ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЗАГОЛОВКОВ В ДЕЛОВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ГАЗЕТЕ «БИЗНЕС ONLINE»

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Языкознание
Страниц
50
Год сдачи
2021
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей газетных заголовков 6 1.1 Особенности газетно-публицистического стиля 6 1.2 Понятие и функции заголовков 12 1.3 Прагматические особенности заголовков публицистических статей 17 Выводы по главе 1 21 Глава 2. Практическое исследование заголовков на примере газеты «Бизнес-онлайн» 23 2.1 Значение структуры заголовка газетной статьи 23 2.2 Лексические особенности заголовков 28 2.3 Грамматические особенности заголовков 33 2.4 Стилистические особенности заголовков 36 Выводы по главе 2 43 Заключение 44 Список литературы 47
Введение

Настоящая дипломная работа посвящена изучению особенностей языкового оформления заголовков в деловой электронной газете «Бизнес-онлайн». Анализ заголовков в средствах массовой информации, посвященных бизнес тематике, имеет большое значение в понимании того, как именно оказывается воздействие на читателей, заинтересованных данной сферой, при помощи каких языковых средств создается образность и яркость заголовков, а также какие синтаксические средства позволяют авторам статей достигать желаемого эффекта. Данный интерес объясняется тем, что чаще всего анализируются заголовки газет общей тематики, а заголовкам бизнес-газет не уделяется достаточного внимания. Актуальность исследования определяется тем, что заголовки статей в СМИ являются достаточно сложным лингвистическим явлением, которое обладает манипулятивным и прагматическом потенциалом и позволяет формировать восприятие того или иного материала именно так, как это выгодно авторам статей. Несмотря на многочисленные исследования по данной теме, процесс манипуляции сознанием при помощи лингвистических средств, применяемых в заголовках, требует уточнения в терминологии, также необходим анализ последних изменений в структуре и прагматических аспектах заголовков, что объясняется быстрым динамичным развитием письменной речи в СМИ. Степень изученности проблемы. На современном этапе имеются различные исследования, в рамках которых представлены различные подходы к изучению заголовков. Так, Н.


Чтобы заказать контрольную работу по менеджменту заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!


.А. Кожина проводит подробный анализ заглавия художественного произведения в структурном, функциональном и типологическом аспекта на материале русской прозы XIX–XX вв. [Кожина, 2016]. С.Д. Кржижановский описывает поэтику заглавий [Кржижановский, 2017]. Э.А. Лазарева приводит общие сведения о роли заголовков в газете [Лазарева, 2019]. Л.А. Манькова представляет лингвистическую типологию газетных заголовков [Манькова, 2018]. А.С. Подчасов уделяет внимание дезориентирующим заголовкам в современных газетах [Подчасов, 2017]. Несмотря на многочисленные работы в этой области проблема манипуляции сознанием читателей при помощи заголовков остается до конца не изученной, следовательно, актуальной. Объектом исследования данной работы являются заголовки в газете «Бизнес-онлайн». Предмет исследования – лингвистические средства манипулирования сознанием читателей. Цель исследования – изучить особенностей языкового оформления заголовков в деловой электронной газете «Бизнес-онлайн». Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть особенности газетно-публицистического стиля; 2) изучить понятие и функции заголовков; 3) выявить прагматические особенности заголовков публицистических статей; 4) определить значение структуры заголовка газетной статьи; 5) проанализировать лексические особенности заголовков; 6) выявить грамматические особенности перевода заголовков; 7) представить стилистические особенности заголовков. Материалом для исследования послужили заголовки статей в деловой электронной газете «Бизнес-онлайн». В работе представлены репрезентативные примеры в количестве 65 единиц. Анализ проводился на основании заголовков статей за 2021 г. Достижение поставленной цели потребовало комплексного подхода к анализу эмпирического материала и задействованию следующих методов исследования: описательный, аналитический, метод компонентного анализа, методы контекстуального, сопоставительного и целостного анализа. Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные являются определенным вкладом в исследование функционирования заголовков в бизнес-тематике, представленной СМИ, а также расширяет сведения о способах прагматического воздействия посредством заголовков. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты данной работы могут быть использованы в вузовских курсах преподавания современного русского языка, литературы, на лекционных и практических курсах по лексикологии и стилистике русского языка, а также на журналистских факультетах при обучении студентов русскому языку. Кроме этого, полученные данные могут послужить практическим материалом для журналистов, которые занимаются анализом возможностей манипуляции сознания при помощи заголовков. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ставятся цели и задачи, указываются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, теоретическая база и практическая значимость. В первой главе представлены теоретические основы исследования особенностей газетных заголовков. Во второй главе проведено практическое исследование заголовков на примере газеты «Бизнес-онлайн». В заключении подводятся итоги и делаются выводы о результатах проделанной работы. В списке литературы указываются труды лингвистов, послужившие теоретической базой исследования.

