Актуальность. Проблема разводов является важной и значимой на настоящий момент: по данным Росстата, за 2018 год на 6 браков приходится 4 развода . Развод не осуждается обществом так, как в предыдущие эпохи ; однако, он оказывает негативное влияние на самых незащищенных граждан общества – на детей разводящихся родителей. То, что развод затрагивает не только непосредственных его участников, но и их ребенка, делает тему развода еще более актуальной: некоторые исследования показывают, что негативные последствия развода родителей для детей могут быть очень отдаленными .
Поможем написать диссертацию на заказ в Кемерово Просто заполните форму на сайте Work5.
. Из-за этого также является значимой и тема состояния детей после развода родителей: семья, родители для ребенка – это то, что определяет его жизнь, и климат в семье – крайне важен. Когда семья распадается, особенно, если это сопровождается ссорами родителей, эмоциями, отпечаток может остаться на долгие годы, снижая качество жизни уже взрослого человека. Объект – процесс разрыва отношений. Предмет – состояние ребенка после развода родителей. Цель – выявить эмоциональное состояние ребенка после развода родителей. Задачи: 1. Охарактеризовать конфликтные отношения в семье; 2. Проанализировать основные мнения о структуре развода; 3. Выявить характер влияния развода родителей на ребенка; 4. Выдвинуть гипотезы; 5. Подобрать испытуемых, выбрать исследовательские методики; 6. Провести исследование; 7. Обработать и проинтерпретировать данные. Теоретическая гипотеза исследования: эмоциональное состояние ребенка, пережившего развод родителей, будет менее благополучным, чем у ребенка из полной семьи. Эмпирические гипотезы: 1. Тревожность ребенка, пережившего развод родителей, будет выше, чем у ребенка из полной семьи; 2. Возбудимость ребенка, пережившего развод родителей, будет выше, чем у ребенка из полной семьи; 3. Нервное напряжение ребенка, пережившего развод родителей, будет выше, чем у ребенка из полной семьи. Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что она вносит ясность в теоретические положения о состоянии ребенка после развода родителей. Практическая значимость работы состоит в том, что, опираясь на ее результаты, можно предложить спектр мероприятий, которые будут направлены на нормализацию конкретного эмоционального аспекта. Общенаучные методы, используемые в работе: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение теоретических и эмпирических данных; Эмпирический метод: план ex post facto; Статистический метод: метод Шапиро-Уилка для выявления соответствия выборки критериям нормального распределения; критерий Манна-Уитни для выявления различий между группами. Структура работы: работа состоит из введения, теоретической части, эмпирической части, заключения, списка литературы.
Таким образом, проблема состояния детей после развода родителей является значимой, поскольку отдаленные последствия развода могут проявляться у уже выросших детей. Развод является результатом конфликтных отношений в семье. Можно выделить разные типы семейных конфликтов: конструктивные и деструктивные, физиологические, ценностные, материальные и др. Также существует множество подходок к выделению стадий развода: свои классификации предлагали А. Маслоу, С. Дак, С. Кратохвил, Л. Ли и другие. Общим у них является то, что внимание уделяется эмоциональной стороне развода, а А. Маслоу также включил в классификацию внешние, общественные атрибуты развода. Развод родителей негативно сказывается на детях: у них повышается чувствительность, усиливается эмоциональная нестабильность, робость. Социальные и психологические проблемы детей, чьи родители развелись, похожи на проблемы детей, оставшихся без попечения родителей. Также развод родителей может способствовать сексуальным девиациям и криминальной агрессии у выросших детей. Было проведено эмпирическое исследование, имеющее целью выявить эмоциональное состояние детей, чьи родители развелись, в сравнении с эмоциональным состоянием детей из полных семей. Для его проверки был выбран детский вариант многофакторного опросника Кеттела, чья факторная структура была подтверждена на выборке из российских детей. Исследовательская гипотеза заключается в том, что по шкалам «тревожности», «возбудимости» и «нервного напряжения» дети, недавно переживших развод родителей, покажут значимо более высокие результаты. Данные обрабатывались при помощи критерия Манна-Уитни, и обработка показала, что гипотезы подтвердились. Результаты можно объяснить тем, что развод родителей – это стрессовое, травмирующее событие для ребенка: он наблюдает ссоры родителей, их крики и слезы, кто-то из них переезжает, и поэтому нельзя с ним общаться, как раньше и т.д. В связи с этим у ребенка снижается стабильность нервной системы, что способствует повышению тревожности, возбудимости и нервного напряжения. В качестве направлений дальнейших исследований было предложено изучать отдаленные последствия развода родителей и семейные модели тех, кто в детстве пережил развод родителей.
