Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Уголовная ответственность за автотранспортные преступления

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Право
Предмет
Уголовное право
Страниц
59
Год сдачи
2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 7 ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 10 1.1. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления в советском законодательстве 10 1.2. Правовое регулирование безопасности дорожного движения 17 1.3. Состав автотранспортных преступлений 23 ГЛАВА 2. УГОЛОВНЫЕ И КРИМИНАЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 35 2.1. Назначение наказание, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства при назначении наказаний за автотранспортные преступления 35 2.2. Криминологическая характеристика лиц нарушающих правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 40 2.3. Меры предупреждения нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Введение

В настоящее время автотранспорт играет важную роль в общественной и профессиональной жизни каждого человека. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, безусловно, редко носит массовый характер причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, однако необходимо учитывать, что именно дорожно-транспортные преступления занимают лидирующую позицию и являются самыми распространенными среди транспортных преступлений на сегодняшний день. Этим фактом обусловлена актуальность выбранной темы исследования. Ежегодно в России регистрируется свыше 30 тысяч дорожно-транспортных преступлений. Так, согласно данным ГИБДД МВД России за январь-март 2017 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 27752 ДТП, в результате которых погибло 2896 человек, и получили травмы 37503 человека . Повышение уровня безопасности дорожного движения достигается законодателем также за счет норм уголовного права, особое место среди которых занимает ст.


Узнайте стоимость реферата на заказ в Красноярске , зайдя на сайт Work5.


. 264 УК РФ. Данная норма предусматривает наступление уголовной ответственности за нарушение требований о безопасности дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств. Значимость указанной нормы определяется тем, что законодатель поместил её в раздел преступлений против общественной безопасности, тем самым подчеркнул опасность рассматриваемых преступлений не только для конкретного человека, но и для всего общества в целом. Степень научной разработанности темы. Изучению отдельных аспектов безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств посвящено немало работ, среди которых можно выделить научные труды таких известных ученых в области уголовного права как Алексеев Н.С., Глистин В.К., Дагель П.С., Жулев В.И., Зотов Б.Л., Коробеев А.И., Котов Д.П., Кузнецова Н.Ф., Куринов Б.А., Лукьянов В.В., Нерсесян В.А, Пионтковский А.А., Рарог А.И., Чучаев А.И. и другие. Однако, несмотря на значительный объем исследований, в настоящее время остаются неразрешенными и весьма дискуссионными ряд вопросов, которые, прежде всего, обосновываются стремительными тенденциями развития современной техники и необходимостью постоянного совершенствования нормативной базы в сфере безопасности дорожного движения и транспорта. Целью исследования является уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортного преступления, изучение некоторых вопросов назначения наказания за это преступление. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи: - изучить историю регулирования общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта; - проанализировать объективные и субъективные признаки преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; - выявить проблемы квалификации, определения признаков преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и предложить их решение; - рассмотреть криминологические стороны дорожно-транспортного преступления. Указанные цель и задачи являются главными факторами, обуславливающими структуру работы и её содержание. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти. Предметом исследования является нормы российского законодательства, которое непосредственно связано с общественными отношениями в сфере безопасности дорожного движения, а также сами общественно опасные деяния, которые посягают на безопасность дорожного движения, а также на жизнь и здоровье граждан. Методологическая основа и методика исследования. В ходе исследования применялись как общенаучный диалектический метод познания, так и специальные методы (исторический, статистический, системный, логико-юридический, сравнительно-правовой). Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализированы проблемные вопросы, которые касаются исследуемой темы. Изложенные в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы при подготовке комплексных федеральных и региональных программ по повышению уровня безопасности дорожного движения, а также при совершенствовании действующего законодательства. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

