Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Исследование проблемы социальной агрессии

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
30
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение3 Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения и агрессивности в старшем дошкольном возрасте7 1.1. Агрессия, агрессивное поведение и агрессивность в психологии7 1.2. Проявления агрессивности у старших дошкольников10 Глава 2. Подвижная игра как средство снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста13 Глава 3. Экспериментальная работа по снижению уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр18 3.1. Постановка проблемы и задач исследования18 3.2. Методы и методики исследования18 3.3. Констатирующий эксперимент21 3.4. Формирующий эксперимент25 3.5. Коррекционно - развивающая программа25 3.6 Контрольный эксперимент29 3.7 Результаты экспериментального исследования34 Список литературы44 Приложение47
Введение

Проблема агрессивности детей весьма актуальна в наши дни. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них проявления агрессивности уступают место асоциальным нормам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому особенно важным изучение агрессивности является, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры, то есть в дошкольном возрасте. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако в работах большей частью рассматриваются механизмы и проявления агрессии, а исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии дошкольников, относительно немного. Изучением истоков и причин агрессивности занимались З. Фрейд, К. Лоренц, Дж. Доллард, Л. Берковиц, Д. Ричардсон, А. Бандура, М. Зильманн, А. А. Реан и др. Предпосылки развития поведенческих отклонений в дошкольном возрасте исследованы в работах А. И. Захарова, А. Е. Личко, Л. Б. Филонова, И. Лалаянц, Т.Г. Васильевой. Наиболее полно условия преодоления агрессивности у дошкольников раскрыты в работах Р. В. Овчаровой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Анализ работ Л. Б. Шнейдер, Дж. Паттерсона, И. А. Фурманова, Г. Э. Бреславапозволил выделить основные способы, с помощью которых можно контролировать агрессию и управлять агрессивным поведением человека. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу снижения уровня агрессивности у старших дошкольников показал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с возможностями использования подвижной игры в снижении агрессивности детей-дошкольников. Данный факт и определил проблему нашего исследования. Считаем, что тема актуальна, поскольку число детей с агрессивным поведением стремительно растет, а повышенная агрессивность дошколь-ников является проблемой не только для родителей и педагогов, которые зачастую не знают, как с ней справиться, но и для всего общества. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - ведущему виду деятельности дошкольников. Игра (в том числе и подвижная) является средством личностного развития, коррекции проблем поведения. Подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, на формиро-вание способности видеть и понимать других, способствующие снятию напряжения и преодолению внутренней изоляции, оказывают не только педагогическое, но и терапевтическое влияние на ребенка. В подвижной игре агрессия приобретает некий социально наполненный и оправданный смысл, так как у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. Подвижная игра дает возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, поведение дошколь-ников, позволяет снизить агрессивность в детском коллективе. Таким образом, проявление интереса со стороны психологов и педагогов ДОУ к подвижной игре должно быть вдвойне больше. Исходя из всего вышесказанного, можно поставить цель курсовой работы: изучение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и возможности его снижения посредством подвижных игр. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности детей-дошкольников. 2. Выявить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать коррекционно-развивающую программу на основе комплекса подвижных игр, направленную на снижение уровня агрессивности, реализовать и проверить её эффективность. Объект: агрессивность детей старшего дошкольного возраста. Предмет: подвижная игра как средство снижения уровня агрессивности у старших дошкольников. Гипотеза:Своевременная ранняя диагностика детей и систематическое применение комплекса подвижных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных умений, способствуют снижению уровня агрессивности у старших дошкольников. Практическая значимостьработы заключается в том, что теоретические положения и эмпирические выводы создают основу для более обоснованной психологической работы со старшими дошкольниками с высоким уровнем агрессивности. Разработанная на основе подвижных игр коррекционно-развивающая программа по снижению уровня агрессивности детей-дошкольников позволит не только психологам, но и воспитателям, а также инструкторам по физической культуре ДОУ адекватно выстраивать психолого-педагогическую помощь и поддержку данной категории детей. Предложенные в работе рекомендации воспитателям и родителям по снижению агрессивности у детей помогут предупредить агрессивные действия детей, научат правильно обращаться с ребенком после агрессивного поведения. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплекса разнообразных методов исследования, их соответствием предмету, цели и задачам работы, достаточным объемом выборочной совокупности и использованием различных видов анализа с применением математической статистики.

