Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Понятие конституционного контроля. Основные системы конституционного контроля

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Право
Предмет
Конституционное право
Страниц
30
Год сдачи
2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................3 1. Общие положения о конституционном контроле...................................6 1.1. Понятие конституционного контроля. Субъекты конституционного контроля ................................................................................................................. 6 1.2. Особенности судебного конституционного контроля ........................ 7 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ, КАК СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ …………………………………….... 16 2.1. Правовая природа, задачи, функции Конституционного Суда РФ ................................................................................................................................ 16 2.2. Структура Конституционного Суда РФ ............................................. 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................... 31
Введение

Актуальность изучения проблем, связанных с конституционным правосудием и деятельностью Конституционного Суда РФ в нашей стране, велика и очевидна в связи с изменениями судебной системы и важностью органов правосудия в обеспечении законных прав и свобод граждан. Это относительно новый институт для России. В России сложилась ситуация, когда, с одной стороны, осуществление конституционного контроля и «функционирование специально созданного для этой цели органа является требованием времени, а с другой - его работа осложняется рядом причин, отчасти политического характера. Недавно в юриспруденции широко были распространены представления о том, что конституция самодостаточна и сама по себе гарантирует демократическое развитие общества, свободу и права человека. Между тем подлинная гарантия писаной конституции и закрепленных ею институтов конституционного государства при условии, что она потребностям общества и отвечает уровню его развития, заключается в такой организации социума, которая могла бы противостоять всяким покушениям на защищаемый основным законом конституционный строй.


Если понадобилось срочно заказать реферат в Нижнем Новгороде , Work5 не будет медлить.


. Речь идет о такой организации государственных и общественных институтов, собственности, социальных отношений, которая объективно способствовала бы утверждению и развитию демократии. Прочность демократии определяется не только созданием конституции, даже отвечающей самым высоким стандартам, или осуществляющими в обществе умонастроениями, а фактически достижением и юридическим закреплением действительного баланса интересов различных социальных слоев и общественных классов, наций и народов, групп населения, результатом которого и является уважение и доверие граждан к институтам конституционного строя. Между тем, управлять государством и обществом возможно только на основе Конституции РФ, при помощи тех форм и методов, которые предусмотрены в ней. Конституционный контроль является одним из таких методов. Особое значение этого института состоит еще и в том, что он направлен на обеспечение правильного применения Основного закона, а также других законов государства, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Однако было бы неправильно рассматривать опыт Конституционного Суда РФ лишь с точки зрения выявления несоответствий норм текущего законодательства Конституции РФ. Суд заложил основы важного направления своей деятельности, а именно - защите конституционных правоотношений. Государство, его органы, Федеративная структура, законодательство, область применения норм права, права, свободы и интересы личности, - все эти элементы по-разному применяют, и толкуют право. В отношениях между ними Конституционный Суд РФ выступал в качестве судьи. Опыт деятельности Конституционного Суда РФ показывает, что недостаточная правовая урегулированность правового статуса и полномочий Конституционного Суда РФ нередко приводит к замедлению федерального законодательного процесса, направленного на исполнение решений Конституционного Суда РФ, либо снижает его эффективность. Одним из существенных факторов, негативно влияющих на конституционность и качество законодательной деятельности, является незавершенность конституционно-правового регулирования полномочий Конституционного Суда РФ, отсутствие ясности в понимании правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда РФ. Теоретической основой исследования явились труды отечественных конституционалистов: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, П.Д., Бойко, Н.С. Бондаря, Н.Ю, М.Н. Марченко, В.С. Нерсеянца, и др. Нормативной базой выступили нормы Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», Регламент Конституционного Суда РФ, иные федеральные законы и нормативные подзаконные акты. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с реализацией положений Конституции РФ. Предмет исследования - нормы конституционного права, регламентирующие осуществление конституционного контроля. Целью исследования является понятие конституционного контроля и особенности его осуществления. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) дать определение понятию конституционного контроля; 2) установить субъектов конституционного контроля; 3) раскрыть особенности судебного конституционного контроля; 4) проанализировать правовую природу, задачи, функции Конституционного Суда РФ; 5) представить структуру Конституционного Суда РФ. В процессе выполнения работы использованы следующие методы: системный анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ документов, статистический. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников.