1. Александровская Э. М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла // Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. – М.: Фолиум, 1995. – 40 С. 2. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. — М.: Класс, 2009. — 208 с. 3. Бегунова Л.А. Анализ уголовных дел по изнасилованиям и убийствам как метод сбора информации для составления психолого-криминалистического портрета преступника // ВНИИ МВД РФ. Атуальные проблемы работы ОВД: сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2010. – С. 22–29. 4. Блумфилд В. Жизнь после родов. Настольная книга молодой мамы. / В. Блумфилд. – М.: Ресурс, 2013. – 280 С. 5. Волкова А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С Пушкина. Серия: Психология. – 2008. – №. 2. – С. 137-150. 6. Гусев Д. И. Семья в контексте культурологических идей //Молодые ученые. – 2015. – №. 6. – С. 385-388. 7. Дружинин В. Н. Психология семьи //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – №. 3. – С. 60-77. 8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2015. – 208 С. 9. Закирова В. М. Развод и насилие в семье-феномены семейного неблагополучия //Социологические исследования. – 2012. – №. 12. – С. 131-134. 10. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 448 С. 11. Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье //Вопросы психологии. – 2011. – №. 3. – С. 58-68. 12. Зиянгирова Л. Т. Распад супружеских отношений //психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. – 2017. – С. 99-101. 13. Ипполитова Е. А., Шведенко Ю. В. Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-семейного цикла // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – №. 2. – С. 50-53. 14. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. – М.: Медицина, 2011. — 336 С. 15. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях // СПб.: Социально-психологический центр, 2008. – 396 С. 16. Кюблер-Росс Э. О. смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – СПб: Корвет, 2016. – 294 С. 17. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 992 С. 18. Николаева Е.И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей-сирот в приемных семьях // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – Т. 7. – № 4. – С. 90–106. 19. Новокрещенных, A. B. Социальные проблемы неполных семей и пути их решения (на примере Республики Бурятия) // Социальная работа. Социология: VІ Междунар. научно-практ. конф. «Университетская наука – 2010» (Мариуполь, 19-21 мая 2010 г.): сб. статей / ПГТУ. – Мариуполь, 2010. – С. 244–248 20. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов // Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь. – 2006. – 360 С. 21. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т.В. Румянцева. – СПб: Речь, 2006. – 176 С. 22. Солодников В. В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения //Социологические исследования. – 2014. – №. 6. – С. 76-84. 23. Толстая Н. Мужские измены / Н. Толстая. – М.: АСТ, 2011. –320 С. 24. Харчев А. Г. Социология воспитания:О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности / А.Г. Харчев. - М. : Политиздат, 1990. - 222 с. 25. Хачатрян Л. А. Развод оборотная сторона брака // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2010. – №. 1. – С. 41-47. 26. Целуйко В. М. Супружеская перестрелка с УЛЕТальным исходом: Как спасти отношения и стоит ли это делать / В.М. Целуйко. – М.: АСТ, 2008. – 115 С. 27. Янкова З. А. Культурно-психологические проблемы укрепления семьи. — Социологические исследования. – 2009.– № 2. – С. 36—45. 28. Андреева А.Д., Бегунова Л.А. Переживание детьми дисфункции чувства родительской ответственности в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 5(34). Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2015_5_34/nomer09.php (дата обращения: 10.06.2019). 29. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики, 2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 10.06.2019) 30. Lee L. Sequences in separation: A framework for investigating endings of the personal (romantic) relationship //Journal of Social and Personal Relationships. – 2004. – №. 1. – С. 49-73.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!