Актуальность. Рыбохозяйственный комплекс России (РХК) – один из важнейших элементов обеспечения населения страны незаменимым белком животного происхождения. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации перечислены стратегически важные для России пищевые продукты и необходимая доля их собственного производства на внутреннем рынке. В настоящее время Россия импортирует порядка 26 % потребляемой рыбы. Объем производства рыбы (4,3 - 4,5 млн. тонн) достаточен для полного обеспечения внутреннего потребления и её импорт происходит на фоне большого объема российского экспорта (около 40 % произведенной рыбной продукции). В 2014 г. доля рыбы в российском импорте составила 8,3 % (3,3 млрд. долларов США).
Если вам нужна презентация на заказ цена на неё будет известна сразу, если вы заполните форму на сайте Work5.
. По данным Росстата, объем розничных продаж рыбы в России в 2014 г. составил 527 млрд. руб. (13,8 млрд. долларов США). Затраты на покупку продовольствия в 2014 г. составили 28,8 % от общих затрат домашних хозяйств на потребление, в том числе 1,9 % - на рыбу и рыбные продукты. В настоящее время наблюдается разделение мирового, а также российского продовольственных рынков на нишу относительно дорогой высококачественной и полезной для здоровья продукции природного происхождения и нишу менее полезной продукции аквакультурного происхождения. В этом разрезе высокая доля природной рыбы является перспективным преимуществом российского рыбного хозяйства как с точки зрения обеспечения собственного населения, так и с точки зрения гарантированности спроса на внешнем рынке. Однако в настоящее время это преимущество реализуется не в полной мере. На внутреннем рынке велика доля аквакультурной импортной продукции, высокая цена которой зачастую не соответствует её низкому качеству. В экспортных поставках велика доля высококачественного сырца, перерабатываемого за рубежом в продукцию конечного потребления. Такая ситуация сложилась потому, что крупными иностранными производителями и торговым капиталом сформированы устойчиво действующие механизмы заполнения российского внутреннего продовольственного рынка импортной продукцией, уступающей отечественным аналогам по конкурентным показателям. Целью курсовой работы является исследование проблемы импортозамещения на рынке рыбы и рыбной продукции. Для достижения поставленных целей следует решить следующие задачи: - определить методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности; - охарактеризовать развитие российской рыбохозяйственной отрасли; - исследовать трудовые ресурсы; - изучить производственные, технологические, иные связи с другими отраслями; - рассмотреть государственное управление рыбной промышленностью; - проанализировать особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли. Объектом курсовой работы выступает процесс исследования проблемы импортозамещения на рынке рыбы и рыбной продукции. Предметом курсовой работы являются теоретические и практические аспекты по изучению проблемы импортозамещения на рынке рыбы и рыбной продукции. Методологической основой курсовой работы является использование диалектического метода научного познания, системного и комплексного подходов. Оценка действующих проблем импортозамещения на рынке рыбы и рыбной продукции проводилась с применением статистических приемов группировки, динамических сравнений.
Таким образом, принятые в 2004-2008 годы решения по изменению подхода к нормативно-правовому регулированию добычи водных биологических ресурсов создали условия для роста производственных показателей отечественной рыбной отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности. За последние годы Россия укрепила свои позиции в ряду основных рыбодобывающих стран, занимая в мировом рейтинге ФАО по добыче водных биологических ресурсов 7-е место. Рыбохозяйственный комплекс способен решить задачу импортозамещения рыбной продукции на отечественном рынке и устойчиво обеспечивать физическую и экономическую доступность рыбной продукции как источника белка животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты и жирные кислоты. Ресурсный потенциал отрасли позволяет ставить задачу по дальнейшему увеличению объемов добычи водных биологических ресурсов на 50% по сравнению с текущим уровнем, до 6 - 6,5 млн. тонн. Дополнительный прирост валовой продукции отрасли связан с развитием аквакультуры. Производство продукции товарной аквакультуры может быть увеличено в 5 раз, до 0,5 млн. тонн, а с учетом искусственного воспроизводства объем аквакультуры в России может достичь 1 млн. тонн. В настоящее время стимулирующий эффект от принятых ранее решений по корректировке государственной отраслевой политики практически исчерпан. На протяжении последних 5 лет показатели вылова внутренних биологических ресурсов и производства товарной продукции остаются практически неизменными. На фоне расширения внутреннего спроса на продукцию отрасли сохраняется преимущественная ориентация на экспорт добываемых ресурсов с минимальной степенью переработки. До введения специальных экономических мер в сегменте розничной торговли устойчивые позиции имели иностранные поставщики. Реализация производственного потенциала отечественного рыбохозяйственного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности страны требуют качественных изменений во всех его сегментах – от рыболовного промысла до реализации продукции конечным потребителям. В связи с этим государственная политика в рыбохозяйственном комплексе должна осуществляться по следующим важнейшим направлениям: 1. Совершенствование нормативно-правового регулирования отрасли на основе сохранения принципа долговременного закрепления долей квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. 