Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Бюджет как категория финансового права

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Финансы
Предмет
Финансовое право
Страниц
70
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Бюджет и его сущность 6 1.1 Понятие бюджета как экономической категории и правовой категории 6 1.2 Бюджетное право – важнейшаяподотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в сфере бюджета 17 1.3 Понятие бюджетных правоотношений и их виды 21 Глава 2. Правовые основы бюджетной системы Российской Федерации 33 2.1 Понятие бюджетной системы и ее структура 33 2.2 Федеральный бюджет и его роль в развитии Российской Федерации 37 2.3 Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, их значение в развитии регионов и местного самоуправления 42 Глава 3. Бюджетный процесс и его стадии 47 3.1 Общие принципы организации бюджетного процесса 47 3.2 Стадии бюджетного процесса 53 3.3 Контроль за исполнением бюджетов различных уровней 57 Заключение 61 Список использованных источников 65
Введение

Актуальность исследования обусловлена наличием существенных проблем в бюджетной сфере на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что приводит к многочисленным случаям нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств и иного государственного имущества, завышению стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, применению иных коррупционных схем в бюджетном механизме. Имеют место недостатки государственного управления как в целом в экономике, так и непосредственно в бюджетной сфере, что выражается в непоследовательности государственной политики в отношении системной организации государственного контроля, неэффективности цикличных кампаний по наведению порядка в бюджетных отношения и т.д. Низкая эффективность контроля объясняется отсутствием обобщенной правовой модели и единого подхода к пониманию направления его дальнейшего развития, что не позволяет полноценно совершенствовать действующее законодательство в этой сфере. Существует ряд законодательных проблем в бюджетной сфере.


Раздумываете над тем что, купить дипломную работу по здравоохранению или писать самостоятельно? Не тратьте время на раздумья - заказывайте диплом на Work5! Наши авторы подготовят дипломную работу по всем вашим требованиям.


. Так, законодательно не определены полномочия органов бюджетного контроля субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований, не регулируется порядок осуществления контрольных мероприятий, не отработаны механизмы взаимодействия различных субъектов, участвующих в бюджетном процессе. В большинстве субъектов Российской Федерации не приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов бюджетного контроля исполнительной власти. Продолжается дублирование полномочий между исполнительной и законодательной властью. Следствием недостатков законодательства, регулирующего бюджетную сферу, является ежегодный рост количества нарушений в бюджетной сфере. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации государством и органами местного самоуправления полномочий в сфере бюджетной деятельности. Предметом исследования выступают совокупность норм законов, подзаконных актов, актов органов местного самоуправления, регулирующих бюджетную сферу, материалы правоприменительной и судебной практики, а также доктринальные источники. Цель настоящего исследования – на основе системного анализа дать комплексную характеристику бюджету как комплексной категории финансового права, выявить факторы, влияющие на организацию и осуществление бюджетного процесса и контроля на всех уровнях публичной власти, выработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства. Цель исследования обусловила его основные задачи: - дать понятие бюджета как экономической категории и правовой категории; - проанализировать бюджетное право как важнейшую подотрасль финансового права, регулирующую общественные отношения в сфере бюджета; - охарактеризовать бюджетные правоотношения; - рассмотреть понятие бюджетной системы и определить ее структуру; - установить роль федерального бюджета в развитии Российской Федерации; - дать характеристику бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований, выявить их значение в развитии регионов и местного самоуправления; - проанализировать общие положения организации бюджетного процесса; - установить особенности стадий бюджетного процесса; - охарактеризовать порядок осуществления контроля за исполнением бюджетов различных уровней. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов – системности и логического анализа, которые позволили выявить основные тенденции и закономерности в развитии изучаемого объекта. Специально-научные методы познания, такие как формально-догматический, исторический, сравнительно-правовой, социологический – позволили выявить отдельные элементы исследования, сопоставить их между собой и сделать на основе этого необходимые выводы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, которое включает настоящее введение, три главы, объединившие девять параграфов, в которых последовательно решены поставленные задачи, заключение, содержащее выводы по работе, и список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Объем и содержание расходов и доходов бюджета известны заранее до составления проекта бюджета. Это означает, что закон о бюджете выступает как закон вторичный, или производный, содержание которого определяется совокупностью уже принятых до его вступления в силу нормативных правовых актов. Более того, даже при отсутствии закона о бюджете