Особенности карьерных ориентаций и социально-психологических установок выпускников вузов

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Психология
Предмет
Социальная психология
Страниц
54
Год сдачи
2019
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 8 1.1 Карьерные ориентации как структурный элемент профессиональной карьеры личности 8 1.2 Социально-психологические установки выбора карьерных ориентаций 12 1.3 Студенчество как начальный этап формирования карьерных ориентаций 14 Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей карьерных ориентаций и социально-психологических установок выпускников вузов 26 2.1. Организация, процедуры и методы исследования 26 2.2. Характеристика и анализ результатов экспериментального исследования особенностей карьерных ориентаций выпускников вузов 33 2.3. Система принципов социально-психологических установок выпускников вузов 41 Заключение 47 Источники литературы 51 Приложения 55
Введение

Современный мир быстро изменяет наши понятия о профессии. В случае если первоначально «право собственного выбора» того, чем заниматься, относилось только к достаточно тесному окружению людей, элите общества, то сегодня оно есть у многих. Перемены в идейной, политической, экономической областях жизни, совершающиеся в нашем государстве, формируют общественную обстановку, в соответствии с согласованием которой человек выстраивает свой жизненный путь. Осмысленное составление профессиональной карьеры выступает при этом эмоциональной базой самореализации личности. Служебные ориентации - это некий смысл, который человек может осуществить при выборе и исполнении своего профессионального формирования , это индивидуальное сочетание и очередность осуществления профессиональных планов, сопряженных с умением и активностью в сфере деятельности в течении всей жизни. Важность изучения карьерных ориентаций выпускников вузов обусловливается тем, что именно в этом случае происходит процесс формирования профессиональных ориентаций, которые в дальнейшем устанавливают особенности движения человека в профессии и способности его самореализации. К тому же в контексте нынешней достаточно активной социально-экономической ситуации крайне важными для психологической науки становятся задачи, связанные с построением и формированием карьеры, так как собственно этот подход предоставляет возможность человеку осуществить свои возможности , способности и потребности.


Поможем написать диссертацию на заказ в Сургуте Просто заполните форму на сайте Work5.


. Психологические изучения в этой области достаточно многообразны. Исследуются мотивация карьеры (D.McClelland, 1975; D.G.Winter, 1988), постановка карьерных целей (А.Д.Кибанов, 1998; А.С.Гусева, 1998), формирование и развитие личности в процессе карьерного продвижения (А.К.Маркова, 1996; Е.Г.Молл, 2000; А.А.Деркач, 1996; Д.Е.Сьюпер, 1971). Черемис Д.Ю. проводил анализ представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза [28]. Терновская О.П. в собственном изыскании выявляла характерные черты карьерных ориентаций на завершающем этапе вузовского обучения [25]. Однако, несмотря на кажущееся разнообразие исследований, посвященных начальным шагам развития карьеры недостаточно. Целенаправленные психологические изучения карьерных ориентаций у выпускников вузов никак не велись. Новшество данной работы заключается в том, что исследование профессиональных ориентаций позволяет установить, в какой мере у выпускников вузов спроектирован их профессиональный путь, а кроме того определить динамику социальных взглядов о карьере в связи с социальным положением. Цель изучения: исследовать особенности карьерных ориентаций и социально-психологических правил выпускников вузов. Объект изучения: социально-психологические установки выпускников вузов. Предмет изучения: характерные черты карьерных ориентаций и социально-психологических установок выпускников вузов. Задачи изучения: 1. Проанализировать общее понимание об индивидуально-психологических особенностях личности. 2. Исследовать карьерные ориентации и индивидуальные особенности у выпускников вузов. 