Правовые основы российского законодательства по противодействию экстремизму в сети интернет

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Право
Страниц
40
Год сдачи
2016
Оглавление
Введение …………..……………………………………………….………3 Глава 1 Понятие и признаки экстремизма……………………...……..5 1.1. Понятие и признаки экстремизма…………………………………….5 1.2. Соотношение экстремизма и терроризма…………………………..10 Глава 2 Правовое регулирование экстремизма в сети интернет………………………………………………………………………….17 2.1. Образование норм по противодействия экстремизму в сети интернет…………………………………………………………………………..17 2.2. Нормы современного российского законодательства по борьбе с экстремизмом в сети интернет………………………………………………….24 Глава 3. Анализ судебной практики…………………………………30 Заключение………………………………………………………………42 Список использованной литературы…………………………………44
Введение

На данном этапе развития российского общества вопрос о противодействии экстремизму стал одним из наиболее актуальных. При этом, как любое социальное явление, он неоднозначен и требует внимательного рассмотрения. С одной стороны, любые экстремистские действия дистабилизируют обстановку в обществе и могут привести в итоге к конфронтации и даже человеческим жертвам (например, когда мы говорим о терроризме). В связи с этим вполне объяснимо стремление государства обезопасить себя от подобных явлений всеми доступными методами. Основным из таких методов является издание соответствующих законов, что значительно облегчает борьбу с неугодными организациями. С другой стороны, любой закон – это продукт творчества группы людей, которым свойственно ошибаться. При выполнении законов они могут быть неправильно (специально или нет) интерпретированы, что приводит к давлению на общество и закрытию организаций, никоим образом с экстремизмом не связанных. Прежде всего, следует сказать, что теоретические вопросы, связанные с определением понятия «экстремизм» рассматриваются в отечественной и зарубежной науке довольно долго и подробно, существует множество точек зрения и определений. Мы в своей работе обращаемся к формулировкам, взятым из толкового и политического словарей, используем работы С.Н.


Любая контрольная на заказ в Сургуте доступна с помощью нашего сервиса.


. Фридинского, С.А. Воронцова, О.А. Русановой, А.Г. Залужного и т.д. Как известно, интернет по праву считается особой властью и чрезвычайно влияют на формирование общественного сознания. Соответственно, государство (при существовании установки на свободу слова) стремится так или иначе контролировать его деятельность. В нынешнем обществе именно информация играет основополагающую роль в определении курса общественного развития. Информационные войны ведутся столь же активно и изощренно, как и войны территориальные. Причем сначала подготавливается информационное поле, а потом начинаются активные действия «на местности». Именно поэтому экстремистские организации стараются как можно обширнее использовать ресурсы сети интернет, позволяющие им получить непосредственный доступ к умам граждан, особенно молодежи, для которой сеть Интернет часто является источником, воспринимаемым как достоверный и объективный. В связи с этим государство старается законодательно регулировать деятельность в сети интернет, чтобы не допустить распространение опасной информации и благоприятно влиять на общество. Именно вопросам законодательного регулирования деятельности в сети интернет в свете борьбы с экстремизмом и посвящена данная курсовая работа. Мы опираемся на исследования М.А. Шишкиной, С.В. Горовой, Е.С. Гладковской, А.В. Кураева, Э. Ламбета и др. Также приводим выдержки из основных законов РФ, касающихся противодействия экстремизму. Целью нашего исследования является исследование правового механизма противодействия экстремизму в сети интернет. Достижению данной цели сопутствует выполнение ряда задач: 1) уяснение понятия экстремизм и ограничение его от иных схожих понятий 2) проведение анализа российского законодатель ста по борьбе с экстремизмом 3) анализ применения правовых норм по борьбе с экстремизмом в сети интернет. Предметом исследования являются правовые нормы в сфере противодействия экстремизму, практика их применения. Объект исследования – экстремизм как политико-социальное явление. В исследовании используются как теоретические методы (сбор и анализ информации, касающейся антиэкстремистского законодательства), так и эмпирические (при анализе ситуаций реализации законов в современном российском обществе).