2. Освоение вновь вводимых водных биоресурсов, промысел которых не велся или был ограничен, с целью ускоренного роста сырьевой базы российского рыболовства в зоне национальной юрисдикции и в Мировом океане. 3. Ускоренное развитие аквакультуры. 4. Повышение конкурентоспособности российской продукции рыболовства и аквакультуры на мировом и внутреннем рынках, с необходимым увеличением степени переработки водных биоресурсов. 5. Развитие портовой, транспортно-логистической и товаропроводящей инфраструктуры российского рынка. В качестве основных механизмов государственного регулирования и поддержки развития отрасли должны рассматриваться следующие: - увязка на законодательном уровне предоставления долей квот с осуществлением инвестиций в модернизацию основных производственных фондов; - повышение доступности кредитных ресурсов, включая возможность использования квот в качестве обеспечения по привлекаемым краткосрочным и долгосрочным кредитам отечественных кредитных организаций; - введение налоговых стимулов, в том числе при расчете сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, для увеличения производства продукции с высокой степенью переработки; - снижение количества административных барьеров при добыче водных биоресурсов и реализации произведенной из них продукции; - реализация комплекса мероприятий по продвижению российской продукции рыболовства и аквакультуры и популяризации потребления у населения страны, в том числе за счет создания национального рыбного бренда и сертификации качества; - расширение практики использования прозрачных механизмов реализации и ценообразования, включая организацию аукционов и биржевой торговли; - расширение возможностей реализации производителями продукции рыболовства и аквакультуры на внутреннем рынке за счет пересмотра тарифной политики при перевозках по железной дороге. Комплексное решение перечисленных задач позволит насытить рынок высококачественной отечественной продукцией рыболовства и аквакультуры, обеспечить соблюдение геоэкономических интересов России и усилить позиции нашей страны в качестве одной из главных мировых рыболовных держав.
1. Богомолова И.П., Черников В.В., Воронцова Ю.Н., Костюк В.Н. / Инновационные технологии их роль и значение в современной рыбоперерабатывающей промышленности / Экономика и предпринимательство. №11 ч. 4 – 2014. 2. Вовченко Е. Рыбная отрасль может выиграть от вступления России в ВТО // Рыбацкая газета. 2012. № 6. 3. Ворожбит О.Ю. Развитие рыбохозяйственной деятельности на Дальнем Востоке России / О.Ю. Ворожбит // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – №3. 4. Дремлюга Д. Инновационные шаги к обновлению рыбопромыслового флота. Рыбное хозяйство, № 3, с.11-12, 2010. 5. Ефремов А. Что может стимулировать переработку рыбы//Fishnews -Новости рыболовства 2014. № 3 (36). 6. Козляковская Е. Я., Гегечкори О. Н. Рыбопереработка ключ к успеху или кабала//Вестник молодежной науки. 2015. 7. Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года. Правительство РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. N 1265-р. «Российская газета», N 36, 16.09.2003. Дата последнего изменения: 20.01.2009. 8. Кривошапко Ю. Эксперты предложили "плавающую" пошлину на экспорт рыбы // Российская газета. – 2015. 9. Лебединская Ю. С. Принципиальная структура экономического кластера для развития региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 5 (Часть 2). 10. Олудина Е. Рыбная отрасль в море проблем. Парламентская газета, № 7(2423), 2010. 11. Ронинов М.М. Российская рыбная отрасль и ВТО // Крестьянские ведомости. 2012. № 6. 12. Рыбное хозяйство // Научно-практический и производственный журнал/ Федер. агентство по рыболовству, ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». – 2013. – № 4. 13. Рыбное хозяйство // Научно-практический и производственный журнал/ Федер. агентство по рыболовству, ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». – 2014. – № 1. 14. Харин А.Г. Об использовании концепции стоимости в управлении развитием рыболовецкой отрасли // Известия КГТУ. 2013. № 30. 15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru 16. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http:// fishnews.ru/rubric/ofitsialno/1092.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!