Заключение

В результате изучения теоретических основ исследования особенностей газетных заголовков, а также после проведения практического анализа заголовков на примере газеты «Бизнес-онлайн», можно сделать следующее заключение. Под газетно-публицистическим стилем понимается такой стиль, который постоянно используется средствами массовой информации для создания репортажей и публикации статей. Весьма часто в современных газетах освещаются важные проблемы, события и явления общества как внутри страны, так и за ее пределами, следовательно, СМИ выполняет достаточно важную функцию в функционировании общества в целом. Так, СМИ влияет на общественное мнение и закладывает выгодные действующему правительству идеологические основы общества. Для этого в газетно-публицистическом стиле имеются те или иные прагматические средства, которые реализуются как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Основная цель СМИ – убедить адресата в том, что предоставляемая информация является правильной и единственно верной, а также побудить его к действиям, выгодным для государства. Основными жанрами современной публицистики являются статья, комментарий, интервью, зарисовка, критическая статья, очерк и т.д. Заголовок – это наименование статьи, в котором кратко отображено последующее содержание. Заголовки являются важной частью газетных статей. Они оказывают определенное воздействие на читателя, позволяют понять, о чем пойдет речь в статье еще до прочтения, вызывают интерес либо, наоборот, отсутствие интереса к последующему тексту. Заголовки позволяют в течение нескольких секунд ознакомиться с содержанием всей публикации и принять решение, нужно ли читать статью в целом. Основными функциями заголовков в СМИ являются следующие: информирующую, воздействующую и убеждающую. Прагматика заголовков в текстах СМИ заключается в том, что любой заголовок направлен на оказание воздействие на читателей, что впоследствии должно привести к желанию прочитать статью. Для достижения наилучшего прагматического эффекта авторы статей применяют в заголовках весь спектр вербальных средств языка. Структура заголовков в газете «Бизнес-онлайн» является весьма разнообразной. Анализ показал, что преобладают следующие типы предложений: - сложносочиненное – 38%; - простые осложненные – 19%; - сложноподчиненные – 16%; - вопросительные – 13%; - восклицательные – 9%; - простые – 5%. Заголовки является весьма информативной частью статьи. При этом на лексическом уровне наблюдается применение различных средств языка. В одном заголовке могут использоваться сразу несколько средств, что делает его еще более ярким и выразительным, а также позволяет воздействовать на читателей на подсознательном уровне. Подобные манипуляции сознанием остаются незаметными для реципиентов, однако позволяют авторам в максимальной степени доносить информацию именно в таком виде, в котором ее видят сами журналисты. На грамматическом уровне заголовки отличаются временными формами, которые представлены в следующем соотношении: - будущее время – 7%; - настоящее время – 35%; - прошедшее время – 58%. На основании вышеизложенного можно заключить, что прошедшее время является наиболее часто употребительным, что связано с описанием уже прошедших событий. Настоящее время позволяет показать реципиентам, что именно является актуальным во время написания статьи. Будущее время применяется редко. Также можно отметить, что журналисты используют различные словообразовательные средства и модальные глаголы. На стилистическом уровне применяются следующие средства выразительности: - лексические – 31%; - синтаксические – 33%; - лексико-синтаксические – 36%. Большое количество лексико-синтаксических средств приводит к тому, что авторам статей удается манипулировать сознанием читателей и доносить до них информацию именно в том виде, в котором это выгодно СМИ. На основании вышеизложенного, можно утверждать, что цель, поставленная во введении, полностью достигнута, а задачи решены. Проведенный в работе анализ в определенной степени расширяет и дополняет уже существующие теоретические положения о роли заголовков в средствах массовой информации, равно как и о способах воздействия на читателей при помощи языковых средств, применяемых при создании заголовков. Возможными перспективами дальнейших исследований по проблеме является более подробное изучение рассматриваемого вопроса в рамках диссертационных исследований. Полученные результаты могут применяться как в теоретическом, так и в практическом аспекте, а также могут послужить материалом обучения русскому языку и журналистике.  

