Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Концепт Дом сквозь призму менталитета и концептосферы

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лингвистика
Страниц
30
Год сдачи
2017
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Менталитет и концептосфера как отражение языковой картины мира 5 1.1 Проблема определения понятия «менталитет» и «концептосфера» 5 1.2 Проблема определения понятия «концепт», его характеристики 7 1.3 Современные подходы к понятию концепта в различных научных дисциплинах 10 1.4 Типология (виды) концептов 12 Выводы 16 Глава 2 Исследование лингво-культурологических особенностей концепта «Дом» в английской лингвокультуре 16 2.1 Характеристика концепта «Дом» в английской языковой картине мира 16 2.2 Исследование языкового выражения концепта «Дом» в английском языке на материале английского паремиологического и фразеологического фонда 17 2.3 Языковое выражение концепта «Дом» на материале английской художественной литературы 20 Выводы 25 Список использованной литературы 27 Приложение 1 30 Приложение 2 32 Приложение 3 34 Приложение 4 35
Введение

Проблема концетосферы, а также концептов тех или иных явлений действительности, занимает в последние годы значительное место в вопросах изучения объектов лингвистики. Материалом для исследования служат как выражение концептов в творчестве писателей, так и паремический и фразеологический языковые фонды. Актуальность нашего исследования состоит в том, что при выходе из сферы картины мира, описанной одним языком, индивид тут же попадает в иную картину мира, сфера которой ограничена другим языком. Важно чтобы переход был гармоничным, необходимо понимать разницу в видении концептов, которые являются составляющими языковой картины мира. Гипотезой исследования предположение, что существует разная наполняемость одних и тех же концептов в разных лингвокультурах. Мы попытаемся это проследить на примере концепта «дом». Степень разработанности данной темы требует продолжения с учетом расставленных акцентов когнитивной современной лингвистики на антропоцентричность. Объектом исследования является концепт как составляющая картины мира. Предметом исследования является концепт «дом», представленный в паремиологическом и фразеологическом фондах, а также в художественной литературе английского языка. Целью исследования является выявление отличий в восприятия концепта «дом» английском языке. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Раскрыть сущность понятия концепт, определить его структуру, типы концептов. 2. Рассмотреть понятия концептосферы и менталитета 3. Рассмотреть особенности выражения концепта «дом» в английском языке. Методы исследования:  метод непосредственного лингвистического наблюдения и описания;  анализ словарных дефиниций;  метод сплошной выборки;  частотный (количественный) метод. - анализ научной литературы по данной проблеме. - изучение и обобщение опыта ученых. Теоретико-методологическая основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов [Н.Шелтя Ю.С. Степанова, В.И. Карасина, С.Г. Воркачева, Поповой и Стернина, Е.С. Кубряковой др.] Теоретическая значимость исследования заключается в изучении лингвистических особенностей репрезентаций в английском языке концепта «дом» на материале английских пословиц, поговорок и фразеологических единиц. Практическая значимость работы состоит в том, чтро возможно использование результатов исследования в качестве материалов для подготовки к лекционным курсам по лексикологии, лексикографии, стилистике, при составлении глоссариев, для разработки учебных пособий по практике перевода. Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и четырех приложений. В первой главе найдут отражение теоретические вопросы, чем является концептосфера, менталитет, языковой концепт, его понятие, структура, виды. Вторая глава посвящена описанию выражения концепта «дом» в английском языке. В Заключении подводятся итоги проделанной работы, обобщаются теоретические выводы, полученные в ходе работы.