3. Вывить характерные черты карьерных ориентаций и социально-психологических установок выпускников вузов. Теоретическое исследование данной проблемы позволил обозначить следующую гипотезу: на этапе студенчества карьерные ориентации обладают рядом особых характеристик: 1) Для студенческой аудитории свойственны типичные карьерные ориентации, которые отражают социально-экономическое положение в обществе, и приоритетные карьерные ориентации, которые зависят от направленности, периода профессиональной подготовки и гендерных данных студентов; 2) Карьерные ориентации в студенческом возрасте не осознаются в полном объеме ни по структуре, ни по содержанию, что обуславливается возрастными отличительными особенностями самосознания. Для решения установленных задач и проверки гипотезы были применены следующие способы изучения: Теоретические: философский, психолого-педагогический, научно-методический анализ; анализ и обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования. Эмпирические: эксперимент; наблюдение, опрос; диагностика (опросник «Определение мотивов выбора профессии»; опросник «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокурова); сочинение «Как я представляю свою профессиональную карьеру»; методика «Незаконченных предложений»; «Методика оценки карьерных действий с использованием элементов семантического дифференциала» (В.А.Семиченко); методика Рокича «Ценностные ориентации»; методика «Самооценки в сравнении с субъективной моделью профессиональной деятельности (модификация теста А.Г. Шмелева для управленческой деятельности); индивидуальные и групповые беседы со студентами; математические и статистические методы обработки экспериментальных данных (пакет программ STATISTIKA Stat Soft 6.0 и Microsoft Excel 7.0, использование коэффициента углового преобразования Фишера φ*). Характеристика выборки. Анализ особенностей формирования карьерных ориентаций студенческой молодежи велось на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (в г. Ялта); Гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В исследовании приняли участие 156 студентов 4-5 курсов, обучающихся по следующим специальностям: «Психология» (47 человек), «Социальная педагогика» (33 человека), «Дошкольное образование» (34 человека), «Экономика» (42 человека). Методологическую базу изучения является субъектно-деятельный подход. Отмеченный подход дает возможность нам расценивать во взаимосвязи карьерные ориентации, которые являются актом сознания, карьерные проекты, действия, нацеленные на реализацию карьерных ориентации. Таким образом, по мнению С. Л. Рубинштейна, определение деятельности человека в отрыве от его сознания неосуществимо и наоборот, следовательно, исследование психологии деятельности обоснованно переходит в исследование свойств личности. Основные принципы формирования (Л.А. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская [1], И.В. Дубровина, Т.Д. Марцинковская) и системности (П.К.Анохин, В.В.Давыдов, Б.Ф.Ломов) дают возможность заявлять о структуре психической реальности, что в общих чертах подразумевается как динамическое целое. Делая упор на данные методологические принципы, было выделено течение диссертационного изучения, в рамках которого велся анализ понятий «карьера», «карьерная ориентация Теоретическая ценность заключается в проведении системного анализа психологического феномена карьерных ориентации посредством анализа разных подходов в отечественной и зарубежной психологии с учетом нынешней социально-экономической ситуации, дополнено понимание о парадоксе «карьерных ориентации» с точки зрения их особенности в студенческом возрасте, расширено понимание о детерминантах и условиях формирования карьерных ориентации. Практическая ценность изучения. Практический момент исследуемой задачи может быть выражен в разработке и введении в практику вузовского обучения спецкурса «Психология карьеры» и тренинга, обращенного на осознание студентами собственных карьерных ориентации и создание на их основе карьерных планов. Сформированный и испытанный в рамках нашего изучения источник психодиагностических методов может использоваться для диагностики и моделирования особенностей карьерных ориентации на всех стадиях карьерного развития с целью оперативной психопрофилактической и психокоррекционной работы.

