Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Употребление частиц doch, eben, ja в конфликтных речевых актах

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языки
Предмет
Немецкий
Страниц
30
Год сдачи
2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1.Теория речевых актов…………………………………………….5 Речевой акт как минимальная единица речевой деятельности…………5 Классическая типология речевых актов ДжонаСерляи ДжонаОстина……………………………………………9 Средства выражения конфликтных речевых актов……………………15 Глава 2.Работа с контекстами из художественной литературы………22 2.1 Употребление частиц doch, eben, jaв конфликтных речевых ситуациях в художественных произведениях………………………………………….22 Заключение………………………………………………………………….31 Список использованных источников……………………………………….34
Введение

Теория речевых актов - одно из направлений аналитической философии, созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком ДжономОстином. Как определил ДжонОстин, теория речевых актовучит тому, как действовать при помощи слов, "как манипулировать вещами при помощи слов".1 Руднев В. П.Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с. В рамках общелингвистического подхода к теории речевых актов можно выделить две дисциплины: собственно теорию речевых актов (анализ, классификация и установление взаимосвязи между речевыми актами безотносительно к речевым средствам) и «анализ речевых актов», или лингвистический анализ речи (установление соответствия между речевыми актами и единицами речи). Эта теория вызывала споры многих учёных-лингвистов разных эпох. Многие из них создали свои варианты этой теории. Однозначного ответа на вопрос: «Какой вариант этой теории наиболее верный?» нет. Поэтому все не недостаткисовременной теории речевых актовобъясняютсянезавершенностьюисследований в этой области.Становление этой теории продолжается до сих пор.Перспективы применения теории речевых актов, весьма многообразны, поэтомуэта теория значимадля языкознанияина сегодняшний день. На основе всего выше сказанногоможно судить об актуальности исследований этой теориии в наши дни.Именно этой теме и посвящена представленная работа. Поскольку многие учёные вложили вклад в разработку теории речевых актов, вданной работе мы будем опираться на теории, созданные Джоном Остиноми ДжонаСерля, основоположниками этой теории. Исходя из теории речевых актов минимальной единицей речевой деятельности являетсяречевой акт. В процессе взаимодействиялюдей,в речевом актезачастуювозникаютстолкновения, вызванные противоречиями целей, взглядов, интересов, точек зрения двух сторон и носящие конфликтный характер. Понятием "конфликт" оперируют многие области знания - социология, психология, педагогика, юриспруденция, лингвистика, поскольку противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни: профессиональной, личной, бытовой. Изучение конфликтных речевых актов предполагает взаимодействиедвух наук - юриспруденции и лингвистики. В представленной работе в качестве предмета исследования будет рассмотрен конфликтный речевой акт.Объектом исследованияявляетсяупотребление частиц doch, eben, jaв конфликтных речевых актах. В ходе работынеобходимо решить следующие задачи: рассмотреть речевой акт как минимальную единицуречевой деятельности; описать классическуютипологиюречевых актовДжонаСерляи ДжонаОстина; выделить средства выражения конфликтных речевых актов; поработав с контекстами изнемецкой художественной литературы, показать и проанализировать функционирование частиц doch, eben, jaв конфликтных речевых актах. Решение этих задач поспособствует достижению главной цели исследования - нахождения различительныхпризнаковчастиц. Глава 1. Теория речевых актов Речевой акт как минимальная единица речевой деятельности Основополагающим аспектом теории речевых актов являетсяосуществление определенного вида актов, таких, как констатация, вопрос, приказание, описание, объяснение, извинение, благодарность, поздравление и т. д. Таким образом, можно сказать, что речевой акт -минимальная единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая в теории речевых актов. Энциклопедия даёт следующее определение речевого акта: «Речевой акт— целенаправленное коммуникативное действие, совершаемое согласно правилам языкового поведения».2 Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон », РООИ «Реабилитация» И.Т. Касавин2009 Исследованиями в областиречевыхактов занимались учёные лингвистыс начала 20 века, многие из которых создали свои теории речевых актов. Среди них можно выделить такие имена как Дж.Остин, Х. Хаверкате, Дж. Грин, А.Г. Поспепова, Дж. Серльи многие другие. Но основы теорииречевых актов были заложены ДжономОстином(Austin). ДжонОстин— британский философ-аналитик, представитель лингвистической философии, профессор Оксфордского университета. 3 Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. При создании теории речевых актов Дж.Л. Остинхотелопределить характеротношений междуконстативнымии перформативными высказываниями и условий удачностиперформативов. Проведя ряд исследования в этой области, Д. Остинопределил, чтожёсткой границы между перформативамииконстативаминет. Кроме того не только перформативы, но и все высказыванияобладаютдеятельностнойприродой. Джон Остинсовершил переход от перформативностикиллокутивностииопределилведущим в теории речевых актов понятие иллокутивнойсилы. Акцент был перенесён с принципа деятельности говорящего по производству высказываний на принцип их коммуникативной целенаправленности. В речевом акте Дж. Остинвыделяет три уровня, тоже называемые актами:локутивный, иллокутивныйиперлокутивныйакты. 1. Локутивныйакт — а) фонетический акт — б) фатическийакт — в) ретическийакт Локутивныйакт (локуция, от англ. locution‘оборот речи, речение’) представляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Ему присуще значение. Реализация звуковой структуры приходится на долю фонетического акта, лексико-грамматическая структура реализуется вфатическомакте, а семантическая структура — вретическомакте.

