Институт исполнительной власти занимает особое значение в отрасли административного права, его нормы обеспечивают функционирование той ветви власти, которая обеспечивает претворение в жизнь законодательных актов, обеспечивает реализацию прав и свобод населения и организаций в Российской Федерации. Эффективность функционирования данного института должна обеспечиваться его четкой организационной структурой, основанной на стабильных элементах системы исполнительной власти. Отсутствие федерального закона об исполнительно власти создает определенные проблемы в организации данного института и его реформировании. Поэтому важно определить как системообразующие признаки деятельности исполнительной власти, так и уровни ее подчиненностии функциональную дифференциацию.
Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по теории государства. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!
. Изучение такого сложного политико-правового явления, как исполнительная власть, ее исполнительно-распорядительная деятельность на федеральном уровне всегда востребовано. Элементы системы федеральных органов исполнительной власти взаимосвязаны общими принципами, универсальными процедурами деятельности, едиными составляющими компетенции, уровнями подчиненности. Структура федеральных органов исполнительной власти подвержена постоянным изменениям, в которых необходимо выявить определенные закономерности – это изменение уровней подчиненности, выполнение несвойственных функций, появление новых сфер управления и, соответственно, новых федеральных органов исполнительной власти. Указанные выше положения определяют актуальность выбранной темы работы. Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти, предметом – нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти. Целью исследования является исследование системно-структурной организации федеральных органов исполнительно власти. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: - определить понятие и классификацию федеральных органов исполнительной власти - проанализировать соотношение понятий “cистема” и “структура” федеральных органов исполнительной власти. - исследовать принципы деятельности федеральных органов исполнительной власти - выявить элементы системы федеральных органов исполнительной власти - изучить структуру федеральных органов исполнительной власти - определить роль территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в системно-структурной организации федеральных органов исполнительной власти - проанализировать практику разрешения споров в исследуемой сфере высшими судебными инстанциями. Гипотезой курсовой работы является предположение о сложном правовом механизме регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, включающем различные уровни такого регулирования – от конституционных положений, федеральных законов и указов Президента РФ до иных нормативных актов, при этом определяющее практико-правовое значение имеют именно указы Президента РФ. Методы, примененные в данной работе - это специально-юридический, сравнительно-правовой, общей теории систем и иные методы обобщения научного материала. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских ученых-административистов: Д.Н.Бахраха, Б.Н.Габричидзе, Ю.А.Дмитриева, Ю.М.Козлова, Н.М.Конина, Л.Л.Попова, Ю.Н.Старилова, Ю.А.Тихомирова, и др. Кроме того, в исследовании были использованы материалы научных публикаций ученых, исследующих общие вопросы теории государственного управления - Васильева А.А., Орешина В.П., Мухаева Р.Т., и др. Практическая часть работы основана на нескольких принципиально важных для понимания выбранной темы актах Конституционного Суда РФ, рассматривавшего спорные вопросы, касающиеся системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в работе проанализирована практика диссертационных исследований по теме, связанной с ключевыми вопросами системно-структурной и функциональной организации федеральных органов исполнительной власти. Правовую основу работы составили нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по поводу создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти, образующие в административном праве самостоятельный достаточно объемный институт. Структура курсовой работы определяется предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Институт исполнительной власти (федеральный уровень) занимает особое место в административном праве, а осуществление управленческой деятельности федеральными органами исполнительной власти обеспечивает реализацию законодательных норм, реальное воплощение в жизнь прав и обязанностей участников общественных отношений в сфере государственного управления Функционирование данного института обеспечивается сложным механизмом правового регулирования. Конституционные основы деятельности федеральных органов исполнительной власти достаточно лаконичны. В отсутствие федерального закона об органах исполнительной власти в данном институте возникает определенный правовой дисбаланс. С одной стороны, деятельность Правительства РФ урегулирована Федеральным конституционным законом, с другой стороны, деятельность иных федеральных органов исполнительной власти основана на так называемом указном праве, когда отсутствие закона восполняют указы Президента РФ. Системно-структурная организация федеральных органов исполнительной власти отличается динамизмом и стабильностью. Основой стабильности системно-структурной организации федеральных органов исполнительной власти является незыблемость ее элементов, закрепленных в Конституции РФ – это Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Динамизм обусловлен потребностями государства приспосабливаться к вызовам времени и реалиям управленческой деятельности. Поэтому достаточно часто меняются наименования, подчиненность и функционал отдельных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, возможно не реформирование, а появление новых федеральных органов исполнительной власти. Так, например, в 2012 – 2014 г.г. появились новые министерства в силу особой значимости управления отдельными регионами – это Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерство Российской Федерации по делам Крыма. Образовано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство научных организаций как следствие реформ в сфере ЖКХ и в сфере науки. Динамизм отличает структурная организация тех федеральных органов исполнительной власти, которые подчинены Правительству РФ. Более стабильны федеральные органы исполнительной власти, подчиненные Президенту РФ. Особое место в системно-структурной организации исполнительной власти занимают территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Они не только выполняют отраслевые, профильные функции исходя из компетенции центральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств), но и обеспечивают взаимодействие с органами исполнительной государственной власти субъектов РФ. Функциональная дифференциация федеральных органов исполнительной власти также имеет важное значение. Принципиальное функциональное различие связано с закреплением за министерствами функций нормативного регулирования, выработки государственной политики в подведомственной сфере, координации и контроля подчиненных служб и агентств, а также государственных внебюджетных фондов. Федеральные службы выполняют