Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

фонетические и графические средства создания комического в детской литературе Андрея Усачева

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Филология
Страниц
30
Год сдачи
2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. КОМИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ 5 1.1. Природа комического 5 1.2. Приемы создания комического в русской литературе 9 1.3. Специфика приемов создания комического в русской детской литературе 13 ГЛАВА II. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. УСАЧЕВА 16 2.1. Фонетические средства 16 2.2. Графические средства 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение

Андрей Алексеевич Усачев – российский детский писатель и поэт. Творческий путь писателя начался в 1990 г. Его сборник «Если бросить камень вверх» был удостоен первой для автора премии на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей в 1990 г. С 1991 г. А. Усачев стал членом Союза писателей России. В России издано более сотни книг А. Усачева. Знаменитой является совместная работа А. Усачева с Э. Успенским, в результате которой они создали сборник «пионерских страшилок». Также А. Усачев получил премию «Золотой Остап» как автор детских песен (на его стихотворения писали музыка такие композиторы, как М. Дунаевский, П. Овсянников и др.). Принимал активное участие в создании детских радиопередач, а также является автором текстов пьес для кукольного театра. Сборник А. Усачева «333 кота» победил в национальном конкурсе «Книга года». «Декларация прав человека» и «Мои географические открытия» – книги А. Усачева, который были рекомендованы Министерством образования РФ для изучения в школах. В 2016 г. А. Усачев стал первым детским писателем, который написал текст для «Тотального диктанта» . Произведения А. Усачева оказывают не только эмоциональное воздействие на ребенка-читателя, что присуще игровой литературе, но и отражают тематику и проблематику, заимствованную непосредственно из жизни своего читателя. Многие стихотворения А. Усачева поднимают тему отношений между людьми: как детей со взрослыми, так и со сверстниками. Автор тонко улавливает особенности языка маленьких детей и активно использует их в своих произведениях, с одной стороны, для того, чтобы найти общий язык с маленьким читателем, а с другой стороны, с целью создания комического эффекта. В своих стихах он выражает детское мироощущение, детский взгляд на мир. Его книги динамичны и увлекательны, вводят ребенка в сложную многогранную сегодняшнюю жизнь, приобщая к проблемам, волнующим и взрослых, и детей. Развлекательная функция, осуществляемая детской литературой и ее комическим содержанием, неразрывно связана с воспитательной и гносеологической (познавательной) функциями. Поэтому увлекательность и яркость языка детской литературы очень важна с точки зрения ее способности удержать маленького читателя и оказывать на него воспитательное воздействие. Безусловно, А. Усачевым сделан большой вклад в современную русскую детскую литературу и культуру. Это обусловливает актуальность обращения к его произведениям с целью их научного исследования как одного из значимых фактов современной российской детской культуры. Целью данной курсовой работы является выявление фонетических и графических средств создания комического, к которым прибегает А. Усачев в своих произведениях для детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить природу комического; - выделить основные приемы создания комизма в литературе; - выявить и классифицировать фонетические и графические средства создания комического в произведениях А. Усачева. Материалом для работы послужило 11 изданий А. Усачева (представленных как поэтическими сборниками, например, «333 кота», «Кот круглый год» и др., так и изданиями самостоятельных произведений поэтических, например, «Иван – коровий сын», и прозаических, например, «Малуся и Рогопед», «Новый год в зоопарке» и др.). Объект исследования – произведения А. Усачева для детей. Предмет исследования – фонетические и графические приемы создания комического в данных произведениях. Методы, использованные в работе: анализ литературного текста, выборка и классификация языкового материала, обобщение. Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе обратимся к вопросу о комизме в литературе и приемах создания комического в литературе в целом. Во второй главе произведем анализ фонетических и графических средств создания комического, применяемых А. Усачевым в его произведениях.