Заключение

Джон Остин– британский лингвист, которыйзаложил основы теории речевых актов вовторой половины 1950-х годов. Позже лекции, содержащие эту теориюбылиопубликованывкниге«How to Do Things with Words»в1962.В России знакомство с этой теорией произошло в 1986. В этом году»в 17-м выпуске издания«Новое в зарубежной лингвистике» был опубликован перевод этих лекцийпод названием«Слово как действие. Недостатком его работы считается отсутствие определенияпонятия иллокутивногоакта.Джон Остинприводит толькохарактерные примеры таких актов – вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика и т.п. "Манифестом" теории речевых актов по праву считается статья основоположника прагмалингвистикифилософаДж.Р.Серля"Что такое речевой акт"15 Дж. Р. СерльЧто такое речевой акт: Новое в зарубежной лингвистике.Вып. 17. - М., 1986. - С. 151-169) Джон Серль– ученик Джона Остина, он развил его теорию и привёл свой вариант классификации речевых актов. По сути, речевой акт- это вид действия. Различают акты извинения, пожелания, приветствия и т.д. Теория речевых актов выделяет три аспекта анализа речевого акта. Первый аспект: речевой акт как собственно говорение чего-либо.На этом уровнеречевой акт выступает каклокутивныйакт (от латинскогоlocutio«говорение»). Во втором аспекте речевой актрассматриваетсяс точки зрения его внеязыковой цели. Это иллокутивныйакт. Третий аспект -достижениепосредством говорения определенных результатов. Речевой акт, рассматриваемый в аспекте его реальных последствий, выступает как перлокутивныйакт.16 СусовИ. П.: Лингвистическая прагматика// Учебник для студентов, магистрантов и аспирантов (докторантов). – Тверь, 2006 Речевой акт это достаточно сложное понятие. В процессе коммуникативного акта может возникнуть речевой конфликт. Конфликт-столкновениедвухсторон (участников конфликта). Развитие конфликта происходит по следующим этапам: зарождение, инцидент, собственно речевой конфликт – пик, развитие конфликтаи спад конфликта,перлокутивныйэффект (последствия). Конфликтность речевого актапроявляется, как правило, в приказах, запретах, требованиях, осуждениях и возражениях. Для В каждой конкретной конфликтной речевой ситуации наиболее уместен тот или иной тип речевых форм, выражений. Уместность определяет силу воздействия речи. Для конфликтного речевого акта в немецком языке характерно частоеупотребление: глаголов ablehnen, kritisieren; IchlehnedieseBitteab. Erhat meineArbeitkritisiert. Употребление этого глагола часто сопровождается эксплицитными средствами выражения критики, объясняющими позицию говорящего. прилагательного falschв сочетании с разными уточняющими наречиями:inhaltlichfalsch, offensichtlichfalschи др.; Du hast dieseArbeitfalschgemacht. Das istoffensichtlichfalsch. прилагательного с уточняющими наречиями: wirklichunverantwortlich; Du bistwirklichunverantwortlich. существительного с определением:einenmoralischenFehltritt; Du hast einenmoralischenFehltrittgemacht. двойногосоюза: nichtnur… sondernauch; Siesindnichtnurunverantwortlich, sondernauchdumm. оценочных прилагательных типа unausgegoren, unvollstandig; Eristunvollstandigundunausgegoren. Список использованных источников ТретьяковаВ.С. Конфликт глазами лингвиста:Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. - Барнаул, 2000. - С. 127-140 Комлев Н.Г. Лингво-семантическиемотивы возникновения и разрешениямежперсональногоконфликта //Тез.VIвсесоюз. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1978. ГолевН.Д. Экспертиза конфликтных текстов в современной лингвистической и юридическойпарадигмах//Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с.[Электронный ресурс] /2003/ - Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/articles Джон Остин. Избранное. /Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999, 336 с. СусовИ. П.:Лингвистическая прагматика//Учебник для студентов, магистрантов и аспирантов (докторантов).– Тверь,2006 Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Н.А. Белоус.Ульяновский государственный университет, г. УльяновскФазовая характеристикаконфликтногодискурса ОстинДжон: Как производить действия при помощи слов. – Москва, 1999 МириановаМ.С.Конфликтология: Учебник длястуд. Сред.Пед. Учеб.заведений. – 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия». 2004. -320 с. Руднев В. П.Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384с. Дж. Р. СерльЧто такое речевой акт: Новое в зарубежной лингвистике.Вып. 17. - М., 1986. - С. 151-169) Демьянков В.З. Предикаты и концепция семантической интерпретации / В.З. Демьянков // Известия АН СССР. Серия литературы и языка – Т. 39. – 1980. Вознесенская Ю. В. Перформативные глаголы как эксплицитное речевое средство выражения конфликта в политической коммуникации (на материале немецкого языка) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №101URL:http://cyberleninka.ru/article/n/performativnye-glagoly-kak-eksplitsitnoe-rechevoe-sredstvo-vyrazheniya-konflikta-v-politicheskoy-kommunikatsii-na-materiale