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы. Конституционный контроль представляет собой деятельность, которая осуществляется специальными органами власти, направленная на проверку несоответствия конституции, законам и иным положениям, которые должны быть исполнены в определенном порядке. В связи с изложенными тенденциями, проведенным анализом, следует, что вопрос осуществления судебного конституционного контроля в Российской Федерации должен быть более детально разработан в научном сообществе с вынесением конкретных предложений законодателю для установления на территории государства единой системы органов конституционного судопроизводства и обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и неукоснительного соответствия всех нормативно-правовых актов положениям Основного закона государства. Конституционный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией, которая осуществляет конституционный контроль. Образован он был в 1991 году. Хотя ранее делались попытки создать аналогичный орган, так в 1989 году был образован Съезд народных депутатов СССР. Свою работу он в начале проводил достаточно хорошо, но в итоге не смог до конца проявить свои функции. Следовательно, Конституционный суд Российской Федерации можно определить, как высший орган судебной власти, обладающий независимостью и самостоятельностью, существующий без нижестоящих судов, имеющий строго определенный законом набор своих полномочий и задач. Как нами было установлено Конституционный Суд Российской Федерации включает в себя девятнадцать членов. Кандидат может быть назначен на должность судьи рассматриваемого судебного органа на срок пятнадцать лет, при этом предельный возраст для данной должности составляет семьдесят лет. Судья при принятии его на должность обязан принести присягу, текст которой содержится в ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Так же судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе заниматься предпринимательской, либо какой-либо иной коммерческой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или другого вида научной деятельности. После истечения шестимесячного срока исполнения лицом роли судьи высшего звена судебной власти ему присваивается высший квалификационный класс судьи. Все судьи, входящие в состав членов данного судебного органа равны между собой в правах. Рассмотрение дел в данной судебной инстанции, как упоминалось ранее, происходит на пленарных заседаниях и заседаниях палат, которые включают в себя соответственно девять и десять судей. Личностный состав палат определяется путем жеребьевки, которая устанавливается Регламентом Суда. В пленарных же заседаниях принимают участие все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат – только судьи, которые входят в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Личностный состав палат не может быть неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, которые входят в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. В ходе пленарных заседаний данный судебный орган может рассматривать любой вопрос, который включен в его компетенцию. Можно предложить ввести некоторые изменения в работу данного органа. Так, например, возможно, из-за большого объема работы Конституционный Суд Российской Федерации не в силах проводить большое количество проверок. Поэтому может быть было бы актуально создать суды конституционного контроля низшего звена, как у других высших судов. Тогда некоторые полномочия, например, по вопросам рассмотрения споров о компетенции между органами государственной власти и региональными органами, либо только между региональными органами можно было бы возложить на них. Так же быстрее и доступнее стал бы институт подачи жалобы, если хотя в нескольких крупных регионах существовали подразделения данной судебного органа. Говоря о роли и месте Конституционного Суда Российской Федерации в правовой системе нашей страны следует отметить, что его создание можно приравнять к развитию в России правовой культуры. Именно данный орган позволяет в полной мере считать нашу страну демократическим и правовым государством.

Список литературы

I. Нормативные правовые источники 1. Конституция Российской Федерации. Москва. Норма. 2014. 2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) 3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета, N 3, 06.01.1997 II. Научная и учебная литература 4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е издание. т. 2. – М.: Юристъ, 2014. – 480 с. 5. Бойко Е.Ю. Конституционный суд Российской Федерации как гарант защиты права на свободу и личную неприкосновенность человека: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / Е.Ю, Бойко - М.:, 2011. - 24 с. 6. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. - 2010. - № 3. -С. 28-33. 7. Карпов А. В. Конституционное право России; Омега-Л - Москва, 2013. - 208 c. 8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-ва Проспект, 2014. – 608 с. 9. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юрист, 2013. – 320 с. 10. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c. 11. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко - Москва, 2012. - 576 c. 12. Смоленский М. Б. Конституционное право для студентов вузов; Феникс - Москва, 2013. - 192 c. 13. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. - 288 c. 14. Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c. III. Периодическая литература 15. Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России. // Российская юстиция. 2014. №7. – с. 12-15. 16. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось. // Российская юстиия. 2014. №10. – с. 21-23 17. Витрук Н. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие, природа, юридическая сила и значение. // Конституционное право. 2014. №3. – с. 18-22 18. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2014. №3. – с. 15-18. 19. Ершова Е.А. Юридическая природа правовых позиций Конституционного Суда РФ. // Российский судья. 2014. №2. – с. 31-34. 20. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосознание. // Журнал российского права. 2014. №12. – с. 28-31.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!