Тоталитарные и демократические формы правления

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Право
Предмет
Теория государства и права
Страниц
33
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение 3 1. Политический режим как элемент формы государства 5 1.1. Форма государства: понятие и виды 5 1.2. Сущность и типология политического (государственного) режима 13 2. Характеристика тоталитарных и демократических форм правления 19 2.1. Понятие и признаки демократического государства. 19 2.2. Тоталитарный политический режим и формы его проявления 25 Заключение 30 Список использованной литературы 33
Введение

Обращение к истории идей как методологии гуманитарных исследований – это не просто некая дань старомодной эвристической традиции, но необходимый первый шаг любого фундаментального труда. История идеи придает вещам фактурность, мыслям – значение, а понятиям – смысл. Задача же всестороннего и основательного рассмотрения различных подходов к определению сущности политико-правового режима, его классификациям представляется достаточно актуальной. Последнее связано со стремлением науки о государстве и праве, как, впрочем, и любой иной, выработать единообразный понятийный аппарат, позволяющий закрепить за существующими в научном лексиконе терминами, по возможности, однозначные понятийные конструкции. Понятия, составляющие основу определения политического (государственно-правового, политико-правового и т.д.


Ищете компанию где можно купить контрольную работу по географии? Обращайтесь к нам. В Work5 за 15 лет мы научились писать студенческие работы наилучшего качества. Мы напишем контрольную работу на 5!


.) режима, в конечном итоге служат маркерами для разграничения тех или иных его составляющих, с последующим отнесением определяемого к той или иной политико-правовой реальности. В рамках обыденного мышления, в публицистике и других околонаучных трактовках сложился определенный стереотип понимания политического режима как чего-то, что имеет явно оценочный характер. То есть, если говорят о чем-либо позитивном в политической реальности, например, о политической системе, которую необходимо преподнести читателю (слушателю) позитивно, как правило, в контексте употребляют понятие политической системы. И другой подход, при описаниях политических реалий с заданно негативным отношением, используется категория политический режим. Этот взгляд совершенно ошибочен, он не имеет ничего общего с научным подходом к политологическому анализу. Дело в том, что современная политическая наука трактует политическую систему в двух значениях. В рамках одного из них политическая система представляет собой реально существующий механизм реализации власти в том или ином государстве, на том или ином уровне. Для человека постсоветского пространства выражение «политический режим» давно стало привычным и совершенно не вызывает удивления. Данное словосочетание в сознании современного человека имеет скорее негативную окраску, поскольку вызывает ассоциации с довольно тяжелым периодом в истории – периодом столкновений и борьбы за смену власти. Тем не менее понятие политических режимов как таковых на самом деле негативной окраски не имеет. Говоря в общем виде, режим — это способ организации управления государством. Целью работы является уточнение сущности тоталитарных и демократических государств. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть политический (государственного) режим как элемент формы государства; 2) раскрыть характеристику демократических и антидемократических форм государства. Объект исследования – система отношений связанных с различными государственными режимами. Предметом исследования являются особенности различных видов политического режима. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности политического режима как элемента формы государства. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Заключение

