Субстантивированные прилагательные в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
22
Год сдачи
2018
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования субстантивированных прилагательных 5 1.1 Субстантивация как способ словообразования в русском языке 5 1.2 Особенности субстантивации прилагательных 8 Выводы по главе 1 10 Глава 2. Практическое исследование субстантивированных прилагательных 11 2.1 Структурно-семантические особенности субстантивированных прилагательных 11 2.2 Морфологические особенности субстантивированных прилагательных 13 2.3 Синтаксические функции субстантивированных прилагательных 15 Выводы по главе 2 17 Заключение 19 Список источников 20
Введение

Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению субстантивированных прилагательных в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Актуальность темы исследования обусловлена тем, что оно соответствует ведущим тенденциям современной лингвистики, где приоритетным считается функционально-семантический подход к анализу языковых фактов, предполагающий изучение того, каким образом субстантивированные прилагательные используется в русском языке. Кроме этого, данная работа представляется актуальной, т.к. здесь субстантивированные прилагательные рассмотрены с точки зрения структурной семантики, морфологии и синтаксиса.


Если вам нужно сделать решение задач для вашей студенческой работы, оформляйте заказ на Work5.


. Цель работы – изучить субстантивированные прилагательные на примере повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть субстантивацию как способ словообразования в русском языке; 2) изучить особенности субстантивации прилагательных; 3) выявить структурно-семантические особенности субстантивированных прилагательных; 4) проанализировать морфологические особенности субстантивированных прилагательных; 5) описать синтаксические функции субстантивированных прилагательных. Объект исследования – особенности субстантивированных прилагательных в русском языке. Предмет исследования – субстантивированные прилагательные в русском языке. Материалом для исследования послужили субстантивированные прилагательные, отобранные методом сплошной выборки из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В работе использовались следующие методы исследования: описательный, аналитический, статистический, классификационный, метод сравнительно-сопоставительного анализа, индуктивно-дедуктивный метод. Теоретической базой настоящего исследования послужили труды таких ученых, как А.М. Барзилович, В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский, Е.А. Земская, П.А. Леканта, В.В. Лопатин, М.Ф. Лукин, Л.Б. Перльмуттер, И.Ф. Протченко, В.Н. Хохлачева, Н.Ю. Шведова и др. Практическая значимость исследования заключается возможности использовать полученные данные на практических занятиях по русскому языку, лексикологии, стилистике, в научных студенческих кружках, при написании курсовых, дипломных работ и научных статей студентов по теме исследования. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.

Заключение

Изучив теоретические источники по теме исследования, а также проанализировав субстантивированные прилагательные в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет», мы пришли к следующим выводам: 1) Под субстантивацией в русском языке понимается такой способ словообразования, при котором новое слово является существительным, но сохраняет форму прилагательного. Субстантивируясь, прилагательное утрачивает свое исходное категориальное значение и приобретает значение предмета, а значение субстантивата является относительно независимым и самодостаточным. 2) В русском языке существуют следующие особенности субстантивированных прилагательных: - приобретение категории рода существительных, вместо которых используются субстантиваты; - наличия числа; - изменения по падежам согласно парадигме прилагательных; - расширение семантического значения прилагательных. 3) В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» прилагательные представляют собой наименования лиц (68% от общей выборки) либо имена качества (32% от общей выборки). 4) Морфологический анализ показал, что субстантивированные прилагательные перенимают категории рода, числа и падежа существительного, вместо которого они используются, однако их склонение происходи по парадигме прилагательных. 5) В результате синтаксического анализа мы выявили, что субстантивированные прилагательные выполняют следующие функции: дополнение (46% случаев), подлежащее (27% случаев), часть именного сказуемого (21%), приложение (6%).

Список литературы

1. Барзилович А.М. Субстантивация прилагательных в русском языке. Автореф. дисс… канд. филол. наук. – Киев, 2002. – 15 с. 2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с. 3. Бологан Т.С. Транспозиция частей речи в русском и румынском языках (на материале произведений А. П. Чехова) // Probleme de filologie slava. –Timisoara, 1997. – С. 13-20. 4. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. – М.: Языки славянских культур, 2005. – 620 с. 5. Бортэ Л.В. Влияние синтаксической функции на процесс взаимодействия частей речи // Проблемы теории членов предложения. – Кишинев, 1973. – С. 37-44. 6. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 156–158. 7. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и морфология. – М., 2003. – 223 с. 8. Дьячук И.В. Проблема транспозиции на уровне частей речи // Развитие частей речи в истории русского языка: Межвуз. сб. науч. тр. – Рига: Изд-во ЛатвГУ, 1988. –С. 42-46. 9. Жирмунский В.М. Происхождение категории прилагательных в индоевропейских языках в сравнительно-грамматическом освещении // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. 5. Вып. 3. – М., 1989. – С. 183–203; 10. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. 377 с. 11. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. –544 с. 12. Калечиц Е.П. О грамматических признаках слов, образованных морфолого-синтаксическим способом // Вопросы современного русского литературного языка и методики преподавания его в школе: М-лы III науч. -метод, конф. – Свердловск, 1963. – С. 146-152. 13. Кубрякова Е.С. Конверсия в словообразовании // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – 257 c. 14. Куприн А.И. Гранатовый браслет [Электронный ресурс]. – 27 с.– URL: http://old.prosv.ru/ebooks/lib/50_Kuprin_Povesti/GRANATOVYJ%20BRASLET.pdf (дата обращения: 18.06.2018). 15. Леканта П.А. Современный русский язык. – М., 2000. – 315 с. 16. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с. 17. Лопатин В.В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке // Русский язык. Грамматические исследования. – М., 2007. – 365 с. 18. Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шелякин М.А. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование. Морфология / В.В. Лопатин, И.Г. Милославский, М.А. Шелякин / под ред. В.В. Иванова. – М.: Русский язык, 1989. – 261 с. 19. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. – М., 2003. – 184 с. 20. Лукин М.Ф. Трансформация частей речи в современном русском языке: учебное пособие. – Донецк, 1973. – 185 с. 21. Низинская В.А. Словообразовательная структура существительных адъективного типа склонения в русской деловой письменности XV–XVII вв. Автореф. дисс… канд. филол. наук. – Ташкент, 1978. – 25 с. 22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО ИТИ «Технологии», 2009. – 944 с. 23. Перльмуттер Л.Б. Переход прилагательных в существительные // Русский язык в школе. – М., 1988. – № 1. – С. 12 – 20; 24. Протченко И.Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. Социолингвистический аспект. – М., 1985. – 206 с. 25. Протченко И.Ф. О субстантивированных прилагательных и причастиях со значением лица // Русский язык в школе. – М., 2008. – № 4. – 18 с. 26. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Оникс, 2003. – 624 с. 27. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / [Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева]; под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с. 28. Хохлачева В.Н. Проблема словообразовательного значения (к понятию нормы в словообразовании) / В.Н. Хохлачёва // Грамматика и норма. − М.: Наука, 2007. – С. 5 – 42. 29. Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопр. языкознания. – М., 1999. – № 2. – 145 с. 30. Ярцева В.Н. О внутренних законах развития языка / В.Н. Ярцева. – М., 2002. − Т. 11, вып. 3. – С. 193 – 205.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!