развитие представлений о формах государственного устройства (Платон,Аристотель,Гоббс,Кант,Гегель,Маркс,Ленин,Вебер и другие)

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Философия
Предмет
Философия
Страниц
63
Год сдачи
2017
Оглавление
Введение 3 1 Глава. Представление о государстве древних мыслителей 7 2 Глава. Представление о государстве мыслителей 18-20 веков 25 Заключение 56 Библиографический список 61
Введение

Актуальность данной темы является безоговорочной, поскольку во все времена вопрос о том, что же представляет собой государство, какова его идеальная форма, его социальная, политическая сущность и каковые его основные признаки, является одной из самых жгучий и животрепещущих тем. Связано это с тем, что наличие государства создает важнейшую предпосылку для формирования различных политических институтов, которые являются неотъемлемой частью развития общества, а также формирует значимые сферы человеческой жизни, в которых каждый индивид мог бы быть способным реализовывать свои социальные, экономические, духовные и ряд других интересов. Сегодня, невозможно представить ни одно развитое общество, которое бы существовало автономно от государства, при этом не только государство стимулирует развитие социальной сферы, общество само дает стимул для прогрессивного развития государства, тем самым обозначая его, как значимы, сложный многогранный политический институт.


Даже если требуется заказать ответы на экзаменационные билеты в Омске , наш сервис поможет вам.


. Изучению государства, как важнейшего политического института, его форм и сущности посвящали свои работы еще древние мыслители, ученые, философы, которые создавали основные теории происхождения государства. Все политические учения о форме государства уходят своими корнями в Древний Мир, а в дальнейшем достигают своего наивысшего рассвета в Греции и Риме, где находят свое выражение в трудах таких великих философов, как Платон и Аристотель. В центре внимания обоих просветителей оказывается государство, которое с их научной позиции, выполняет роль преодоления существующего беспорядка и организует жизнь целого общества. Не смотря на то, что учения двух философов имели общие точки соприкосновения, во многом их рассуждения расходились, что свидетельствовало об индивидуальной точки зрения по вопросу о форме государства каждого из них. В Древнем Риме выдающейся личностью был политик Цицерон, занимавшийся изучением теории возникновения государства, а также установлением наиболее приемлемой его формы. Однако не только политико-правовая мысль Древней Греции и Древнего Рима занимала выдающиеся позиции в плане изучения форм государства. Одним из влиятельных политических учений было и Конфуцианство, получившее свое распространение в Древнем Китае. Не смотря на то, что в основе данного учения лежали религиозные каноны, оно имело и политический характер, который способствовал развитию основных представлений об идеальной форме государства. Поскольку конфуцианство оказывало влияние практически на все сферы жизни китайского общества, то и представления о государстве, которые развивались Конфуцием и его последователями не остались не замеченными. В дальнейшем, политико-правовые взгляды об идеальных формах государства получили свое широкое распространение во взглядах современных ученых 18-20 века. Эпоха Просвещения, которая охватывается периодом 17-18 веков, включила в себя воззрения о государстве таких великих философов и ученых, как Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Вольтер. Концепции просвещенного абсолютизма стали официальной идеологией 18 века. Взгляды на политику, государство и его идеальную форму содержались в самых различных произведениях выдающихся мыслителей того времени. Основными направлениями политико-правовой мыли в период буржуазной революции в Англии стали учения Гоббса о государстве и праве и взгляды Дж. Локка о государстве и праве. Политическая мысль о том, что же представляет собой государство стала активно развиваться в 18-19 веке и в Германии, которая на тот момент представляла собой довольно отсталую страну по сравнению с европейскими державами. Как следствие, весьма нелегкая политическая ситуация наложила отпечаток на идеи классиков немецкой философии об идеальном государстве: Кант, Гегель. Выдающимся немецким социологом был и М. Вебер, который дает не только определение понятию государства, но и выделяет несколько основных его признаков. Кроме того, он был основателем теории бюрократизма, которую воспринимал в качестве рациональной машины управления. Политическая мысль 18-20 века активно развивалась и в России, где в данный исторический период господствовала естественно-правовая идеология. Наибольшее распространение представлений о том каким должно быть государство получили идеи Л.