Список литературы

1. Апресян В. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа / Д. Апресян // Вопросы языкознания. – М., 2017. – №1. – С. 37 – 67. 2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные языки». – М.: Просвещение, 2018. – 355 с. 3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт / Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 2017. – 315 с. 4. Бизнес-онлайн. – URL: https://www.business-gazeta.ru/ (дата обращения: 21.04.2021). 5. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии / О.И. Блинова // Экспрессивность лексики и фразеологии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирск, гос. ун-та, – М., 2016. – С. 3 – 11. 6. Ванников Ю.В. Типы публицистических текстов и их лингвистические особенности / Ю.В. Ванников. – М.: ВЦП. 2018. – 49 с. 7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 544 с. 8. Виноградова С.А. Политический медиадискурс как коммуникативное явление с манипулятивным потенциалом / С.А. Виноградова. – 2017. – №4-1 – С.45–47. 9. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. – М.: Едиториал УРСС, 2016. – 280 с. 10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / Отв. ред. Г.В. Степанов. – Москва: КомКнига, 2017. – 268 с. 11. Долинин К.А. Стилистика французского языка / К.А. Долинин. – СПб.: Просвещение, 2018. – 240 с. 12. Донецких Л.И., Кара Н.В. Некоторые условия функционирования образных средств публицистики (на материале статей Д.И. Писарева) // Очерки по русскому языку и стилистике. – Кишинев, 2016. – С. 31 – 63. 13. Дьяков А.И. Словарь английских заимствований русского языка / А.И. Дьяков. – Новосибирск, 2018. – 588 с. 14. Егорова Л.Г. Медиатекст как мир-текст в конвергентных масс-медиа / Л.Г. Егорова, Д.В. Туманов // Научные ведомости Белгородского государственного университетата. Серия: Гуманитарные науки. – М., 2016. – № 18 (215), вып. 27. – С. 126 – 133. 15. Ивин А.А. Основания логики оценок / А.А. Ивин. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 229 с. 16. Каракулова М.К. Язык СМИ в эпоху глобализации // Сборник «Наука, просвещение, искусство провинции в социокультурном пространстве». – Глазов, 2017. – С.105 – 112. 17. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с. 18. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX–XX вв.). – М., 2016. – 311 с. 19. Костомаров В.Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки. Из опыта преподавания русского языка нерусским / В.Г. Костомаров. – М.: Мысль, 2017. – С. 163 – 168. 20. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров. – М.: изд-во МГУ, 2018. – 268 с. 21. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий / С.Д. Кржижановский. – М.: Никитинские субботники, 2017. – С. 18 – 29. 22. Лазарева Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. – Свердловск, 2019. – 96 с. 23. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля / А. Ф. Лосев. – К.: Перун, 2018. – 275 с. 24. Лысакова И.П. Язык и типология прессы. Социолингвистическое исследование / И.П. Лысакова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2017. – 256 с. 25. Манькова Л.А. Лингвистическая типология газетных заголовков (90-е годы XX века): автореф. дис. … канд. филол. наук // Текст / Л.А. Манькова. – М., 2018. – 20 с. 26. Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора / А.Э. Мильчин. – М.: ОЛМА-Пресс, 2017. – 800 с. 27. Марова Н.Д. Диалоги о перспективе текста (на материале немецкоязычных художественных текстов): Учебно-методическое пособие. – Алма-Ата: КазГУ, 2019. – 176 с. 28. Маслова, А.Ю. Введение в прагмалингвистику / А.Ю. Маслова. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 152 с. 29. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. – Свердловск, 2019. – С. 109 – 110. 30. Ноздрина Л.А. Заглавие текста / Л.А. Ноздрина // Грамматика и смысловые категории текста. Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 2017. – С. 176 – 185. 31. Паршина, О.Н. Как нас убеждают: анализ стратегий и тактик в примерах. – URL: http://www.elitarium.ru/kak_ubezhdajut_strategija_taktika_primery/ (дата обращения: 21.04.2021). 32. Петров В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу / В.В. Петров // Вопросы языкознания. – М., 2016. – №3. – С. 135 – 146. 33. Подчасов А.С. Дезориентирующие заголовки в современных газетах / А.С. Подчасов. – М., 2017. – С. 52 – 54. 34. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики: (Основы теории) / М.И. Скуленко. – Киев: Вищ. шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 2016. – 174 с. 35. Солганик Г.Я. Лексика газеты: Функциональный аспект (Учебное пособие для вузов по специальности Журналистика) / Г.Я. Солганик – М.: Высш. шк., 2018. – 170 с. 36. Старикова Е.Н. К вопросу о категории оценки в языке / Е.Н. Старикова. – М., 2018. – 411 c. 37. Стеллиферовский А. Некоторые структурно-смысловые характеристики информационных газетных текстов // Функциональные стили, лингвометодические аспекты / А. Стеллиферовский. – М., 2016. – С. 63 – 83. 38. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. – М.: Мысль, 2017. – 176 с. 39. Суровцев Ю.О публицистике и публицистичности / Ю.О. Суровцев. – М., 2016. – №4. – С. 208–224. 40. Токарева И.И. Функциональная структура газетного текста // Лингвистические единицы разных уровней в языке и речи / И.И. Токарева. – Краснодар, 2018. – 224 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!