доходы будут поступать, а расходы осуществляться в соответствии с положениями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Закон о бюджете можно рассматривать как технический акт, в котором сводятся воедино уже установленные иными правовыми актами расходы и доходы публично-правового образования. Бюджет – это документ, имеющий силу законодательного акта, в котором прописываются все без исключения схемы деятельности государственных органов, служб, а также порядок проведения ими финансовых программ, на которые тратятся бюджетные средства. Помимо этого, в представленном документе определяются размеры отчислений из казны России с целью удовлетворения деятельности публичной органов, служб, органов местного самоуправления и т. п. Следует отметить тот факт, что все отчисления пропорциональны ожидаемым бюджетным поступлениям. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что бюджетом в равной степени является финансовый прогноз на год и «денежный» источник работы государственной власти. Но бюджет не появляется просто так. Его каждый год издают высшие органы законодательной власти. Данный процесс, а также иная деятельность, связанная с бюджетом, на законодательном уровне регулируется бюджетным правом. Бюджетное право – это подотрасль финансового права, та часть правовой системы РФ является одной из наиболее важных, так как от неё зависит экономическое положение дел в стране. Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу бюджетного устройства; формирования и осуществления расходов бюджетов публично-правовых образований; мобилизации их доходов; бюджетного процесса; государственного и муниципального долга; контроля за исполнением бюджетов; отдельных вопросов установления и применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Финансовые правоотношения – это общественные отношения, которые имеют правовую природу, урегулированы нормами права, направлены на достижение публичных целей удовлетворения социальных потребностей с помощью финансовых средств, аккумулированных и используемых государством. Особенности природы бюджетных правоотношений обусловлены их непосредственной связью с бюджетным устройством государства. Легальное определение бюджетной системы не дает представления о структуре бюджетной системы, не констатирует ни иерархичности, ни равенства в отношениях между бюджетами - элементами системы. Несмотря на данный факт, эти уровни сохраняются де-факто, исходя отчасти из территориально-государственного устройства Российской Федерации, отчасти из сложившихся экономических отношений. Федеральный бюджет необходим для социального и экономического развития государства. Для того, чтобы бюджет благоприятно влиял на экономику, нужен эффективный механизм образования доходов и расходования средств из бюджета в отношении экономики страны в целом, а основой этого является рациональное налогообложение и целесообразное осуществление расходов, которые будут обеспечивать реализацию программ социально-экономического развития страны. Бюджет государства – это основополагающая часть его казны, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов. По финансово-организационному признаку бюджет субъекта РФ - это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта РФ) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Он представляет законодательно утвержденную роспись доходов и расходов денежного фонда. Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это финансово-правовой акт субъекта РФ, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта РФ денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта. Несмотря на то что местные бюджеты самостоятельны, они являются неотъемлемой частью (звеном) бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии со ст. 29 БК РФ в Российской Федерации действует принцип единства бюджетной системы, означающий единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности и т.д. Получается, что, с одной стороны, местные бюджеты самостоятельны, а с другой - они являются частью единой бюджетной системы Российской Федерации. Представляется, что закрепленные в ст. 29 и 31 БК РФ принципы построения бюджетной системы Российской Федерации во многом носят разнонаправленный характер. Межбюджетные отношения с участием муниципальных образований в Российской Федерации строятся на основе принципов бюджетного федерализма, обусловливающего необходимость разграничения и сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов. Вместе с тем нельзя упускать из виду действия и принципа местного самоуправления, предполагающего организационную и функциональную обособленность муниципальных образований и их органов в сфере бюджетного процесса, а также самостоятельность местных бюджетов. И, как следствие, необходимость правового регулирования бюджетных отношений с участием муниципальных образований, основанных на данных принципах, которое предполагает гармоничное сочетание начал централизации и децентрализации. Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время о самостоятельности муниципальных образования в бюджетной сфере приходится говорить лишь с определенной долей условности. Их самостоятельность, однако, на практике обеспечивается не в должной мере. Бюджетный процесс "является наиболее политизированной сферой социальной деятельности. Совершенствование законодательства в области бюджетной деятельности должно служить целям совершенствования демократических процессов в государстве и обществе. Закрепление вышеуказанных принципов бюджетного процесса в БК РФ позволит внести единство и стабильность в систему осуществления бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ. Можно выделить два основных направления работы контрольно-счетных органов. 