Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Самооценка в разных возрастных группах

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты самооценки 6 1.1. Феноменология самооценки 6 1.2. Понятие «самооценки» и «самооценивания» 13 Глава 2. Зависимость уровня самооценки от возраста индивидуума 29 2.1 Самооценка ребенка в разном возрасте 29 2.2 Самооценка взрослого человека в разном возрасте 32 Заключение 39 Список использованных источников 43
Введение

C 70-х годов XX в. конструкт «Я» становится одним из самых популярных в отечественной и зарубежной психологии: десятки тысяч статей, глав, книг посвящены феноменам, связанным с «Я». M. R. Leary и J. Price (2002) приводят более 60 понятий, относящихся к феноменам и процессам «Я», среди которых идентичность, эго, эго-защита, эго-идеал, идеальное «Я», сила «Я», самокатегоризация, самосознание, самоконтроль, самооценка, самоуважение, самовосприятие, самопрезентация, самоорганизация, самоэффективность, Я-образ, самоподтверждение, Я-концепция и т. д. Западные ученые уподобляют исследования «Я» зоопарку – self-zoo, представляющему собой все возрастающую коллекцию концепций, конструктов, процессов (Tesser, 1988). Только перечисление типологий «Я», предлагаемых отечественными психологами, создает столь же мозаичную картину: Экзистенциальное, Переживаемое и Категориальное «Я» (Кон, 1984); Авторское, Превращенное, Воплощенное, Вторящее «Я» (Интегральная индивидуальность… 2004); Телесное, Социально-ролевое, Психологическое, Экзистенциальное, Самоотношение или смысл «Я» (Леонтьев, 2002); Имманентное, Идеальное, Трансцендентальное, Трансфинитное «Я» (Петровский, 1996); Внутреннее «Я» (сущность) и Внешнее «Я» (личность) (Орлов, 1995); Я – другое – Я, Я – Мы, Я – другие во мне, Я – Я в других (Старовойтенко, 2009); актуальное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего, ретроспективное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего, проспективное «Я» с позиции настоящего, прошлого и будущего (Сарджвеладзе, 2000) и др.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы: • Самооценка выступает одновременно и как процесс, и как результат этого процесса. • Основными структурными компонентами самооценки являются: субъект, предмет, критерий, основание, характер. • Самооценка как процесс – всегда сравнение своих качеств или себя в целом по каким-либо критериям. В качестве критерия могут выступать идеалы, усвоенные нормы, социально– культурные стандарты, оценки других людей и др. • Самооценка неразрывно связана с потребностями, интересами, мотивами, целями и стандартами человека, от которых и зависит выбор критерия. • Суть процесса самооценивания состоит в оценке релевантности того или иного представления о себе – его сопоставление с личными интересами, смыслами, ценностями и в оценке конгруэнтности – соотнесение данного представления с личными стандартами и целями. • Самооценку необходимо отличать от эмоциональных переживаний, которые она вызывает. Эмоциональная насыщенность самооценки определяется тем, насколько осознание того или иного качества отвечает потребностям и интересам человека, способствует достижению цели деятельности. • Самооценка как результат имеет двухуровневое образование: уровень частных самооценок («рабочих», конкретно-ситуативных) и уровень устойчивой, обобщенной, глобальной самооценки; • Общая самооценка имеет сложную структуру, представляющую комбинацию, иерархию частных самооценок в значимых областях деятельности; • Возможно движение как от частной самооценки к общей, так и наоборот – от общей к частной.

Список литературы

1. Баева И. А. Психология безопасности: теория и практика // Психологическая безопасность, устойчивость, психотрав¬ма: Сб. науч. ст. по материалам Первого международного форума (Санкт-Петер¬бург, 5–7 июня 2006г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. СПб., 2006. С. 11–12. 2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и вос¬питание. М., 1986. 4. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Ув е - личение индекса тревожности при рас¬хождении уровней самооценки и притя¬заний // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 104–113. 5. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Осо¬бенности самооценки в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психоло¬гия. 1988. № 1. С. 23–41. 6. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте первой зрелости // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психоло¬гия. 1990. № 1. С. 24–38. 7. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелос¬ти: Сообщение I // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. № 4. С. 45–57. 8. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости: Сообщение II // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 1. С. 27–43. 9. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте пожилых: Сооб¬щение I: Содержание самооценки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. С. 29–40. 10. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте пожилых: Сооб¬щение II: Высота, устойчивость, адекват¬ность самооценки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 1. С. 20–30. 11. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М., 2001. 12. Василюк Ф. Е. Психология пережива¬ния (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 13. Джидарьян И. А. Счастье в предста¬влениях обыденного сознания // Психо¬логический журнал. 2000. № 2. C. 40–48. 14. Журавлева Н. А. Динамика ценност¬ных ориентаций личности в условиях со¬циально-экономических изменений: Ав-тореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 15. Захарова А. В. Психология формиро¬вания самооценки. Минск, 1993. 16. Иванченко Г. В. Стратегии профессио¬нального самоопределения и репрезента¬ции профессионализма // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 2. С. 24–51. 17. Левченко И. Ю. Система психологиче¬ского изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 18. Ложкин Г. В., Рождественский А. Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизнен¬ных проектов // Психологический жур¬нал. 2004. Т. 25, № 2. С. 27–33. 19. Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир пси¬хологии. 1999. № 2. С. 133–141. 20. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 460с. 21. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Фе¬номен человеческого самоутверждения. СПб., 2000. 22. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система (спецкурс). М., 1991. 23. Сафин В. Ф. Устойчивость самооцен¬ки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 62–72. 24. Соколова Е. Т. Самосознание и само¬оценка при аномалиях личности. М., 1989. 25. Соколова Е. Т., Чеснова И. Г. Зависи¬мость самооценки подростка от отноше¬ния к нему родителей // Вопросы психо¬логии. 1986. № 2. С. 110–117. 26. Спиридонова И. А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения. Дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 27. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 28. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002. 29. Уварина Е. Ю. Связь мыслительной активности и самооценки подростка // Формирование личности: психолого-пе¬дагогические проблемы. М., 1989. 30. Фролькис В. В. Системный подход, са¬морегуляция и механизмы старения // Геронтология и гериатрия. Киев, 1985. С. 12–23. 31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятель¬ность. В 2 тт. Т. 2. М., 1986. 32. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэф¬фективности // Иностранная психоло¬гия. 1996. № 7. С. 71–76.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!