Муниципально-правовые нормы и институты : общая характеристика и особенности

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Право
Страниц
30
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение …………………………………………………….……………..3 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации .......7 1.1.Правовые основы местного самоуправления….……………………7 1.2. Нормы муниципального права ……………..………………………12 2. Понятие и система принципов местного самоуправления…………17 2.1. Признаки местного самоуправления и его место в системе народовластия………18 2.2. Принципы народовластия …………………………………………..21 2.3. Сущность и структура местного самоуправления………………..24 Заключение………………………………………………..……………...28 Список использованных источников и литературы……………..…… 30
Введение

Россия как правовое государство, имеет развитую структуру государственных органов, которые осуществляют функции управления, поэтому вопросы деятельности органов государственной власти являются ключевыми в организации государственной власти любого государства. Вместе с тем, принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепляет особый вид публичной власти - местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Следовательно, местное самоуправление - это власть населения, отделенная от власти государства, которая осуществляется населением, проживающим в данном территориальном образовании, и получившим возможность решать свои проблемы непосредственно (на референдумах, сходах, собраниях), либо выбранных ими представителей в органах местного самоуправления. Теоретические основы учения о местном самоуправлении были разработаны еще в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом, Лоренцом Штейном, Паулем Лабандом и другими. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации проходило в несколько этапов, характеризующихся изменением федерального законодательства и установлением принципов организации народовластия и основных механизмов осуществления гражданами права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.


Если вы хотите, чтобы вам оказали помощь в рефератах переходите по ссылке на сайт Work5.


