Введение 3
Глава 1. Роль управления качеством в деятельности компаний 5
1.1. Эволюция подходов к менеджменту качества 5
1.2. Японская школа управления качеством 9
Глава 2. Управление качеством в японских корпорациях 16
2.1. Краткая характеристика компании «Toyota» 16
2.2. Модели управления качеством, применяемые в компании 19
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
Управление качеством как современная концепция и система сформировалась в течение определенной эволюции, которая прошла ряд этапов.
Первый этап связывают с именем Тейлора, который разработал систему (1905 год), позволявшей осуществлять контроль качества изделий, снижать количество дефектов.
Затем системы усложнялись, которые стали контролировать процессы.
В процессе эволюции систем качества все больший аспект смещался на персонал и его мотивацию, а также на потребителей и поставщиков.
Основные принципы и методы управления качеством сложились в США и Европе, очень интересны опыт имеет и наша страна (в период СССР). Однако феноменом является японская школа управления, которая использовала, преимущественно, американские принципы управления качеством, но благодаря особенностям национального характера, к которым относятся коллективизм, высокая ответственность, высокая мотивация труда, японские компании смогли за достаточно короткий срок выстроить эффективные системы качества.
Интересным феноменом японской системы качества являются кружки качества, которые создаются по принципу добровольности сотрудниками на низовых участках предприятий с целью обучения членов кружка и повышения качества. Кружки создаются не руководством, а самими сотрудниками, тем самым они вовлекаются в решение общих проблем предприятия.
Именно это является одним из факторов «экономического японского чуда».
В Японии качество возведено на официальный государственный уровень.
Ярким примером является компания Toyota, которая начал внедрять систему качества и систему KANBAN в свое производство еще в 50-е года XX века, благодаря чему быстро достигла успеха, сумела преодолеть экономические кризисы, и сегодня является крупнейшей автомобильной компанией в мире.
Читать дальше
1. Annual Report 2016 on the SEC Filing form 20-F (англ.). Toyota Motors Corporation. Проверено 10 августа 2016 [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.sec.gov (дата обращения 30.11.2018).
2. Toyota: официальный сайт [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.toyota.ru (дата обращения 20.04.2018).
3. Дмитриенко, А.С. Анализ системы управления Toyota Motor Corporation и возможности ее применения в России / А.С. Дмитриенко // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4447 (дата обращения: 23.09.2018).
4. Жуковский, Р. А. Особенности системы управления в японских компаниях / Р.А. Жуковский // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3 (30). - С. 80.
5. Колмыков, М.А. Японская школа управления и ее возможное применение в России / М.А. Колмыков // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №1. - С. 42-45. - URL https://moluch.ru/th/5/archive/22/592/ (дата обращения: 30.11.2018).
6. Мишин, В.М. Управление качеством / В.М.Мишин. - 3 изд. - М.: Юнити, 2013. - 462с.
7. Третьяк, Л.Н. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством / Л.Н. Третьяк // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 1–1. - С. 84–86.
8. Управление качеством на примере корпорации Toyota [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://xreferat.com/60/4574-4-upravlenie-kachestvom-na-primere-korporacii-toyota.html (дата обращения 29.11.2018)
9. Халипина, Е. А. Система «Канбан» и кружки контроля качества: современный аспект / Е.А. Халипина // Молодой ученый. - 2015. - №16. - С. 322-326. - URL https://moluch.ru/archive/96/21663/ (дата обращения: 30.11.2018).
10. Японская и американская модели системы управления качеством [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://diplomba.ru/work/29931 (дата обращения 29.11.2018).
Читать дальше