Заключение

Итоги теоретического и эмпирического изучения дали возможность сделать общие выводы: 1. Анализ литературы и имеющегося навыка по проблеме изучения позволил раскрыть, что карьера выступает одной из форм жизнетворчества личности, совокупностью состояний, действий и итогов, которые определяют динамику освоения человеком-профессионалом социального пространства, в том числе профессионального. Студенчество как общественная группа характеризуется ориентацией на профессиональную работу и сформированностью отношения к предстоящей профессии. Видимы различия в развитии карьерных ориентаций студентов в зависимости от курса обучения (на первом курсе совершается анализ вузовского режима, системы обучения, прослеживается скептическое отношение к учебе; студенты второго и третьего курса чаще всего колеблются в точности выбора профессии, вуза; для выпускников важным становится определение последующего профессионального пути, сравнение желаемого и достигнутого в профессиональном формировании, тем не менее, среди них остается часть студентов, не уверенных в точности своего выбора или отрицательно относящихся к своей профессии). Карьерные ориентации обозначают элементом профессиональной Я-концепции личности, что включает в себя понимание о собственных способностях, собственной профессиональной жизни (когнитивная составляющая), позиция к ней (эмоциональная составляющая), желание к осуществлению карьерных планов (поведенческая составляющая), отражающие первенствующее направление профессионального продвижения. 2. Установлена структура карьерных ориентаций студенческой молодежи, которая представлена когнитивным, эмоциональным и поведенческим элементами. Установлены аспекты и характеристики развития любого из компонентов карьерных ориентаций. Критерий когнитивного элемента – развитость взглядов о своей будущей профессиональной жизни (показатели: осмысление образа своей профессии и ее условий к человеку; осмысление своего соответствия условиям приобретаемой профессии; осознание возможностей профессионального карьерного роста), эмоционального – позиция к предстоящей профессиональной деятельности (характеристики: положительное отношение к будущей профессии; стабильная необходимость в самоусовершенствовании и саморазвитии; присутствие профессиональной мотивации), поведенческого – нацеленность на реализацию карьерных решений (характеристики: сформированная необходимость в планировании, моделировании и программировании деятельности; наличие конкретных путей достижения профессиональной цели; умению к адекватному оцениванию собственных действий и поведения; положительное отношение к людям, которые обладают выраженные карьерные намерения). 3. Выделены степени сформированности карьерных ориентаций. Высокая степень характеризуется осознанностью студентами возможностей карьерного роста, адекватной оценкой собственных возможностей и др. Средняя степень характеризуется амбивалентным отношением к будущей карьере, непонятным образом предстоящей работы, недостаточной профессиональной мотивацией и др. Низкий уровень характеризуется неимением конкретных взглядов о карьере, преобладанием отрицательного отношения к предстоящей работе, переоценкой собственных перспектив и др. 4. Карьерные ориентации студентов детерминированы огромным количеством факторов и условий. Таким образом, главным фактором являются мотивы выбора профессии. Студенты гуманитарных специальностей во время выбора профессии наиболее мотивированы на решение текущих проблем, нежели на будущий карьерный рост, тем не менее практически треть студентов экономических специальностей ориентированы на будущую профессиональную реализацию с помощью карьеры. Студенты всех специальностей стараются улучшить свое мастерство, но не ради карьерного успеха, а ради решения своих необходимостей и проблем. 5. Для значительного числа студентов карьера абсолютно не сопряжена с определенной профессиональной деятельностью. Карьерные ориентации студентов являются довольно абстрактными, двойственными, они не выступают катализаторами действенной инициативности. 6. Экспериментально установлено, что большим уровнем формирования карьерных ориентаций характеризуются 11,9% будущих экономистов/финансистов и 15,1% социальных педагогов. Относительно практически психологов и воспитателей дошкольных учебных заведений, то высоким уровнем сформированности данного парадокса характеризуются только 8,5% и 5,9% будущих специалистов соответственно. Большая часть студентов имеют средний уровень сформированности карьерных ориентаций. Низкий уровень сформированности данного парадокса выявлен у 11,9% экономистов/финансистов, 19,1% практических психологов, 20,6% воспитателей дошкольных учебных заведений, 24,3% социальных педагогов. 7. Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа «Моя будущая карьера», содействующая активизации психологических механизмов: самоанализ профессионального «Я», целеполагание в учебно-профессиональной деятельности (профессиональное целеполагание) и саморегулирование поведения в учебно-профессиональной деятельности. Программа состоит из вступительного занятия, четырех блоков (по три занятия в каждом), окончательного занятия, которые предусматривали применение способов интенсивного социально-психологического обучения, психосинтеза и развивающего коучинга. Каждое занятие программы включало учебный и коррекционно-развивающий элементы. 