действие младших школьников в сфере нравственности, определены мотиваторы нравственной самооценки и психологические условия ее становления в образовательном процессе школы и в условиях семьи; установлены корреляционные связи между моральной самооценкой младших школьников и их социометрическим статусом, а также успеваемостью; определены типы и уровни нравственной самооценки младших школьников; усовершенствовано представление о механизмах и факторы становления нравственной самооценки; дальнейшего развития получили положения о психолого-педагогические средства развития нравственной самооценки младших школьников в контексте их морального развития. Надежность и достоверность исследования обеспечивались репрезентативностью выборки 30 человек, применением метода, адекватного цели и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы. ?
Введение

Актуальность исследования. В условиях модернизации современной системы образования важен рост интереса психологов к личности школьника. Младший школьник осознает свои личные качества (добрый, внимательный, послушный, честный и т.д.). Прежде всего дети осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие. Именно в этот период возникает внутренняя, личностная сознание, начинает формироваться Я - концепция маленького человека. Ребенок открывает для себя новые социальные позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко оцениваемой взрослыми учебной работы. Рождается социальное Я ребенка. Появляется новая сфера отношений - «ребенок-учитель», которая начинает влиять на отношения ребенка с родителями и друзьями. Учебная успешность становится едва ли не главным критерием оценки личности школьника. Вместе с оценкой учителя и родительским отношением, учебная успеваемость является весомым фактором формирования самооценки школьника. К сожалению, наблюдается такой факт, что многие ученики являются неуспешными в учебной деятельности, следовательно, преодоления неуспеваемости в обучении среди школьников возникает важным задачей школьных психологов и педагогов. Процесс осознания ребенком нравственных основ поведения и отношений является долговременным и требует личностно ориентированных подходов, где важную роль играет формирование и развитие нравственной самооценки, которая выполняет регулятивную функцию в жизнедеятельности личности, в частности, влияет на характер отношений ученика с окружающими людьми, сферу его деятельности, стимулирует моральный выбор в различных жизненных ситуациях, определяет все отношения ребенка с миром. Именно этот возраст отечественные и зарубежные психологи считают сензитивним для становления нравственного сознания человека (И.Бех, П.Блонский, М.Боришевський, Д.Эльконина, В.Давыдов, Л.Обухова, Р.Павелкив, Е.Смирнова, Н.Яцюк и др.) По этому поводу Л.Божович утверждает, что уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого новообразования - внутренней позиции школьника. Развитие самооценки младшего школьника предполагает возникновение стремления у него и умение объективно оценивать свое отношение людей, к миру, осознать собственную позицию в сфере общения и жить в гармонии со своим внутренним миром. В становлении самооценки у детей зрелого детства доминантой является их моральные нормы, идеалы, морально-ценностные ориентации. М. Боришевський считает морально-ценностные ориентации является одним из важнейших образований в структуре нравственного сознания и самосознания человека, обусловливают целый ряд ее существенных характеристик как личности. Моральные нормы, идеалы, ценности, привычки становятся реально действующими, если они присваиваются, включаются в самосознание личности, становятся Я-ценностями. Так возникает моральное самосознание, центром которой является другой человек как безусловная ценность, независимо от его особенностей и объективных или субъективных отношений с ней. Отсутствие педагогического внимания учителя к становлению нравственной самооценки ребенка на первом этапе обучения в школе приводит к тому, что при переходе в среднюю школу ребенок сталкивается с объективной проблемой оценить свои возможности, положительные и отрицательные качества. Это негативно влияет на попытку уже подростка к моральному выражение собственного Я. Исследования психологов (М.Боришевський, И.Булах, Т.Гончаренко, Т.Титаренко) подтверждают, что подросток часто теряет ощущение собственной индивидуальности и чувство собственного достоинства, попадает в зависимость от ровесников, в свою очередь тоже не обладают моральным опытом. Это приводит к росту чувство тревоги, неуверенности в себе, неспособности соблюсти нравственной позиции, отсутствии нравственного идеала вообще. Поэтому становление действенной и адекватной моральной самооценки у младшего школьника является актуальным задачей этого возрастного развития. Как отмечает О.Кононко, действенность нравственной нормы зависит от степени совпадения внешних социальных установок и предписаний по индивидуальной системой взглядов, знаний, чувств и стремлений ребенка. Показателем действенности той или иной нравственной нормы, считает она, есть совпадение нравственного сознания (знаний, представлений о необходимое и желаемое) и нравственного поведения (реализации знаний на практике). Именно деятельность и общение, организованных на моральных принципах – благоприятные факторы для формирования нравственной мотивации. Объект исследования - самооценка младшего школьника. Предмет исследования - связь самооценки и личностных особенностей младшего школьника. Цель исследования - проанализировать и исследовать влияние успешной учебной деятельности на самооценку младшего школьника. Гипотеза исследования. Существует связь между успеваемостью в учебной деятельности и самооценкой. Младший школьник успешен в учебной деятельности, как правило, будет иметь высокую или адекватную самооценку. Задачи исследования:

Заключение

На основе анализа психологической литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком себя, своих сил, умственных возможностей. Самооценка - это наиболее существенный признак и наиболее изучается в психологии сторона самосознания личности. Обобщение результатов исследования дают возможность сделать следующие выводы: Cамооценка младшего школьника определяется как процесс и результат оценивания ним нравственной сферы своей личности, нравственных аспектов собственного поведения, деятельности и общения на основе усвоенных нравственных норм, идеалов и в результате морального идентификации и самоидентификации с образом положительных или отрицательных морально-оценочных эталонов независимо от условий, ситуаций. Она опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его нравственной деятельности, общения с другими людьми, позволяет контролировать и корректировать собственное поведение, деятельность на основе нормативно-нравственных критериев. Cамооценка является результатом функционирования актуальной нравственного сознания и самосознания, функция которой сводится к обеспечению осведомленности о себе как субъекта нравственности и регулирования на этой основе нравственных аспектов собственного поведения. Cамооценка характеризуется: 1) предметом самооценки (Поступки, отношение, позиции, ценности, выборы и т.д.); 2) реалистичностью - нереалистичностью, адекватностью - неадекватностью как степени критичности, соответствием поведения нравственным идеалам и нормам; 3) устойчивостью - неустойчивостью; 4) автономностью; 5) уровнем; 6) функциональной действенностью. В ней выделяется: 1) когнитивная; 2) эмоционально-мотивационная; 3) поведенчески-волевая; 4) морально-духовная составляющие. Механизмом становления нравственной самооценки является совокупность самооценочных действий: а) ориентация ребенка на ожидаемую оценку других людей его поступков, отношений, позиций, ценностей и мотивов нравственного поведения; б) ориентация ученика на актуальную оценку взрослыми моральных качеств и собственных поступков, отношений, позиций, ценностей и мотивов; в) сравнение себя по критерию нравственности собственного поведения и качеств личности с поведением и чертами личности других взрослых и сверстников; г) сопоставление своего реального Я - морального и идеального Я - морального; д) моральная идентификация, подражание и эмпатия. Определяющую роль при этом играют личностные смыслы ребенка, принятая система ценностей.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: уч. пос. для студентов вузов / Г.С. Абрамова // - М.: Издательский центр «Академия»; Раритет. – 1997. - 704с. 2. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. / К.А. Абульханова-Славская //. – М.: Наука, 1982. – 246с. 3. Абульханова-Славская К.А. Психология личности и деятельность. / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 284с. 4. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, Епископа гиппонского / Аврелий Августин. – М.,1991. – 490 с. 5. Алексеев Н.Г. Коммуникативный и содержательный аспекты в решении задач на соображение // Рефлексия в науке и обучении. / Н.Г. Алексеев, И.Д. Глячков. – М.: Наука, 1984. – С.111-113. 6. Алексеев Н.Г., Ладенко И.С. Направления изучения рефлексии //Проблемы рефлексии. Современный комплексные исследования. / Н.Г. 7. Алексеев, И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука, 1987. – 240с. 8. Алепринский Б. С. Беседы о самовоспитании. — М.: Знание, 1977. 9. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты М.: «КСП», 1997. с.272-285 10. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н. Ю. Борякова. — М. : Астрель, 2008. — 222 с. 11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. – 482с. 12. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1954. – 328с. 13. Дубровина И.В. Психодиагностика личности.- К.,-1989. 14. Жарикова Е. С, Крушельницкий Е. А, Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1991. 15. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее вос- питание детей / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — М. : Сфера, 2009. — 256 с. 16. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М.: Просвещение, 1990. 17. Касицина Н. Тактики педагогики поддержки. Эф- фективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н. Касицина, С. Юсфин. — М. : Агенство образовательного сотрудничества, 2010. — 176 с. 18. Кленская И. С. Беседы о смысле жизни. — М.: Просвещение, 1989. 7. 19. Коломинский Н. Л. Человек: психология. —М.: Просвещение, 1980. 9. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск: Вышэйш. шк., 1991. 10.Крышенникова В. А. Шаг навстречу. — М.: Просвещение, 1988. 11.Леви В. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1991. 20. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М., 1978. 21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина // Под ред. А.Г.Рузской. – [2-е изд.]. – М. : Московский психолого-социальньїй институт, Воронеж : НПО "МОДЗК", 2001. – 320 с 22. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. — М.: Просвещение, 1990. 23. ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1996.- с.360. 24. Петрасинский 3. Познай себя: Кн. для учащихся / Пер. с пол. В. И. Романца. - К.: Рад. шк., 1988. 36 25. Петровский А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? — М.: Педагогика, 1988. 26. Психологический словарь. - М., 1997. 8.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогрес, 1994. 27. Резина Ю. И. Учитесь самообладанию. —М.: Знание, 1987. 28. Рогов Є.М. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: «Владос», 1996. с. 40-54. 29. Рувинский Л. И.. ХохловС. И. Как воспитать волю и характер. — М.: Просвещение, 1986. 30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. / Е.Т. Соколова //– М., 1999 31. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М., 1972. 32. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд. МГУ, 1983.- с.286. 33. Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание // Советская педагогика. 1965. № 1.С. 12. 34. Феннел М. Как повысить самооценку / М. Феннел. — М. : АСТ, 2005. — 287 с. 35. Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- с.17-22. 135-147, 287. 36. Чеснокова И.И. Психологические исследования самосознания // Вопросы психологии.- 1984, №3. 37. Черносвистов Е.В. Личность и ее окружение / Е.В. Черносвистов. – М. : Крон, 1996. 38. Якобсон С.Г.. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика, 1984; 39. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей. – В кн: Психология личности. Теория и эксперимент. – М., 1982 40. Ядов В. А. Социологическое исследование (методология, программа, методы) / В. А. Ядов. – М. : Наука, 1987. – 268 с. 41. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г.Якобсон / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1984. - 144 с. 42. Якобсон С. Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С.Г.Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологи. – 1989. - №6. – С. 34 -42.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!