В результате исследования уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и изучения некоторых вопросов назначения наказания за это преступление, можно сформулировать следующие выводы. Анализ истории развития законодательства в сфере безопасности дорожного движения свидетельствует, что рассматриваемое преступление имеет сравнительно не долгий процесс становления. Длительное время дорожно-транспортные происшествия, в результате которых был причинен вред здоровью или смерть, рассматривались как преступления против личности. Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует считать безопасность функционирования (движения и эксплуатации) всех тех видов транспортных средств, о которых говорится в примечании к статье. При этом объект нужно рассматривать как сложный, включающий в себя помимо общественных отношений в сфере безопасного функционирования транспорта, также жизнь и здоровье людей, окружающую среду и интересы безаварийной работы транспорта. Стоит отметить, что совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть совершено как путем действия, так и бездействия, в зависимости от того, указания Правил дорожного движения какого вида нарушены (запрет или предписание). Действия виновного лица квалифицируются в зависимости от тяжести последствий по различным частям. И поскольку рассматриваемое преступление относится к числу неосторожных, не все общие признаки тяжкого вреда здоровью, могут рассматриваться как уголовно-наказуемые последствия неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью. Причинная связь рассматриваемого преступления может иметь как простой, так и сложный характер. В случае наступления общественно опасных последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ, в результате так называемого неосторожного сопричинения, действия каждого из участников дорожного движения следует квалифицировать самостоятельно по соответствующим нормам уголовного закона. К числу обязательных признаков объективной стороны, в связи со спецификой рассматриваемого преступления, следует относить место совершения преступления, которое характеризуется понятием «дорога». В случае наступления общественно опасных последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, вне дороги, действия виновного лица следует квалифицировать по соответствующим статьям как преступления против личности либо как нарушение правил при производстве работ. В преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, механические транспортные средства следует рассматривать как орудия совершения преступления, которые используются в качестве инструмента воздействия на объект посягательства. В настоящее время, внесёнными в ст. 264 УК РФ, а так же в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» изменениями, законодатель расширил понятие механических транспортных средств, включив в их число мопеды. Субъект рассматриваемого преступления специальный. То есть помимо признаков общего субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), виновное лицо должно отвечать и дополнительным признакам, предъявляемым диспозицией статьи- управление транспортным средством. В настоящее время законодатель идет по пути отождествления отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения с нахождением лица в таком состоянии. Однако данное отождествление представляется неверным, поскольку в таком случае нарушается основополагающий конституционный принцип - презумпция невиновности. Представляется, что подобный порядок создан для защиты прав потерпевших, ведь отказ от данного установления приведет к повсеместному злоупотреблению правом виновными лицами. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, характеризуется неоднородным психическим отношением субъекта к нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (умысел и неосторожность), и к наступившим общественно опасным последствиям (неосторожная форма вины). Санкция ст. 264 УК РФ носит альтернативный характер, то есть при назначении наказания суду предоставляется право выбрать наиболее подходящее наказание в зависимости от тяжести преступления, личности преступника и иных обстоятельств содеянного (индивидуализировать наказание). В санкции законодатель не установил нижний предел наказания, что свидетельствует о возможности назначение наказание исходя из ст. 56 УК РФ от двух месяцев с учетом характера и мотива допущенного нарушения правил, отношения виновного к этим нарушениям, степени вины, его поведения после совершения преступления, личности виновного и иных обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, характера нарушений правил безопасности движения со стороны потерпевшего и других обстоятельств дела. Кроме основного, санкцией статьи предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. К рассматриваемому преступлению применимо только «лишение права заниматься определенной деятельностью», которую суд должен конкретизировать в приговоре. При назначении наказания суду необходимо учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Но не все обстоятельства, предусмотренные статьями 61 и 63 УК РФ применимы к рассматриваемому преступлению. Также, следует обратить внимание на небольшой удельный вес женщин, совершивших дорожно-транспортные преступления, самый криминогенно опасный возраст водителей от 18 до 24 лет, а в общем от 18 до 29 лет. В современной государственной политике следует учитывать факторы экономического, социального и нравственно-духовного характера, непосредственно влияющие на уровень аварийности и автотранспортной преступности. Следует подчеркнуть, что сегодня указанная проблема обсуждается в высших органах власти, принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008) // Рос. газ.