Применение концепции выявленных предпочтений для анализа индексов реального и номинального дохода

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Микро-, макро-, мегаэкономика
Предмет
Микроэкономика
Страниц
25
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Концепция выявленных предпочтений………………………....5 1.1 Идея выявленных предпочтений……………………………………..5 1.2 От выявленных предпочтений к предпочтениям…………………….7 1.3 Слабая аксиома выявленных предпочтений………………………..11 1.4 Сильная аксиома выявленных предпочтений……………………..16 Глава 2. Индексы реального и номинального дохода………………….21 2.1 Индексы……………………………………………………………….21 2.2 Индексы цен………………………………………………………….23 2.3 Индексация на примере выплат по социальному обеспечению…..26 Заключение……………………………………………………………….29 Список литературы………………………………………………………31
Введение

Более поздним вариантом ордипалистской концепции цены является так называемая «концепция выявленных предпочтений», которая разработана П. Самуэльсоном и Г. Хаутеккером, пытавшимися теснее увязать теоретические представления с эмпирическими данными. Они провозглашали целью экономической теории аналитическое описание регулярно наблюдаемых соотношений, причем эти соотношения должны поддаваться верификации на базе эмпирического материала. Во главу угла теоретики концепции выявленных предпочтений ставят, таким образом, реальные эмпирические факты. Предпочтение понимается как отражение реально осуществившихся актов покупки, обнаруживающих отношение индивида к различным наборам благ (предпочтения). Главным преимуществом названной концепции по сравнению с кривыми безразличия, подразумевающими сопоставление индивидуальных полезностей, является возможность точной статистической оценки актов купли-продажи. Фактически это означает изучение апостериорных рыночных закономерностей. В наиболее общем виде для случая существования одного покупателя и двух товаров (или товарных наборов) определяется следующее соотношение: если при уровне цен р0 индивид предпочтет товар q0 товару qi, то предпочтения будут совместными, если при переходе к новой системе цен р сохранится соотношение (Pi (P\Q\).


Если вам понадобилось заказать контрольную в Екатеринбурге , зайдите на сайт Work5.


. С помощью выявления предпочтений строится эмпирическая функция индивидуального спроса. Достоинством концепции выявленных предпочтений является отказ от каких-бы то ни было субъективистских трактовок и переход к изучению объективных закономерностей. Тем самым был сделан выбор в пользу «постепенного преобразования теории потребления из простого философствования на счет полезности в важную сферу эмпирического исследования». Концепция выявленных предпочтений позволяет отказаться и от условия бесконечной делимости факторов. Именно принятие этого допущения предоставляет саму возможность построения непрерывных кривых безразличия, но, как показывают статистические исследования, данное условие в большинстве случаев не подтверждается анализом реального поведения потребителей. «В реальной жизни покупатель вряд ли станет сопоставлять между собой полезности двух, трех и более одинаковых домов, комплектов мебели, пианино и так далее. Конечно, могут иметь место альтернативные ситуации, в которых измеряется не количество, а цена (качество) товара, но и в этом случае отношения безразличия скорее будут сводиться к некоторому числу отдельных точек». Так, в силу индексной формы выражения концепцию выявленных предпочтений более удобно применять при расчетах экономико-математических моделей, особенно когда речь идет об исследовании динамических процессов. До сих пор нас интересовало, что могут рассказать нам предпочтения о поведении людей. Но в реальной жизни предпочтения не наблюдаемы непосредственно, нам приходится узнавать о предпочтениях людей из наблюдений за их поведением. В данной работе мы рассмотрим некоторые инструменты, с помощью которых это делается. Говоря об определении предпочтений людей на основе наблюдений за их поведением, мы должны принять предпосылку о неизменности этих предпочтений в течение всего периода наблюдений. Для очень длительных временных интервалов это представляется не слишком разумным. Однако маловероятно, чтобы вкусы конкретного потребителя радикально менялись в течение обычно рассматриваемых экономистами временных интервалов продолжительностью в месяц или квартал. Следовательно, мы будем придерживаться распространенной гипотезы о том, что предпочтения потребителя остаются устойчивыми в течение всего периода времени наблюдений за его поведением.

Заключение

Помогая добиться определенных результатов, концепция выявленных предпочтений, тем не менее, не стала, да и не могла стать универсальной теорией. Не говоря уж о том, что в стороне оставались вопросы внутренней взаимосвязи процесса формирования предпочтений со всем комплексом производственных отношений, прежде всего с механизмом распределения доходов, системой цен, структурой производства, рассматриваемая концепция оказывалась замкнутой в себе. Следовательно, теория выявленных предпочтений может дать достаточно обоснованную характеристику (некий моментальный снимок) различных состояний экономической системы, содержательный же анализ на этой основе предполагает привлечение еще целого комплекса компонентов. В данной концепции в неявной форме присутствует та же проблема измерения полезности, а вместе с ней возрождаются и многие недостатки предыдущих подходов. Итак, ординалистское направление в теории цен представлено двумя наиболее влиятельными теориями: теорией кривых безразличия и концепцией выявленных предпочтений. Безусловно, и та и другая явились важным вкладом в преодоление господствовавшего благодаря работам теоретиков маржинализма субъективного подхода к исследованию экономических процессов. А это дало возможность формирования математического и экономико-статистического аппарата при анализе движения цен и структуры потребительского спроса. Использование ЭВМ позволило рассчитывать на основе этого аппарата сложные экономико-математические модели для получения практических выводов. Но это не освобождает рассматриваемые теории от недостатков, присущих всему микроэкономическому направлению. Приходится констатировать, что модификация понятия полезности, а зачастую и провозглашаемый отказ от его использования во многих случаях являются не более чем общими пожеланиями. И теоретикам ординализма под разными предлогами приходится вновь и вновь прибегать к этому понятию. До сих пор «не найдено никакого способа агрегирования полезностей отдельных компонентов, входящих в состав набора, и в этом случае нам приходится говорить о том, что полезность невозможно измерить». А это в свою очередь вызывает неоднозначность теоретических выводов и ставит границы использованию практических рекомендаций микроэкономической теории цен.

Список литературы

1. Инвестиции. организация, управление, финансирование: Учебник/ Н.В. Игошин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАИО, 2005. - 448 с. 2. Командоров И.В. Проблема достоверности макроэкономических показателей //Материалы XXXVII международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 2009 3. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.–Киров, 2009 4. Луссе А. Макроэкономика. – С-Пб., 2004 5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., 2005 6. Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь для юных бизнесменов -http://www.bashedu.ru/konkurs/luchenko/rus/base/gt_22.htm 7. Толпинская В.А. Логика прогнозирования ВНП // интернет - журнал Полемика, №5, ноябрь 1999 – http://ns.irex.ru/publications/polemika/5/art4.htm 8. Экономическая оценка инвестиций/Под общ. ред. М.Римера - СПб: Питер, 2006. - 480 с.: ил. - (Серия «Учеб. пособие»). 9. Экономический анализ реальных инвестиций: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. - 347 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!