1) Проверка законности расходования средств (важнейшим направлением деятельности региональных счетных палат является внешняя проверка отчета об исполнении бюджета). Целью проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности является определение достоверности показателей годовой бюджетной отчетности и соответствие ведения бюджетного учета законодательству; 2) Проверка эффективности использования бюджетных средств и регионального публичного имущества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. Ст. 851. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824. 4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг." // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995 5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832. 6. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3028. 7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 903. 8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1649 9. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652. 10. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета, 2014. N 278. 11. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. N 202. 12. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»// Российская газета. 1994. 22 февр.; Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902. 13. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 13.04.2016) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4908. 14. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 4, 2004. 15. Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 194-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 5. 16. Алексеев В.Б. Финансовое право Российской Федерации : учеб.пособие / [В.Б. Алексеев и др.] ; под ред. В.Б. Алексеева. — М. :ВолтерсКлувер, 2010. — 304 с. С. 221. 17. Алексеев А.А. Юридическое значение бюджетного закона // Реформы и право. 2011. N 3. С. 17. 18. Болтинова О.В. Становление и развитие бюджетного законодательства Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 3. С. 74 - 82. 19. Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. М.: Деловой двор, 2009. 20. Бюджетное право: учебник / под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Юрайт, 2011. 21. Голубев А.В. Правовой статус субъектов финансово-бюджетного контроля. М.: Норма, 2011. 176 с. 22. Евсеева И.В., Короткова Т.А. Некоторые актуальные вопросы государственного финансового контроля средств бюджетной системы России // Все о налогах. 2016. N 2. С. 27 - 31. 23. Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. 501 с. С. 27. 24. Карандаев И.Ю. Понятие "бюджетные средства" в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 5. С. 775 - 780. 25. Комягин Д.Л. Бюджетное право России. М., 2011. С. 78 - 79. 26. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2012. 530 с. 27. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России. М.: Юристъ, 2003. 28. Конституционное право: учеб.для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2014. 29. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2015. 30. Мельников В.В. Конституционные основы регулирования экономических отношений в России: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. 206 с. 31. Нуриахметов Н.М. О понятии бюджетной деятельности государства // Финансовое право. 2014. N 10. С. 18 - 21. 32. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Зерцало-М, 2013. — 224 с. 33. Павлов П.В. Финансовое право : учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / П. В. Павлов. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2012. — 300 с. 34. Пешкова Х.В. Принципы бюджетного процесса // СПС "КонсультантПлюс". 35. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. Основные проблемы. М.: Юрид. лит., 1972. 36. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева.— М.: Норма, 2012. — 464 с. 37. Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под редакцией канд. юрид. наук Г. В. Петровой. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 835 с. 38. Селюков А.Д. Вопросы методологии в познании финансово-правовых явлений // Финансовое право. 2015. N 8. С. 9 - 16. 39. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. 624 с. 40. Смирникова Ю.Л. Системообразующая роль регулятивной функции финансового права // Юридический мир. 2011. N 11. С. 44 - 48. 41. Снегирева В.Н. Принципы бюджетного процесса в науке российского финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 9. С. 66 - 73. 42. Cоколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / Э.Д. Соколова, отв. ред. Е.Ю. Грачева. – 2-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010. – 112 с. 43. Соломаха Д.В. Разграничение обязанностей органов публичной власти в реализации права малоимущих граждан на жилище // Семейное и жилищное право. 2014. N 5. С. 45 - 48. 44. Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2005. 45. Финансовое право: учебник / под ред. С.В. Запольского. М.: ВолтерсКлувер, 2011. 46. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: учеб.-метод. комплекс. М.: Норма, 2005. С. 200. 47. Шевелева Н.А. Развитие принципа самостоятельности бюджетов бюджетной системы в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2014. N 1. С. 46. 48. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Общая часть: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили, Л.Н. Древаль. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 215 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!