функции по обеспечению обороны, безопасности, правопорядка и функции по контролю (надзору) в подведомственной сфере, а федеральные агентства – функции по управлению имуществом и оказанию услуг. Вместе с тем закономерным стало выполнение федеральными органами несвойственных функций как исключение из принципа функциональной дифференциации их деятельности. Это касается тех случаев, когда в определенной отрасли управления деятельность осуществляет министерство без служб и агентств, или служба в отсутствие министерства, и так далее. Единство системно-структурной организации федеральных органов исполнительной власти обеспечивается несколькими важными средствами правового регулирования. Во-первых, это принципы, на которых основана деятельность федеральных органов исполнительной власти, сформулированные для Правительства РФ, но в полной мере распространяющиеся и на иные федеральные органы исполнительной власти. Во-вторых, это определенный порядок подчиненности, основанный на сферах государственного управления. Правительству РФ подчинены федеральные органы исполнительной власти социально-культурной и экономической сферы управления. Президент РФ традиционно возглавляет административно-политическую сферу. При этом Президенту и Правительству РФ могут подчиняться не только федеральные министерства, но и федеральные службы, федеральные агентства напрямую. В-третьих, это система административной регламентации. В своей деятельности федеральные органы исполнительной власти обязаны соблюдать нормы, закрепленные в типовых регламентах их деятельности, а также нормы «статутных» регламентов, определяющих их правовое положение. Кроме этого, федеральные органы исполнительной власти обязаны соблюдать нормы административных регламентов исполнения функций и административные регламенты предоставления услуг. В работе дан краткий анализ практических аспектов деятельности федеральных органов исполнительной власти через изучение решений Конституционного Суда РФ, рассматривавшего спорные вопросы системно-структурной организации данных органов. В частности, отмечены позиции Конституционного Суда РФ, подтверждающие полномочия Президента РФ в отсутствие федерального закона об исполнительной власти нормативно устанавливать структуру федеральных органов исполнительной власти, вносить в не изменения. Президент не обязан включать в структуру федеральных органов исполнительной власти организации, выполняющие функции государственного управления. Конституционный Суд определил значение терминов «система и структура федеральных органов исполнительной власти» в их организационном единстве. Таким образом, в процессе написания курсовой работы подтверждена гипотеза, сформулированная во введении, о многоуровневом, сложно функционирующем механизме правового регулирования отношений в сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти.
1. Административное право. Учебник. Под ред. Попова Л.Л. Студеникиной М.С. М.: НОРМА, 2010. - 574 с. 2. Административное право России. Курс лекций. Под ред. Хаманевой Н.Ю. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2008. - 456 с. 3. Васильев А.А. Система муниципального управления. М.: КноРус,2010.- 736 с. 4. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов : учеб. пособие / под ред. Е.Г. Коваленко. М. : ИНФРА-М, 2010. - 407с. 5. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления : учебник. М.: Проспект, 2009. – 640 с. 6. Давыдов, К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Теоретико- правовое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Воронеж, 2009. 7. Конин Н. М. Административное право России. М.: Юристъ, 2008. – 387 с. 8. Кондрашев А.В. Ответственность Правительства РФ. // Современное право. 2011. № 3. С. 54-59. 9. Лапина М.А. Современная реформа системы государственного управления. Административно-правовой аспект. – М.: РГГУ, 2007. – 307 с. 10. Маньковский, И. Ю., Территориальные органы федеральной исполнительной власти Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Тюмень,2005. -24 с. 11. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 687 с. 12. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. – 320 с. 13. Пикулькин А.В. Система государственного управления : Учеб. для студентов вузов / А.В. Пикулькин. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2008. - 639с. 14. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2009. – 368 с. 15. Сосновский, С. А. Правовые проблемы распределения компетенции федеральных органов исполнительной власти: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук - СПб.,2011. 16. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. – 512 с. 17. Тангиев, З. А Федеральные министерства в условиях совершенствования системы и структуры органов исполнительной власти : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2008. – 25 с. 18. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2009. – 432 с. 19. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации . Электронный ресурс. // http://pravo.gov.ru 20. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013)"О Правительстве Российской Федерации" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации . Электронный ресурс. // http://pravo.gov.ru 21. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 31.03.2014) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. Электронный ресурс. // http://pravo.gov.ru 22. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. Электронный ресурс. // http://pravo.gov.ru 23. Указ Президента РФ от 02.07.2005 N 773 (ред. от 29.12.2012) "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации . Электронный ресурс. // http://pravo.gov.ru 24. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (ред. от 27.03.2013) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. Электронный ресурс. // http://pravo.gov.ru 25. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 06.09.2012 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации. Электронный ресурс // http://pravo.gov.ru 26. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (ред. от 23.01.2014) "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (вместе с "Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций", "Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", "Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг") // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации . Электронный ресурс. //http://pravo.gov.ru 27. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 (ред. от 08.12.2008) "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации . Электронный ресурс. //http://pravo.gov.ru 28. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 17.02.2014) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" // Сайт Официальный интернет-портал правовой информации . Электронный ресурс. //http://pravo.gov.ru 29. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1)и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации." 30. Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1821-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Елены Григорьевны на нарушение ее конституционных прав Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти." 31. Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 44-О "По запросу Государственной Думы о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!