Заключение

Современное общество характеризуется наличием сверхскоростных систем передачи сообщений, информации. Всемирная информационная сеть Интернет позволяет индивидам, группам, общностям обмениваться информацией в любое время суток, в любом регионе, что свидетельствует о снятии пространственно-временных границ. Положительной стороной данного явления является возможность интеллектуального развития, самообразования, ведения бизнеса. Однако есть и отрицательные аспекты, таки как, например, использование достижений научно-технического прогресса антисоциальными элементами социума. При этом в настоящее время крайне слабо развито научное прогнозирование угроз и рисков, связанных со сферой социального управления, в правоохранительной системе. В связи с этим возникает необходимости уделить повышенное внимание особенностям глобального информационного общества, его системообразующим элементам, а также определенным коммуникационным структурам и явлениям, в совокупности детерминирующим рост угроз информационного экстремизма, а также информации, способствующей возникновению феномена готовности к экстремистской деятельности (экс-тремпарантности). Процесс глобализации активно используется организаторами и участниками экстремистских групп, которые принимают на вооружение новейшие информационно-коммуникационные технологии, делающих менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы их инфраструктуры. Увеличивается потенциал террористических организаций в современных информационных условиях, в основу построения которых заложен принцип сетевой структуры. Кроме этого, одной из проблем является недостаточное нормативно-правовое регулирование в рамках международного взаимодействия государств в сфере противодействия экстремизму и терроризму в информационно-коммуникационном пространстве. Также различные государства избирают отличные друг от друга подходы к нормативно-правовому регулированию антиэкстремистской деятельности, что не способствует эффективному сотрудничеству в борьбе с экстремизмом в сети Интернет. Вместе с тем, существуют проблемные вопросы технического плана. Возникают трудности с идентификацией лица в качестве автора или издателя экстремистского или террористического материала, так как типичным примером является идентификация лица, просто как владельца средства вычислительной техники, посредством которого в сети был размещен материал. Важно также учитывать, что в сети Интернет информация экстремистского содержания может содержаться в различной форме: текстуальной и графической (рисунки, фотографии, видеоизображения и т. д.). Анализируя следственную практику, можно сделать вывод о том, что к проведению судебных лингвистических экспертиз часто привлекаются авторитетные ученые филологи, не являющиеся сотрудниками специализирующихся на данной экспертизе государственных учреждений. Основу их выводов составляют непроверенные версии, гипотезы, субъективные мнения, которые могут быть подходящими в сфере научных изысканий, но не приемлемы в качестве выводов экспертизы. Таким образом, современные реалии позволяет заметить потребность в жестких мерах по пресечению экстремистских действий в сети Интернет. Информационные экстремисты хорошо оснащены в техническом и технологическом плане, также осознают возможность безнаказанности своих действий в силу сложности установления автора экстремистских материалов. Вследствие этого необходимо комплексный подход, включающий усилия ученых, общественности, силовых структур и администраций всех уровней для решения проблемы противодействия экстремизму в сети интернет.

Список литературы

Нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349 Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3031 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму"// "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146 Указ Президента РФ от 28.10.1992 N 1308 "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации"// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 02.11.1992, N 18, ст. 1458. Утратил силу 25.01.1993 Указ Президента РФ от 03.10.1993 N 1575 "О введении чрезвычайного положения в городе Москве»// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 04.10.1993, N 40, ст. 3748 Указ Президента РФ от 23.03.1995 N 310 (ред. от 03.11.2004) "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" Указ Президента РФ от 27 октября 1997 г. N 1143 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 26.12.2015) "О мерах по противодействию терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете")// "Собрание законодательства РФ", 20.02.2006, N 8, ст. 897 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" Международные акты: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// "Российская газета", N 67, 05.04.1995, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163 "Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма" (CETS N 196) [рус., англ.]. (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) (с изм. от 22.10.2015)// Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. N 20. Ст. 2393 "Европейская конвенция о пресечении терроризма" (ETS N 90) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) (с изм. от 15.05.2003)// Собрание законодательства РФ. 20 января 2003 г. N 3. Ст. 202 Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 года Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.)// "Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17, ст. 291 "Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма" (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999)// "Бюллетень международных договоров", N 5, 2003 Научная и учебная литература: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности: международная научно-практическая конференция, посвящается 90-летию Иркутского государственного университета и Юридического института ИГУ (Иркутск, 5 апреля 2008 г.). Тезисы докладов / Отв. ред.: Шишкина Н.Э. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 357 c. Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, г. Новочеркасск, 26 апреля 2010 г. / Отв. ред.: Низовцев В.В. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. - 105 c. Актуальные проблемы уголовной ответственности за преступления против правосудия: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право /С. А. Денисов ; МВД России. Санкт-Петербургский университет. - СПб.,2002. 310 с. Варанкина Ю.С., Ларичев В.Д., Скудин А.С. Понятие, признаки и сущность экстремизма // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - М.: Юрлитинформ, 2011, № 1. - С. 251-263

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!