И. Петражицкого, рассматривающего государство и государственную власть с психологической точки зрения, К. Маркса, Энгельса и В.И. Ленина, являющихся приверженцами марксистской теории, на основании которой они развивали идеи о том, каким должно быть государство. Целью данной работы является изучение развития представлений о формах государственного устройства (Платон, Аристотель, Гоббс, Кант, Гегель, Маркс, Ленин, Вебер и другие). Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) рассмотреть представления о государстве древних мыслителей; 2) изучить представления о государстве мыслителей 18-20 веков. Объектом данной работы являются формы государства в различные исторические времена. Предметом работы выступают представления о государстве древних мыслителей и мыслителей нового времени. Методологическую основу исследования составили логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что используемые методологические подходы к изучению представлений о государстве древними мыслителями и мыслителями нового времени, помогут дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Практическая значимость заключается в возможности использования основных положений данной работы при изучении курса не только теории государства и права, но и философии и философии права. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, правоведов, занимающихся исследованием основных аспектов, связанных с изучением основных представлений о государстве мыслителями в различное историческое время. Теоретическая основа дипломной работы построена на трудах таких ученых, как В.В. Аполонов, А.В. Громов, А.В. Демочко, В.И. Власов, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, В.С. Нерсесянц, Т.В. Кашанина, В.А. Канке, В.П. Пугачев, О.В. Трошина, Н.Н. Федощева и др.. Настоящая дипломная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, заключения и библиографического списка.

Заключение

Подводя общий итог данной дипломной работы, стоит сделать несколько основных выводов: 1) политико-правовая мысль, связанная с представлениями о государстве, наиболее ярко развивалась в Древнем Китае, Древней Греции и Древнем Риме. При этом, взгляды различных ученых о том каким должно быть государство весьма рознились. Так, учение Конфуция о государстве было весьма символичным, поскольку государство данный ученый рассматривал через призму своих философских умозаключений. Государство для него олицетворялось с семьей. При этом, идеальную форму государственного правления, Конфуций видел в аристократии, поскольку на тот момент это была наиболее подходящая форма, которая могла быть в сложившейся на тот момент ситуации полного отчуждения народом своего участия в политической жизни всего государства. Абсолютно противоположные представления о государстве в Древнем Китае, придерживался Шан Ян, который считал, что государственное управление должно опираться на законы и суровое наказание, а не на ритуал (в отличии от конфуцианства). Он был приверженцем теории насилия, согласно которой государство происходит посредством захвата и порабощения одних людей другими. В Древней Греции выдающимися мыслителями, развивавшими свои представления об идеальном государстве, были Платон и Аристотель. Учения обоих философов внесли огромный вклад в развитие политико-правовой мысли древнего мира, не смотря на то, что во многом рознились. Идея государства Платона базируется на трёх основных «китах»: правителях-философах, воинах и рабочих. Главная мысль заключается в том, что государство должно быть стабильным, но не единым. Аристотель же, придерживаясь исторической теории происхождения государства, так же, как и Платон, различал «хорошие» и «дурные» государства. К первым он относил аристократию, политию и монархию. Ко вторым: охлократию, тиранию, крайнюю олигархию. При этом, в отличии от Платона, Аристотель придерживался позиции об единой сущности государства, как о целостности, включающей в себя множество членов, обладающих разными интересами. В Древнем Риме представление о государстве развивал Цицерон. Наилучшей формой государства, по его мнению, была смешанная форма, которая могла быть образована посредством слияния всех положительных свойств, присущих трем простым формам правления. В отличии от платоновской идеи об идеальном государстве, свою концепцию о смешанной форме государства, Цицерон считал реально осуществимой. 