Одной из ведущих характеристик любого государства выступает политический (он же государственный) режим. Фактически именно он становится определяющей силой, оказывающий влияние на становление и функционирование институтов государственной власти. Посредством него может быть осуществлена трансформация как формы правления, так и административно-территориального устройства. А для того, чтобы понять, каким образом протекают данные процессы, необходимо четко понимать, что собой представляют политические режимы. Следовательно, стоит дать определение им, раскрыть основные характеристики и типы. В науке государственный режим определяется как совокупность способов и методов функционирования органов государственной власти. И именно от того, что собой представляет данная стратегия управления страной, зависит вид политического режима. Поэтому следует выделить основные критерии, по которым осуществляется классификация. Первый признак – это метод управления. Политические режимы опираются на три основных способа применения власти, к коим относят: метод правового принуждения, метод насилия и сочетание двух первых методов. Вторым признаком выступает степень участия населения в управлении государством. Большинство стран позиционируются как республики, т.е. власть de jure принадлежит народу. Но политические режимы отражают реальное положение в данной области, а именно: кто de facto управляет государством. Третьим признаком является соблюдение общепризнанных прав человека и гражданина. Сюда может быть включено легальное и фактическое соблюдение естественных и других прав. Четвертым признаком становится наличие политического плюрализма, как регламентированного основным законом, так и его фактическое существование. В зависимости от данных параметров политические режимы делятся на демократические и антидемократические. На сегодняшний день демократия стала единственно приемлемым методом осуществления государственной власти. Такое утверждение строится на том, что управление делами государства базируется на основе метода правового принуждения, зафиксированные права человека и гражданина реализуются в полной мере и обладают всей полнотой легитимной защиты. Кроме того, народ непосредственно участвует в управлении государством даже в том случае, когда формой правления считается монархия. Именно в последнем случае существование политического плюрализма наиболее полно отражается. Антидемократические (в некоторых случаях их называют террористическими) режимы представляют собой полную или частичную противоположность первому виду. Управление делами государства осуществляется на основании метода насилия или частичного совмещения легитимного принуждения и насилия, причем перевес осуществляется в пользу последнего. Народ предстает в данном случае лишь как инструмент прихода определенной политической силы к власти, а права отдельно взятой личности стоят ниже интересов государства и его основной силы. Соответственно и политический плюрализм предстает как явление скорее декоративное, нежели реальное. Такие режимы делятся на две основные категории – тоталитарный и авторитарный. Первый отличается от второго лишь степенью видимости соблюдения общечеловеческих прав и свобод. При этом в авторитарном режиме ведущую роль играет т.н. «культ личности». Говоря о современной России в целом, необходимо отметить, что на её территории действует демократический режим. Однако в политологии принято различать такое понятие, как региональные политические режимы России. Здесь речь идет о видах демократического государственного режима и так называемом «переходном режиме». В зависимости от развития того или иного региона, а также от сложившихся социо-культурных традиций формируется определенный политический режим. Но стоит помнить о том, что вне зависимости от их видов, регионы обязаны соблюдать положения закрепленной Конституцией демократии. Политические режимы и их виды являются наглядным отображением истинного соотношения «государство - личность» в определенной стране. Поэтому, прогнозируя развитие того или иного государства, следует внимательно изучать политический режим в его легальном и фактическом варианте.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009. 2. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова, [и др.] - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с. 3. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е. Ю. Аврутина - М.: ЮНИТИ, 2013. - 503 с. 4. Государственный режим и политический режим: допустимо ли отождествление? / Осавелюк А.М. // Вестник Московского университета МВД России, 2012. - № 4. - С. 50-54. 5. Государства: к вопросу о типологии политических режимов и форм правления. / Занфира В.М. // Личность. Культура. Общество, 2013. - Т. 12. - № 2. - С. 316-321. 6. Демократия как политический режим, историко-теоретический анализ. / Абгарян Р.Э. // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2011. - № 631. - С. 9-21. 7. Политический режим - способ политического влияния. / Борисенков А.А. // Политика и общество, 2011. - № 5. - С. 20-28. 8. Политический режим в Российской Федерации: особенности конституционно-правового закрепления и реализации. / Карасев А.Т., Карпов А.И. // Вестник Челябинского государственного университета, 2011. - № 35. - С. 12-16. 9. Политический режим и цели государства. / Жирнов Н.Ф. // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2012. - № 1. - С. 35-39. 10. Политический режим и его эволюция в современной России. / Скорнякова С.С. // Социология и право, 2012. - № 2. - С. 37-43. 11. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования. / Хоменко С.М. // Юристъ – Правоведъ, 2013. - № 4. - С. 77-81. 12. Современный политический режим России в зеркале авторитаризма. / Фарафонтов А.А. // Альманах современной науки и образования, 2011. - № 8. - С. 62-66. 13. Теория государства и права. Власенко Н.А. - М.: 2011. — 416 с. 14. Теория государства и права. Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2013. – 304 с. 15. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. - 3-е изд., дополн. и испр. - М.: 2012. - 384 с. 16. Теория государства и права. Конспект лекций. Петренко А.В. - М.: 2013. — 160 с. 17. Теория государства и права. Конспект лекций. Шевчук Д.А. - М.: Эксмо, 2013. — 299 с. 18. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Малько А.В. - М.: Проспект, 2013 - 144 с. 19. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2013. - 836 с. 20. Теория государства и права: Учебник / Под. ред Н.И. Матузова - М.: Юристъ, 2013. – 540 с. 21. Теорико-правовое исследование понятия «механизм государства». / Парасюк Е.А. // Российская юстиция, 2013. - № 11. - С. 7-11. 22. Тоталитаризм как разновидность политического режима. / Завьялов Ю.С. // Государство и право, 2013. - № 5. - С. 76-80.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!