Доминирование в той или иной отрасли народного хозяйства открывает перед дельцами неограниченные возможности, в том числе влияние на других участников рынка и навязывание им собственных условий. Однако в масштабах страны монополизация выступает серьезным препятствием для развития рыночных отношений, поэтому подвергается регулированию на законодательном уровне. История монополизации уходит в далекую древность. Тенденции к полному захвату рыночных ниш наблюдались еще во времена зарождения экономики, однако самая масштабная волна монополизма накрыла мир в XIX веке.
Если не откладывать и заказать работу онлайн , никакие дедлайны не страшны.
. В те времена наблюдался высокий рост концентрации капитала и производства в руках отдельных людей, что в дальнейшем привело к засилью монополистов и развитию финансовой олигархии. Под монополизацией экономики понимают ситуацию, при которой отдельные субъекты занимают господствующее положение на рынке и получают исключительное право на изготовление или продажу конкретного вида товара. Кроме того, монополизацией можно назвать получение отдельными лицами права на распоряжение какими-либо ресурсами в сфере обращения и производства или влияние на различные сферы жизни, будь то экономические, политические или юридические. Основным признаком монополизации является появление на рынке единственных продавцов, то есть такой компании в отрасли, которая единолично занимается производством и торговлей конкретным видом товара. Не менее существенным параметром эффективности служит реакция федеральной антимонопольной службы на определенные правонарушения антимонопольного законодательства, совершаемые контрагентами. Существование системы антимонопольного регулирования в России обусловлено периодом трансформаций в экономике после 90-х годов прошлого века, связанными с изменениями в экономической и политической сфере стран бывшего СССР. Именно поэтому антимонопольное законодательство Российской Федерации имеет недолгую историю своего существования, однако некоторые выводы сделать уже можно. В самом начале трансформационного периода, то есть в 90-е годы ХХ века, целью макроэкономики России было осуществление перехода от командно-административной к рыночной экономики. Подобным образом предполагалось решение задачи формирования конкурентной среды для последующего повышения эффективности экономической деятельности предприятий и роста экономики в целом. Формирование конкурентной среды предполагает последовательное ограничение деятельности монополий, что и определяет основные направления создания антимонопольного законодательства. Актуальность темы исследования. На сегодняшний день российский рынок является сильно монополизированным, что в определенной степени мешает нормальному функционированию экономической системы. При этом антимонопольная политика является ключевым регулирующим экономическим инструментом, которая служит средством поддержки со стороны государства баланса между конкурентной средой и монополией рынках России на современном этапе. Не всегда фирмы - монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. Целью работы является изучение проблем монополизации рынка и антимонопольной политики России Задачи: 1. Раскрыть теоретические основы монополизма 2. Анализировать сущность антимонопольной политики РФ 3. Исследовать пути развития антимонопольной политики РФ Предметом являются экономические отношения, которые возникают в процессе реализации государством антимонопольной политики Объектом работы является антимонопольная политика РФ Для выполнения поставленной цели и задач применялись такие методы как, анализ, синтез, дедукция, обобщение, классификация, наблюдение, сравнение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы монополизма. Во второй главе исследованы проблемы и пути развития антимонопольной политики РФ
Монополия – состояние экономики, при котором в определённой нише бизнеса доминирует единственный субъект, определяющий цены и количество продукта. Модель считается наименее эффективной для потребителя, поскольку отсутствие конкуренции вызывает стагнацию и дефицит. Монополия – это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции. Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены. К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства. В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование. Монополия в силу присущих ей особенностей нуждается в особом контроле и регулировании со стороны государства. В этой связи государство на сегодняшний день заинтересовано в преодолении высокого уровня монополизации экономики России. Но прежде чем проводить антимонопольную политику необходимо составить и обработать информацию о рынках, величине развития конкуренции на них, а также различных субъектах естественных монополий. Результаты монополизма прямо или косвенно отрицательно влияют практически на все сферы жизни людей и ростом цен, и социальной несправедливостью, и появлением разного рода конфликтов. Так же влияет на все сферы жизни и монополизм международный, только он уже ущемляет интересы не просто граждан какой-то страны, внутри которой разбухает монополизм, но и на целые государства и даже группы государств. Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики. Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества. Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте. В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами. Анализ зарубежных тенденций правового участия государства в регулировании предпринимательской деятельности позволяет определить некоторые ключевые направления. Во-первых, относительно не высокий уровень административного воздействия на бизнес, предоставление ему немалого объема свободы в самоопределении вида и производства товаров, с одной стороны, а с другой, при выявлении возможных признаков незаконной деятельности хозяйствующих субъектов — «грубое» вмешательство в административно-хозяйственную деятельность организации. Во-вторых, политика государства направлена на поддержку наиболее востребованных и приоритетных секторов экономики, зачастую, от сектора экономики, подверженному большему или меньшему проявлению элементов монополии, пропорционально зависит объем охранительных и регулятивных мер со стороны государства.
Нормативно-правовые акты: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ 2. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 3. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ 4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Книги: 5. Носова С.С. Микроэкономика. Макроэкономика : учебник / С.С. Носова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 125 6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 934 c. 7. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 495 c. 8. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c. 9. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c. 10. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К, 2016. - 724 c. 11. Антимонопольная политика государства/ И.В. Князева/ Учебное пособие/ Из-во г. Новосибирск, 2014г. – 208 с. Периодические издания: 12. Комаров А. В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы // Научные записки молодых исследователей, №6/2014 г., с. 18 13. Смагина А.Ю. Развитие системы антимонопольного законодательства в России // Таврический научный обозреватель, №3/2016 г., с. 104 14. Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. – СПбУЭФ, №4/2015 г., с. 17 15. Латышев А. Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета, №21/2014 г., с 193 16. Ермакова Е. В. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования // Юридические науки. Экономика и экономические науки, №63/2017 г., с. 2 17. Черненко Т. И. Мировая практика борьбы с картелями и российская система противодействия картелям // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, Том №2/2015 г., с. 617 Интернет-ресурсы: 18. История монополий [Электронный ресурс]. URL: http://www.grosseconomic.ru/gronids-8-1.html (Дата обращения: 30.01.2018 г.) 19. Тютерева Ю. Д. Особенности развития монополизма в современной экономике России [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2017/2609/29358 (Дата обращения: 30.01.2018 г.) 20. Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13532 (дата обращения: 30.01.2018)
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!