2) французская эпоха Просвещения была связана с именами таких мыслителей, как Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Вольтер. Каждый из этих ученых внес свой несоизмеримый вклад в развитие представлений о форме государства и о самом государстве. Монтескье был сторонником исторической теории происхождения государства и умеренной формы правления - конституционной монархии. Руссо утверждал, что государство должно быть построено на основании подлинного договора между народами и правителями. Только в таком государстве каждый человек может стать гражданином. Вольтер, относился к числу тех мыслителей, которые не создав своей собственной теории, смогли подготовить почву для последующего развития учений о государстве. В этой связи, всю эпоху Просвещения Франции в этой связи следует разделить на три основных направления, которые были связаны с именами данных ученых: - абсолютистское - Вольтер; - умеренное - Монтескье; - радикальное - Руссо. Политическая мысль Англии в период буржуазной революции основывалась на учениях Т. Гоббса и Дж. Локка. Весьма неординарное учение Т. Гоббса о государстве объясняется его видением данного государства, которое он олицетворяет с библейским чудовищем Левиафаном. Ученый отдает предпочтение суверенной абсолютной власти и из всех трех форм правления выделяет неограниченную монархию, которая способна искусственно подарить неограниченную жизнь самому государству. Разработав теорию общественного договора, Гоббс так и не оформил до конца мысль об ответственности самого государя перед народом. По мнению Джона Локка, государство должно быть создано, как гарантия всех естественных прав и законов. При этом государство должно быть организовано так, чтобы оно не смогло посягать на эти права, а, напротив, должно было их обеспечивать и гарантировать. В разрез учению Гоббса, Локк утверждал, что абсолютная монархия противоречит общественному договору, поскольку является тиранией без всяких гарантий естественных прав. Теория анархизма была разработана английским ученым У. Годвиным, который считал, что самой приемлемой формой государства является анархия, когда люди могут быть свободы в своих действиях и независимы от государственной власти. Политические учения мыслителей оказали огромное влияние на дальнейшее развитие политической и правовой мысли в различных странах. Немецкая классическая философии основана на трудах И. Канта, Гегеля и Вебера. Кант считается родоначальником идеи правового государства, поскольку первым выдвинул идею о том, что главным предназначением государства есть его назначение в совершенном праве, а также в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права. Данный ученый выделил две основные формы государства: республиканская и деспотическая. При этом, наиболее приемлемой считал конституционную монархию. Гегель разрабатывал учение о гражданском обществе и государстве. Государство, согласно теории данного ученого может быть: индивидуальным, государством в отношениях с другими государствами, государством во всемирной истории. Индивидуальное (идеальное государство) должно строится на принципе разделения властей и быть представленным в виде конституционной монархии. Также Гегель выделил четыре основные формы государства: восточная теократия, античная аристократия и демократия, а также конституционная монархия. Политическая мысль М. Вебера основана на рассмотрении государства с позиции разработанной им бюрократической концепции. Государство, по мнению данного ученого, было результатом насилия, которое заложило в данный политический институт множество характеристик. Вебер был одним из первых, кто разделил типы и формы государств. Согласно его учениям, государства могут быть следующих типов: рационально-правовыми, традиционными, харизматическими. Каждому типу присущи свои специфические особенности. Политические учения о государстве 18-20 веков стали развиваться и в России. Такие ученые, как Л.И. Петражицкий и В.С. Соловьев, являющиеся представителями социологической школы права, рассматривали с социальной и психологической точки зрения не только право, но и государство. Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Он считал, что государственная власть есть не сила и воля, а эмоциональная проекция. Петражицкий придает государству служебную по отношению к праву функцию, а власть в государстве находится в прямой зависимости от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний. Само государство может возникнуть в следствии разделения общества на два основных слоя: те кто склонен подчиняться и тех, кто по своим эмоциональным и волевым качествам способен властвовать над другими. К. Маркс, Ф. Энгель и В.