Заключение

Выделяют понятия «концептосфера» и «семантическая сфера», а также «менталитет», или «ментальная сфера». Семантическая сфера это лингвистическое понятие, которое коллерирует с языковым полем. Менталитет это философское понятие, связанное с духовным полем индивида и общества. Концептосфера, на наш взгляд, образована пересечением сегментов этих полей, занимая промежуточное положение, поскольку с одной стороны, она является ментальной ненаблюдаемой сущностью, а с другой стороны, находит отражение, воплощается через семантическую сферу языка. Мы придерживаемся позиции Н.Н. Болдырева, который понимал концепт как систему знаний о мире как совокупность понятий, представляющую собой результат познавательной деятельности индивида и нации. Дом представляет собой замкнутое пространство, которое ограничено от внешнего мира. Дом – это самостоятельное пространство, которое живет по своим собственным законам. Дом противопоставляется открытости, внешнему, часто враждебному миру, в котором царит неограниченность, неопределенность. Внешний мир представляет собой хаос, это чужой мир, от которого человеку хочется укрыться, защититься. Человек не в состоянии управлять внешним миром. Часто человек беспомощен передним. Дом – это место, где человек может установить собственные, приятные и понятные ему законы. Кроме того, дом – это место, где человек находится в безопасности. Он защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды, таких как холод, снег и дождь, ветер. Однако дом защищает не только физическое тело. В доме человек находит покой, мир, надежду, которые спасают его от душевных переживаний. Дом может быть небогатым, крошечным, но если человек находит в нем душевное тепло, это для человека важнее. Другими словами, дом – это физический и душевный помощник и защитник. Понятие «дом» может рассматриваться еще шире. Компания, семейный бизнес тоже является своеобразным домом. Дом – это, прежде всего, семья. Между концептами существует определенная связь. Она обусловлена уровнем культуры, индивидуальными особенностями человека, и тем социальным статусом, который он занимает в обществе. Концептосферы сочетаются между собой. Это свойство концептосферы проявляется в том, что концептосфера, например, английского языка содержит концептосферу учителя, которая, в свою очередь, содержит концептосферу его семьи. В концептосферу семьи включается уже индивидуальная концептосфера человека. За счет каждой из последующих концептосфер происходит одновременное сужение и расширение предыдущих концептуальных сфер. Следовательно, каждая единица концептосферы – концепт, например, концепт «дом», будет включать в себя характеристики, дополняемые на каждом из уровней.

Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко – М.: Academia, 2002. – 394с. 2. Аскольдов-Алекссев С.А. Концепт и слово // С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская речь. Новая серия. Вып. II. Л., 1928. – С.29. 3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П.Бабушкин – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.-103с. 4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика /Н.Н. Болдырев- Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. ун-та, 2000.-123с. 5. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997. – 452c. 6. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // НДВШ. Филологические науки. 2001. №1. - 64c. 7. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев // Зарубежная лингвистика в 3 т.-М.: Прогресс[2] , 1999.- Т.1.- 131-256с. 8. Залевская А.А. Текст и его понимание. – Тверь, 2001. – 340с. 9. Карасик В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса. / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, Архангельск. 1996. – С.37 – 64. 10. Касьян, Л.А. Термин "концепт" в современной лингвистике: разли- чные его толкования [Текст] / Л.А.Касьян // Вестник Югорского государ- ственного университета, 2010 г. Выпуск 2 (17). С. 50–53. 11. Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности / В.В.Колесов // Мир русского слова[3] . - 2000.- №2.- 52-59с. 12. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 107с. 13. Кошарная С.А. Миф и язык / С.А.Кошарная – Белгород, 2002.- 287с. 14. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.343-343. 15. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Т.Лузина –М.: Изд-во Моск.госу. ун-та, 1996.- 245с. 16. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. / Д.С. Лихачев // Известия ОРЯ, Серия литературы и языка, т. 52, №1, 1993. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С.Лихачев // Русская словесность: Антология / Под ред. В.П.Нерознака.- М.: Academia, 1997.- 456с. 17. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск: Тетра Системс, 2008. - 272 c. 18. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д.Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2001.- 190с. 19. Степанов Ю.С. Французская стилистика / Ю.С. Степанов – М.: Высшая школа, 1965. - 356с. 20. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. — 139 с. 21. Сурина В. Н. Понятие концепта и концептосферы // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 43-46. 22. Токарев Г.В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере «трудовая деятельность») / Г.В.Токарев. - Тула, 2000. – 92с. 23. Шведова Н.Ю. К определению концепта предмета языкознания // Языковая личность: текст, словарь, образ мира: Сб. статей. М., 2006. – 623с. 24. The Oxford Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://oxforddictionaries.com/ 25. The Webster's Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.websters-online-dictionary.org/ 26. The Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dictionary.cambridge.org/ 27. The Dictionary Reference [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dictionary.reference.com/ 28. The Encyclopedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://encyclopedia2.thefreedictionary.com/

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!