Заключение

Педагоги, а в особенности родители, должны руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина. Согласно социальным нормам любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр. Таким образом, родители и педагоги: 1. Будьте внимательны к нуждам и потребно¬стям ребенка. 2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения. 3. Не разговаривайте на повышенных тонах. 4. Будьте последовательными в наказаниях ре¬бенка, наказывайте за конкретные поступ¬ки. Наказания не должны унижать ребенка. 5. Обучайте детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности: • Поиграйте в обзывалки и кричалки (в момент накала страстей, осознав, что ребенок кипит от испытываемого им протеста, помогите ему выразить чувства, исподволь навязав свои правила игры. Пусть он громко покричит, а дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты - морковка!», «А ты - мухомор!». Единственное условие - слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. В конце игры обязательно скажите друг другу что-то приятное. • Пусть ребенок пометает дротики в мишень, попрыгает на скакалке, побегает или устройте «бой» с боксерской грушей, подвижные игры. • Предложите скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить и т.д. 6. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместив ее на другие объекты: разрешите поколотить подушку или разорвать бумагу. 7. Обучайте распознаванию собственного эмо¬ционального состояния и состояния окру¬жающих людей. 8. Развивайте способность к эмпатии, сочувствию. 9. Расширяйте поведенческий репертуар ре¬бенка. 10. Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях. 11.Учите брать ответственность на себя. Советы по предупреждению агрессивных действий детей: а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; б) в некоторых случаях ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; г) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”; д) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких, с последующим разъяснением; е) ребенок ни в коем случае не должен видеть у себя перед глазами ваше проявление агрессии. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; б) искать выход по переориентации его энергии по социально приемлемому руслу; в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.) Однако все перечисленные способы и приемы не будут способствовать снижению уровня агрессивности, если будут иметь ра¬зовый характер, будут непоследовательны. Только терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, посто¬янная отработка навыков общения с окружающими поможет при¬вести к положительным изменениям. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности!

Список литературы

Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - № 6– с.112-121. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: Сфера, 2007. – 272 с. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с. Берковиц Л. Агрессия.- СПб.: прайм-Еврознак, 2001. – 512 с. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – Спб.: Речь, 2006. – 144 с. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. – 336 с. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. -М.: Педагогика, 1991. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание,2003, № 8. Винникот Д. В. Разговор с родителями. - М., 1994. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. - СПб., 1997. Гаспарова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, 1988, № 8 Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., Просвещение, 1998. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4 – 7 лет. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с. Дьяченко М.Н., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. -Мн.: Хэлтон, 1998. Еникополов С.Н. Агрессия и мы (исследование агрессивного поведения) // Магистр, 1998, № 9. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)— М.: Академия, 2003. — 288 с. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. – 752 с. Кабанова М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Академия, 1983. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004, 296с. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004, - 224 с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2004 Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. – М., 1997 Лалаянц И. Энергия и агрессия // Смысл и школа. - 1995, № 6. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, 1972, №6. Лоренц К. Агрессия. – М.: Прогресс, 1994 Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2007. – 336 с. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М. – изд. 3-е, 2002. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера, 2001.– 448 с. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002 . - 510 с. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: Знание, 1995. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Просвещение, 1997. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: цикл коррекционных занятий М.: Книголюб, 2008. – 72 с. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб.: Питер, 1996 Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекц. методики. – М.: Школьная Пресса, 2003. 48 с. Современный словарь по психологии. / Под ред. В.В. Юрчука. - Минск.: Современное слово, 1998. Степанов В.Г. Психология трудного школьника, - Москва, 1998. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005. - 672 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н /Д: Феникс, 2003. Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319с. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. -- 336 с. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности. / Под ред. Н.М.Платоновой. Спб., 2003. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – Минск: Попури, 1999. – С. 569. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Минск, 1996. ХузееваГ.Р. Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников. Вопросы психологии, 1996, № 3. – с. 5-14. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2002. -160 с. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И.Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.– М.: Академия, 1996. – 192 с. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!