Роль социального окружения в формировании склонности к аддиктивному поведению у подростков.

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2012
Оглавление
Содержание Содержание 2 Введение 3 1 Аддиктивное поведение как тип девиантного поведения 5 2 Возрастные факторы риска 8 2.1 Подростковый комплекс 8 2.2 Особенности социальной позиции 9 2.3 Особенности разрешения подростками противоречия между внутренней и внешней оценкой себя 10 2.4 Особенности подростковых реакций 10 2.5 Аддиктивная личность 11 3 Роль социального окружения в формировании склонности к аддиктивному поведению у подростков 13 3.1 Роль социального окружения и других факторов в формировании склонности к табакокурению у подростков 13 3.2 Роль социального окружения и других факторов в формировании склонности к злоупотреблению ингалянтами у подростков 18 3.3 Роль социального окружения и других факторов в формировании склонности к злоупотреблению алкоголем у подростков 21 3.3 Роль социального окружения и других факторов в формировании склонности к злоупотреблению наркотиками у подростков 25 Заключение 30 Список литературы 32
Введение

Введение Аддиктивное поведение чаще связывается только со злоупотреблением психоактивными веществами, протекающим на фоне измененного состояния сознания. В более широком смысле аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те подростки, которые относятся к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом, может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. Жизнь каждого человека может быть связана с желанием изменить свое психическое состояние. Например, избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений.


Дипломная работа по философии на заказ - это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.


. Для достижения этой цели человек использует индивидуальные подходы, которые постепенно становятся привычками, стереотипами поведения, направленные на получение удовольствия. Удовольствие является генетически первичной формой положительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольствием. Не менее значимым является получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, коммуникации. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Разные формы девиантного поведения подростков взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиком, при условии, что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в других группах. Стремление к эмансипации приводит подростка к “отравлению свободой”, при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби – бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности – насилии, преступлениях или же приводит к бегству” в алкоголь, наркотики, из жизни. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в том числе и аддиктивному, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения. Проблема аддиктивного поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества.

Заключение

Заключение Сам факт употребления нелегальных психоактивных веществ подростками свидетельствует о наличии у них убеждения в возможности нарушать нормы и правила общества, закон. Это убеждение не могло быть сформировано только в подростковом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и правил, а в дальнейшем и законов. Девиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в наркотизированное пространство и наркотизм. Поэтому любое асоциальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития девиантного, делинквентного, зависимого от ПАВ поведения. Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, в том числе курения, является формирование у детей самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием его потребностно-мотивационной сферы. В профилактической работе выделяются такие направления как: 1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга, способам оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков [33]. 2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механизмов и ослабление провоцирующих употребление ПАВ механизмов [34]. 3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полезной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации [13]. 4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнительности в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешения конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни. 5. Распространение информации о причинах формах и последствиях злоупотребления наркотических средств; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о психоактивных веществах; включение игровых программ воспитания трезвости в обучение начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения. 6. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений [35]

Список литературы

1) Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998. 2) Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. 1998. с. 57. 3) Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000. 4) В.И. Даль, Толковый словарь русского языка, 2001, с. 532. 5) Короленко Ц.П. , Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 2000. 6) Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: “МЕДпресс”, 2001. 7) Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М.: “Академический проект”, 2000. 8) Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. 9) Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2000, с. 278. 10) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. 11) Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 200 с. 12) Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1998. 13) Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998. 14) Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л.: Медицина, 2001, с. 35 - 36. 15) Курек Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.: Алетейя, 2001. 16) Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. // Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997. с. 64 –90. 17) Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Мн.: “Попурри”, 1998. 18) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – М. 2000. 19) Горанская С.В. Табакокурение. // Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999, с. 117 – 156. 20) Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1999. 21) Информационный пакет “Drugbox”. 22) Регуш Л.А. - Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008. – 208 С. 23) Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления //Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000. 24) Крупицкий Е.М., Масалов Д.Ю.Фармакотерапия героиновой наркомании, 2001. 25) Балстер Р.П. Психология подростков. 2001. 26) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. 27) Братусь Г.М., Сидоров П.И. Психопатология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1999. 28) Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998. 29) Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.; М.: “Невский Диалект” - “Издательство БИНОМ”, 1999. 30) Херст Д.М. “Переходные” или “аутистические” феномены при аддиктивном поведении. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с.187 –188. 31) Ханзян Э.Д. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. 32) Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма, 2001. 33) Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 34) Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования. / Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 5, 2000, с. 3 –10. 35) Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!