И. Ленин были приверженцами материалистической теории происхождения государства в основе которой лежало сохранение господства одного класса над другим. В своих учениях Ленин опирался на постулат о классовой сущности государства, а также разработал идею, основанную на взглядах К. Маркса об идеальной и единственно верной форме государства - коммунистической. К такой форме государство может прийти, преодолев период диктатуры пролетариата. Коммунизм, подразделяется на социализм и непосредственно сам коммунизм, выступающий в качестве наивысшей формы государственного устройства, дающей изобилие материальных благ, которые позволяют удовлетворить потребности всех членов общества. Таким образом, цель данной дипломной работы достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Алексеев П.В. От древности до наших дней. История политической мысли. - М: Наука, 2015. – С. 221. 2. Альбова А.П. История политических и правовых учений: учебник. - М., 2017. - С. 81. 3. Аполонов В.В. Философия: учебник. – Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2015. – С. 169. 4. Берсенев В.Л. Конфуций И Шан Ян: в поисках идеального государства. Научная статья // История. - 2015. - № 1. - С. 93. 5. Брагова А.М. Понятие «государство» в сочинениях Цицерона. Научная статья // Самарский научный вестник. - 2016. - № 14. - С. 11. 6. Варка С.Г. Древний Китай. - М., 2014. - С. 105. 7. Ватин И.И. Философия: учебник. – Москва: КноРус, 2014. – С. 66. 8. Власов В.И. История политических и правовых учений: учебник для бакалавриата и магистратуры. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 128. 9. Гаджиев К. С. Политология: базовый курс: учебник. – Москва: Юрайт, 2015. – С. 267. 10. Гегель Георг Философия права. - М., 1990. - С. 288. 11. Громов А.В. Теория общественного договора Т. Гоббса Научная статья // Вестник права. - 2017. - №64. - С. 13. 12. Громов И.А. Западная социология права: учеб. пособие.- М : ПЕРС, 2013. – С. 365. 13. Данильян О.Г. Философия права: учебник. – Москва: Инфра–М, 2013. - С. 135. 14. Демочко А.В. Основные теории происхождения государства и права // Образование и наука. - 2013. - № 17. - С. 87. 15. Долгов Ю.В. Идеальное государство Платона. Научная статья // Наука. - 2015. - № 58. - С. 61. 16. Ивашкевич Е. Ф. История государства и права зарубежных стран: новое время. – Витебск: ВГУ, 2015. – С. 109. 17. Иммануил Кант Критика чистого разума: перевод с немецкого. - М: Эксмо, 2014. - С. 349. 18. Канке В. А. Основы философии: учебник. – Москва: Логос, 2014. – С. 87. 19. Кашанина Т.В Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Норма, 2013. – С. 245. 20. Кравченко А.И. Политология: учебник. – Москва: Проспект, 2015. – С. 244. 21. Ларина Е.В. Самобытное учение или философия Аристотеля. - М., 2014. - С. 91. 22. Мамут Л.С. У истоков анархизма. У. Годвин. - М: Эксмо, 2014. – С.229. 23. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - М: Юрист, 2013. - С. 174. 24. Михайловский А.А. Теория солидаризма Дюркгейма // Политология. - 2015. - № 30. - С. 12. 25. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. – Москва: Норма: Инфра–М, 2015. – С. 163. 26. Найт Н.В. Философия И. Канта: критика чистого разума. Научная статья // Философия права. - 2016. - №58. - С. 17. 27. Нерсесянц В. С. Философия права: учебник. – Москва: Инфра–М, 2013. – С. 237. 28. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. - Москва: Юрайт, 2015. – С. 214. 29. Платон. Государство. Книга первая (перевод с древнегреческого). - АСТ. - 2006. - С. 265. 30. Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник. - Москва: КноРус, 2015. – С. 114. 31. Рябицкая Н.В. Конфуцианство - кратко о философском учении. Научная статья // Философия права. - 2016. - №39. - С. 21. 32. Савчук А.В. Монархия и республика с позиции мыслителей эпохи Просвещения. Научная статья // Государство и право. - 2017. - №9. - С. 65. 33. Степаненко Е.В. Философия материализма // Философия права. - 2016. - №11. - С. 24. 34. Суржиков А.А. Политическая мысль древности. Научная статья // История политических и правовых учений. - 2016. - №13. - С. 42. 35. Трошина О.В. Шарль Мотескье: основные философские идеи. Научная статья // Журнал государства и права. - 2017. - №44. - С. 71. 36. Труды Годвина и других анархистов// История анархической мысли зарубежных стран. - 2015. - №16. – С. 41. 37. Федощева Н.Н. Форма государственного устройства (теоретический и исторический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2014. - С. 51. 38. Филатов И.В. Диктатура пролетариата // История политических и правовых учений. - 2016. - №.40. - С. 95. 39. Чиканчки Н.В. Идеальные государства Платона и Аристотеля. Научная статья // Философия права. - 2016. - №71. - С. 39. 40. Цицерон Философские трактаты о государстве. Книга I. - М., Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», 1994. - С. 513. 41. Ячевский В.В. История политических и правовых учений. Ч.1. - Воронеж, 2013. - С 398.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!