-1993.-25 дек. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система] 3. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873. 4. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873. 5. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5553. 6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) //Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 7. О Правилах дорожного движения: Пост. Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 13.02.2018) //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531. 8. О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства: приказ МВД РФ от 17 февраля 1994 г. № 58 (ред. от 12.09.2000) // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система]. 9. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: Пост. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 58 (ред. от 29.11.2016 г.) // Российская газета. 2015. № 295. 10. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Пост. Пленума Верховного Суда РФ от 09 декабря 2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) // Российская газета. 2008. № 265. Научная литература 11. Алексеева Н.С. Автотранспортные происшествия и их расследование / Н. С. Алексеева. – М.: Госюриздат, 1962. С. 286. 12. Безина А. Конкретизация права в судебной практике / А. Безина // Советская юстиция. – 1968. – № 2. – С. 6-7. 13. Войтенков Е.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения (генезис отечественного законодательства и зарубежный опыт) / Е. А. Войтенков // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 1. С. 17-19. 14. Годунов В.С. Характеристика вины при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / В.С. Годунов //Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 73. 15. Дубовиченко С.В. Сознание общественной опасности как интеллектуальный момент умысла / С.В. Дубовиченко // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 4. С. 3. 16. Жмуров Д. В. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступление, совершенное ст. 234.1 УК РФ / Д. В. Жмуров // Baikal Research Journal. 2017. № 3. С. 1-17. 17. Кокорин Д.Л. О необходимости дифференциации уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения / Д.Л. Кокорин // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015 № 1(31). С. 37-41. 18. Костина Л. Н. Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения / Л. Н. Костина // Вестник казанского юридического института МВД России. 2013. № 26. С. 1-5. 19. Куринов Б. А. Автотранспортные преступления / Б. А. Куринов. – М.: Юридическая литература, 1970. С. 44-45. 20. Кусакин В.В. О некоторых аспектах субъекта преступления, предусмотренного, положениями ст. 264 УК РФ/ В.В. Кусакин // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции. 2014. № 2. С. 80. 21. Кручек А.С. Развитие системы нормирования требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации / А. С. Кручек // Вестник университета. 2013. № 2. С. 58. 22. Линкевич А.Е. К вопросу об объекте нарушений в области правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А. Е. Линкевич // Евразийский юридический журнал. 2010. № 6. С. 111. 23. Медведев Е.В. Последствия транспортных преступлений в нормах УК РФ. / Е. В. Медведев // Транспортное право. 2017. № 3. С. 22-25. 24. Намнясев В.В. Спорные вопросы ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ / В. В. Намнясев // Правовое и методологическое обеспечение. 2015. № 5. С. 149. 25. Нафиков М.М. Проблемы определения субъективной стороны преступления, предусмотренного ст.264 УКРФ (вопросы теории и практики) / М.М. Нафиков // Мировой судья. 2010. № 2. С. 26. 26. Рублев А. Г. Становление уголовной ответственности за автотранспортные преступления в советском законодательстве / А. Г. Рублев // Вестник уральского юридического института МВД России. 2015. № 4. С. 45-51. 27. Сапрунов А.Г. Уголовное право. Практический курс: учебное пособие / под общ. ред. А.Г. Сапрунова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 369. 28. Семикин М.А. Специальная цель: обязательный признак субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ / М.А. Семикин // Научная дискуссия. 2016. № 3. С. 59. 29. Сирохин А. И. Становление юридических конструкций норм об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в советский период / А. И. Сирохин // Транспортное право. 2015. № 3. С. 6-11. 30. Танага И.В. Эффективность уголовного наказания за совершение дорожно-транспортного преступления / И.В. Танага // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 4 (46). С. 92-96. 31. Федорченко М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты. 2014. С. 56.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!