Список литературы

1. Третьякова В.С. Конфликт глазами лингвиста: Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. - Барнаул, 2000. - С. 127-140 2. Комлев Н.Г. Лингво-семантические мотивы возникновения и разрешения межперсонального конфликта // Тез.VI всесоюз. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1978. 3. Голев Н.Д. Экспертиза конфликтных текстов в современной лингвистической и юридической парадигмах// Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с. [Электронный ресурс] /2003/ - Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/articles 4. Джон Остин. Избранное. /Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999, 336 с. 5. Сусов И. П.: Лингвистическая прагматика// Учебник для студентов, магистрантов и аспирантов (докторантов). – Тверь, 2006 6. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. 7. Н.А. Белоус. Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск Фазовая характеристика конфликтного дискурса 8. Остин Джон: Как производить действия при помощи слов. – Москва, 1999 9. Мирианова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. – 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия». 2004. -320 с. 10. Руднев В. П.Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с. 11. Дж. Р. Серль Что такое речевой акт: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М., 1986. - С. 151-169) 12. Демьянков В.З. Предикаты и концепция семантической интерпретации / В.З. Демьянков // Известия АН СССР. Серия литературы и языка – Т. 39. – 1980. 13. Вознесенская Ю. В. Перформативные глаголы как эксплицитное речевое средство выражения конфликта в политической коммуникации (на материале немецкого языка) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №101 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/performativnye-glagoly-kak-eksplitsitnoe-rechevoe-sredstvo-vyrazheniya-konflikta-v-politicheskoy-kommunikatsii-na-materiale 14. http://study-english.info/

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!