8. Итоги проделанного эксперимента дают возможность заявлять, что выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась. Представленные выше итоги дают возможность говорить о направленностях развития карьерных ориентаций студентов. Для получения наиболее конкретных и достоверных итогов нужны наиболее развернутые и специализированные исследования с применением более обширных выборок Полученные, в следствии проделанного исследования выводы не претендуют на подробное решение рассматриваемой проблемы. Дальнейшая перспектива исследования состоит в изыскании гендерного аспекта специфик развития карьерных ориентаций студенческой молодежи.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2011. – 299 с. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – [31-е изд.]. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»). 3. Андриенко Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Андриенко. – М., 2014. – 18 с. 4. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. – Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 2017. – 421с. 5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – М., 2011. – С. 256–269. 6. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход: диссертация доктора психологических наук: 19.00.01 Ростов-на-Дону, 2015. – 344 с. 7. Даль В. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.slovardalja.net/ 8. Жданова С.Ю. Особенности представлений студентов о карьере // Вектор науки ТГУ. 2017 № 4 (7). С. 102-105 9. Жданович А.А Реадаптацию опросника «Карьерные ориентации»//«Психологический журнал», 2017, № 4 (16). – 80 с. 10. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2018. – 154 с. 11. Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентации, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Б. Идзиковски. – М., 2017. – 30 с. 12. Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Ф. Исаев. – М., 2013. – 398 с. 13. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2014 – 336 с. 14. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. Э. Касаткина. – М., 2015. – 428 с. 15. Лисовский В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 2014. – 184 с. 16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Фонд "Знание", 2011. – 206 с. 17. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. Петровского. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2016. – 304 с. 18. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2013. – 224 с. 19. Сохань Л. В. Психология жизненного успеха. Опыт социально-психологического анализа преодоления критических ситуаций / Л. В. Сохань [и др.]. – К.: Институт социологии НАН Украины, 2015. – 150 с. 20. Сластёнин В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. – М.: Академия, 2015. – 192 с. 21. Сластенин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин // Тезисы докладов и выступлений на XVI сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки (Москва, 16-17 мая 1995). – М., 2015. – Т. 1, ч. 1, 2. – С. 154–162 22. Сьюпер Дж. Концепция профессионального развития [Электронный ресурс]. - 13.00.01 - Режим доступа: http://psinovo.ru/kkontseptsiya_professionalnogo_razvitiya_siupera.html 23. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: Сфера, 2004. – 160 с. 24. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2010. – 467 с. 25. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающемэтапе вузовского обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Оренбург. гос. пед. ун-т. – 126 с. 26. Ткачева К.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: автореф. дисканд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Ю. Ткачева; Моск. гос.ун-т им. М. В. Ломоносова. - М, 2013. -16 с. 27. Хмара С. А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентации молодого учителя: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Хмара. – Хабаровск, 2016. – 19 с. 28. Черемис Д.Ю. Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза // Материалы всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Проблемы современной молодежи» - Курган, 2008. – 34 с. 29. Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического процесса: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Шиянов. – М, 2011. – 33 с. 30. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с. 31. Murray H. A. Explorations in Personality / H. A. Murray. – New York: Oxford University Press, 2018. – 176 p. 32. Rosenweig S. Some implicit common factors in diverse methods in psychotherapy / S. Rosenweig // American Journal of Orthopsychiatry. – 2016. – № 6. – Р. 412–415. 33. Schein E. H. Organizational Socialization in the Early Career of Industrial Managers / Schein E. H. // Sloan School of Management. – MIT, Working Paper, 2013. – № 39–63. – P. 22–34. 34. Schein E. H. A critical look at current career development theory and research / Е. Schein // Career development in organization / Eds.: D. T. Hall and Association. – SanFrancisco: CA, 2016. – P. 34–39. 35. Schein E. H. How to Break in the College Graduate / Schein E. H. – Harvard Business Review, 2014. – 126 p. 36. Super D. The Psychology of Careers: An introduction to vocational development / D. Super. New York: Harper. -2017.-347 p. 37. Wart Van M. The Sources of Ethical Decision Making ton Individualsin Public Sector / Wart Van M. // Public Administration. – 2016. – V. 56, № 6. – P. 525–533.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!