. Необходимость исследования истории становления местного самоуправления объясняется также и тем, что в конце XX века в России в результате проводимых реформ вновь произошла коренная ломка основ всей жизни её граждан. Прежде всего, преобразования изменили экономический уклад и общественно-политический строй. Создание общества с частной собственностью на средства производства поставило на повестку дня вопр опрос о роли и месте местного самоуправления в системе управления государством . Актуальность темы исследования определяется современным этапом развития РФ, который характеризуется активным развитием муниципального законодательства, многообразием муниципальных органов, различием их компетенции, большим количеством принимаемых ими решений и актов, имеющих различную юридическую силу и порядком применения, что непосредственно затрагивает прав и свободы граждан РФ. После принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» завершился процесс становления муниципального права России. Изучение практики правового регулирования в государствах, использующих различные модели местного самоуправления, позволило выявить разнообразные механизмы осуществления местного самоуправления. К примеру, в Соединенных Штатах Америки широко используется правовой акт – хартия (устав) муниципалитета . Становление самостоятельного управления территориями сопровождалось формированием выборных представительных органов народовластия, избранием глав муниципалитетов, что привело к завершающей стадии - оформлению правового статуса муниципального образования, то есть разработке и принятию их устава. На современном этапе федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления практически сформировано, конкретизированы принципы организации местного самоуправления, заложены основы для пополнения российской правовой системы новым источником права - уставом муниципального образования. Целью работы является исследование сущности местного самоуправления в Российской Федерации, правовых основ и принципов его организации. Для достижения указанной цели были определены следующие задачи: 1) исследование теоретических и правовых основ народовластия в Российской Федерации; 2) рассмотрение устава муниципального образования как источника местного самоуправления; 2) изучение признаков местного самоуправления и его места в системе народовластия; 3) анализ принципов и структуры народовластия. Объектом исследования является правовое регулирование вопросов местного самоуправления. Предмет исследования составляет понятие, сущность и признаки народовластия. Вопросы развития местного самоуправления, изучения принципов его организации, совершенствования правового регулирования, в том числе разработки уставов муниципальных образований, уже давно привлекают внимание многих ученых. Этим проблемам посвящено ряд монографий, статей, комментариев к законодательству (Бабун Р.В., Захаров И.В., Калинина Л.И., Кокотов А.Н. , Романова Г.В., Сикайло A.B., Хачатурян Б.Г., Шаломенцева Е.Г. и др.), они обсуждаются на научно-практических конференциях, научно-координационных совещаниях, «круглых столах». В научных трудах вышеупомянутых авторов дана оценка многих названных вопросов, что, безусловно, способствует углублению научно-прикладных разработок названных проблем. В работе использованы общефилософские, общенаучные и частные общенаучные методы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из подразделов, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Рассмотренные в работе позиции ученых позволяют сделать вывод о возможности выделения различных видов публичной власти, одним из которых является власть населения определенной территории. Местное самоуправление – это «процесс управления местными сообществами жителей, основанный на разумном сочетании представительно-профессионального управления и самоосуществления людьми своих запросов, предоставления всем субъектам местных сообществ широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов, нацеленности органов местного самоуправления на выявление и справедливое удовлетворение коренных запросов жителей» . Содержание деятельности органов местного самоуправления составляют интересы и задачи населения определенной территории. В работе нами установлено, что общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX века. Во второй половине XIX века преобладающей стала «государственная» теория местного самоуправления, согласно котором местное самоуправление является формой децентрализации государственной власти, осуществление государством в рамках государственного контроля «местных дел» с органами, которые формируются при непосредственном участии жителей из соответствующих территорий. Но государственная теория получила широкое значение в конституционно-правовом регулировании. Правовые основы народовластия, сформированные в Европейской хартии местного самоуправления, признаны Россией и закреплены в Конституции РФ. Российское законодательство больше придерживается общественной теории местного самоуправления. Местное самоуправление обеспечивает независимое решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью . Действующим федеральным законом местное самоуправление определяется как форма осуществления народом своей власти, позволяющая в установленных законом пределах самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, руководствуясь интересами населения и учитывая местные традиции. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов. Основными признаками местного самоуправления являются самостоятельность в решении вопросов местного уровня, ответственность за принятые решения, самостоятельное управление территорией, учет интересов населения и специфики местных традиций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 4 августа 2014. - № 31. – Ст. 4398. 2. Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Российская газета, N 202, 08.10.2003. 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ (утратил силу с 1 января 2009г.). 4. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., N 29, ст. 1010 (утратил силу с 05.09.1992). 5. Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005г. (ред. от 21.11.2011) №97-ФЗ. 6. Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Российская газета, N 73, 15.04.1998. 7. Устав муниципального образования «Город Томск». Принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 (в ред. от 05.07.2016). http://www.admin.tomsk.ru. 8. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления [Текст]: учебное пособие рекомендовано УМО / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус. 2013. 280с. 9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.:Норма, 2016. 10. Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г. 11. Голубок С.А. Конституционное право России: учебное пособие.- М.:РИОР, 2015. 12. Захаров И.В. Муниципальное право России: учебник для бакалавров рекомендован УМО. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 559с. 13. Калинина Л.И. О порядке вступления в силу уставов (муниципальных правовых актов) муниципальных образований // Бюл. М-ва юстиции РФ. 2008. №3. С 47-50. 14. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: учебник – М.:Юристъ, 2014г. 15. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. -М.:Юристъ, 2015г. 16. Никитина А.М. Муниципальное право России.- М.:Юнити, 2014г. 17. Местное самоуправление. Основы системного подхода. Учебник./ Под ред. Когута А.Е., Гневко В.А. – СПб:, 2001.- 360с. 18. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М.: 2005. -с. 13-14. 19. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2007.-432с. 20. Прусаков Ю. М., Нифанов А. Н. Местное самоуправление России. Ростов н/Д.:, 2003. – 452с. 21. Романова Г.В. Подзаконные правовые акты и их реализация. Автореф. дис. кан. юрид. наук. Казань, 2006. 22. Сикайло A.B. Устав муниципального образования как нормативно-правовой акт: правовая природа и особенности реализации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. 23. Хачатурян Б.Г. Уставное правотворчество муниципальных образований: история и проблемы: монография / Б. Г. Хачатурян. - М.: Академия проблем безопасности обороны и правопорядка, 2006. 152 с. 24. Чермит А.Ю. Устав муниципального образования в системе нормативно-правового регулирования местного самоуправления. Автореф...канд. дис. юрид. Наук. Москва, 2002, 199с. 25. Шаломенцева Е.Г. Проблемы совершенствования системы муниципально-правового регулирования/ Юридический мир. 2009. № 9. С.18-23. 26. Широков А.А. Муниципальные правовые акты // Муниципальная власть. 2006. №4. С. 40-43. 27. Яичникова Ю.С. Юридическая природа и особенности муниципальных правовых актов // Современное право. 2009. №2. С. 31-33. 28. Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 2004.- 378с. 29. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебное пособие. – М., Изд-во Проспект, 2007. - 268 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!