Заключение

Комическое всегда было одним из традиционных предметов лингвистических и шире – филологических исследований, в которых анализируются разнообразные формы и тенденции развития «смешного» в текстах. Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что по природе комическое может проявляться в двух направлениях: юмористическом и сатирическом. Для детской литературы в большей степени характер юмор, цель которого помочь привлечь и удержать детское внимание, ярко и увлекательно представить те или иные явления жизни, дать представление о мире взрослых. Детские стихотворения Андрея Усачева доступны для понимания, ритмичны, в простой форме рассказывают о довольно сложных явлениях мира и несут познавательную нагрузку. К сожалению, в последнее время воспитательный потенциал детской поэзии становиться все менее востребованным, а имя Андрея Усачева известно немногим. Существуют различные классификации и подходы к определению форм и приемов создания комического в литературе. Разные исследователи выделяют тот или иной прием в качестве основного. В качестве базовой для данной работы мы использовали классификацию, предложенную Е. А. Гараниной, которая выделяет фонетические и графические средства создания комического. На материале поэтических и прозаических произведений А. Усачева для детей мы произвели анализ соответствующих групп средств создания комического. В ходе анализа мы пришли к выводу о том, что фонетические средства представлены большим разнообразием, как поэзии, так и в прозе А.Усачева. Наиболее частотными являются такие средства, как звукоподражание и звукопись, также достаточно широко представлены средства, основанные на отклонениях от произносительной нормы в речи персонажей, ассимиляции и диссимиляции звуков, метатезе, эпентезе и т. п., языковой игре со словами близкими по звучанию, но отличающимися значением. Графические средства представлены в гораздо меньшей степени, наиболее часто среди них используется собственно графические (возможности шрифта, его формы и цвета). Таким образом, цель работы, состоящая в изучении фонетических и графических средств создания комического в произведениях А. Усачева, была достигнута.

Список литературы

1. Усачев А. 333 кота: Сборник стихов [Текст]. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2006. – 180 с. 2. Усачев А. Азбука Деда мороза [Текст]. – М.: Оникс, 2007. – 61 с. 3. Усачев А. АсБука [Текст]. – М., АРМАДА, 1997. – 215 с. 4. Усачева А. АУ [Текст] / Веселые картинки. – № 9. – 2000. – С. 4. 5. Усачев А. Жили-были ежики [Текст]. – М.: Самовар, 2012. – 79 с. 6. Усачев А. Иван - коровий сын [Текст]. – М.: Самовар, 2000. – 96 с. 7. Усачев А. Малуся и Рогопед [Текст]. – М., 2003. – 117 с. 8. Усачев А. Медвежья сказка, или Как медведю зуб лечили [Текст]. – М.: АСТ, 2000. – 12 с. 9. Усачев А. Мышонок [Текст] / Веселые картинки. – № 6. – 2006. – С. 16. 10. Усачев А. Новый год в зоопарке [Текст]. – М.: Клевер-медиа-групп, 2012. – 95 с. 11. Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: От двух до пяти [Электронный ресурс]. – М., Терра, Книжный клуб, 2001. Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/onetofive (дата обращения: 12.03.2018). 12. Автором «Тотального диктанта-2016» стал детский писатель Андрей Усачев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mpgu.su/novosti/avtorom-totalnogo-diktanta-2016-stal-detskiy-pisatel-andrey-usachev/ (дата обращения: 10.03.2018). 13. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст]. 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с. 14. Белова Л. И. Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2012. – №32. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-i-konstruktivnye-funktsii-yumora-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 10.03.2018). 15. Бергсон А. Смех [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/er/gson_smeh.htm (дата обращения: 11.03.2018). 16. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика [Текст]. – М., 1990. – 176 с. 17. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики [Текст]. – М., 1981. – 319 с. 18. Гаранина Е. А. Языковые средства выражения комического в детской литературе: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Гаранина Елена Анатольевна. – ВГПУ. Волгоград, 1998. – 24 с. 19. Гуанцзе Ч. Средства создания комического в современной детской литературе [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – № 12. Ч. 2. – С. 54-58. 20. Дземидок Б. О комическом [Текст]. – М.: Прогресс, 1974. – 223 с. 21. Идиатулина А. А. Приемы речевой игры в творчестве современных детских писателей [Текст] // Филология и культура. – 2011. – № 23. – С. 242-246. 22. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов [Текст]. – М.: Эксмо-Пресс, 2006. – 669 с. 23. Криштафович И. Теория юмора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humortheory.com/index.php/teoriya-yumor/464 (дата обращения: 10.03.2018). 24. Крылова М. Н. Каламбур как особый вид тропа [Текст] // Русский язык и литература для школьников. – 2012. – № 3 (40). – С. 61-64. 25. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с. 26. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст]. – М.: Искусство, 1977. – 183 с. 27. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) [Текст]. – М.: Лабиринт, 1999. – 288 с. 28. Санников В. З. Русская языковая шутка: От Пушкина до наших дней[Текст]. – М.: Аграф, 2003. – 556 с. 29. Сафонова Е. В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 474-478. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/52/6970/ (дата обращения: 11.03.2018). 30. Шмелева Н. Л. Понятие «черный юмор» и его функционально-стилистические особенности [Текст] / Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2009. – № 8 (27): в 2-х ч. Ч. II. – С. 210-212.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!