Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Растительный код в традиционной культуре донских казаков

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
25
Год сдачи
2018
Оглавление
Введение 3 1. Традиции и обычаи донских казаков 5 2. Растительный код в праздновании Вербного воскресения у донских казаков 11 2.1. История праздника 11 2.2. Растительный код как многоуровневый концептуальный код 12 3. Элементы растительного кода в культуре донских казаков 18 Заключение 23 Список использованной литературы 25
Введение

С недавнего времени снова стали актуальными некоторые лингвокультурологические проблемы, и в связи с этим активизировалось использование терминов и понятий, связанных с культурными кодами. С исследованиями кодов культуры работают многие современные ученые, такие как С.Толстая, Е.М. Шилина и др. Код — это набор знаков, служащих для выражения некоторого содержания, построения текстов или сообщений. Если рассматривать культурный код как многоуровневую субстанцию, имеющую несколько аспектов выражения, то код должен соответствовать определенным требованиям и удовлетворять несколько условий, например, коды должны быть гомогенными, или субстанционально однородными, то есть элементы кода должны быть синкретичны. Вторым условием является системность, выраженная в категоризации человеческим сознанием гносеологических объектов реальной действительности. Третьим условием С.Толстая (2007) называет субстанциональность, иначе говоря, субстанциональная общность элементов кода. Одной из областей изучения культурных кодов является растительный код. Сущность и содержательное воплощение этого кода составляют не только и не обязательно сами растения, но прежде всего те ментальные образы, которые с растениями в целом или отдельными растениями связаны. Это могут быть и их изображения, и их языковые номинации, и их стереотипы и коннотации. Главное здесь не форма выражения, а смысл. Рассматриваемые авторы называют растительный код концептуальным, в основе которых находятся некоторые ментальные сущности, концепты, идеи, мотивы, которые воплощаются в определенный субстрат [4; с. 26]. Культурные коды можно рассматривать как всеобъемлющие знаковые си-стемы, которые определяют модель мира. В связи с этим выражается и актуальность нашей темы. Обширное использование растений в различных областях жизнедеятельности человека позволило со временем придать им символическое значение. Растительный код является одним из самых распространенных в традиционной культуре. Материалом для исследования послужили наименования растений. Объектом исследования является элементы растительного кода, фигурирующие в культуре донских казаков. Предметом исследования являются названий растений и их субстанциональное выражение в различных праздничных обрядах и обычаях донских казаков. Целью данной работы является выявление элементов и субстанций, входящих в определение растительного кода и анализ многоуровневой структуры растительного кода в обрядах донских казаков. Поставленная цель достигается решением следующих задач: - исследование специальной литературы по рассматриваемой теме; - описание основных обрядов и праздников в культуре донских казаков; - анализ уровней концептуального растительного кода. Во введения описываются причины выбора данной темы исследования, ее актуальность, понятие растительного и культурного кодов. Первая глава повествует о традициях и обычаях донских казаков. Во второй главе раскрывается понятие растительного кода в процессе празднования Вербного воскресения. Третья глава рассказывает об остальных примерах применения растительного кода в празднованиях и обычаях казаков. В заключении приводятся выводы по теме.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что обряды у донских казаков были напрямую связаны с тремя уровнями раститльного кода: предметным (некоторые обряды были названы по элементам растений, или по действиям, которые совершали с помощью растений), вербальным ( использование наименований растений в обрядовых текстах или текстах песен, которые имели сакральное или мистическое значение, своими корнями уходящее в основном в язычество), акциональном ( непосредственные обрядовые действия, поступки и поведений, которые совершались с помощью растений, которые несли определенный смысл и подтекст). Сопоставление перечней элементов растительного кода, используемых но-сителями донских казачьих говоров для характеристики прздников, обычаев и традиций, показывает, что при описании используются разные растительные образы. Заметим также, что в языковом сознании казаков существует понятие амбивалентности значения элементов растительного кода; некоторые из таких элементов могут как прямое значение, так и использоваться в переносном (са-кральном). Все перечисленные характеристики свидетельствуют об оригинальности этого фрагмента языковой картины мира донских казаков. Ассоциации, связанные с растениями, в основном находятся в русле общерусских, общеславянских, некоторые — являются специфичными. Это позволяет говорить о своеобразии региональной диалектной картины мира донского казачества. Таким образом, в процессе формирования культурных традиций на Дону отражается способность носителей донских говоров переосмыслять наименования различных видов растений и деревьев, имеющие в донской традиции этнокультурную ценность, в виде образных вторичных номинаций, отражающих сакральный, экспрессивный либо мистический характер, уходящий в языческое прошлое.

Список литературы

1. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994. – С. 271; 2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. ¬ М.: Флинта; Наука, 2001. ¬ С.9; 3. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). ¬ Ростов на Дону: Феникс, 2015. ¬ С.35–36; 4. Толстая С.М.: К понятию культурных кодов // Сборник статей к 60-летию Альберта Кашфуловича Байбурина. Studia Ethnologica АБ 60. – Санкт-Петербург, 2007. – с. 23–31. 5. Боевой листок Енисейских казаков. Последний форпост. [Электронный ре-сурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: последнийфорпост.рф (дата обращения 31.05.2018) ; 6. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: gipanis.ru (дата обращения 30.05.2018); 7. Вербное воскресенье.Автор Дона. [Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа:http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/verbnoe-voskresene (дата обращения 30.05.2018); 8. Вербное воскресенье. Казачий союз «Область войска Донско-го»[Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: http://ksovd.org/news/366-verbnoe-voskresene.html (дата обращения 30.05.2018); 9. Вербное воскресенье. Как правильно провести этот день.[Электронный ре-сурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: https://www.obozrevatel.com/life/holidays/96431-verbnoe-voskresene-kak-pravilno-provesti-etot-den.html (дата обращения 30.05.2018); 10. Главные праздники и традиции Донских казаков [Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа:http://www.hintfox.com/article/glavnie-prazdniki-i-traditsii-donskih-kazakov.html (дата обращения 30.05.2018); 11. Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: nsportal.ru (дата обращения 31.05.2018); 12. По материалам официального сайта Храма святых апостолов Петра и Павла в п.С.Лог. [Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: hramlog.cerkov.ru (дата обращения 31.05.2018). 13. Шилина Е.Н. Язык как культурный код народа. [Электронный ресурс]. ¬ Электрон.дан. ¬ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/yazyk-kak-kulturnyy-kod-naroda (дата обращения 29.05.2018)

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!