Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Курсовая работаНа темуЛексико-семантическая группа «Еда» в современном английском языке

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лексикология
Страниц
23
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Содержание понятия «лексико-семантическая группа» и ее основные признаки 5 1.1 Системность лексического состава языка как его 5 основной признак 5 1.2 Семантическое поле 9 1.3 Способы описания лексико-семантической группы 13 Выводы по первой главе 20 ГЛАВА 2 Лексико-семантическая группа «Еда» 21 2.1 Состав лексико-семантической группы «еда» 21 2.2 Ядро лексико-семантической группы »Food» 24 2.3 Ближняя периферия лексико-семантической группы «food» 25 2.4 Дальняя периферия 26 2.5 Семантический и этимологический анализ лексем ЛСГ «Food» 30 2.6 Словообразовательный анализ 33 Выводы по второй главе. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 Список использованной литературы 36
Введение

Одним из основополагающих вопросов лингвистической науки является вопрос о системности языка, которая выражается в совокупности элементов, объединенных внутренними отношениями. Не является исключением и лексический состав языка. Он представляет собой не набор отдельных единиц, а совокупность взаимоотношений, традиционно рассматриваемых с двух позиций: парадигматической и синтагматической. Необходимость изучения слов не изолированно, а в соотношениях с другими словами, т. е. как систему, была отмечена давно. Еще во второй половине XIX века профессор Московского университета М. М. Покровский заметил общие закономерности развития значений у слов, связанных по смыслу. Но попытки представить словарный состав как единую систему были сделаны только в ХХ веке. Среди наиболее ранних работ, в которых проводилось системное изучение лексики, наиболее известны труды немецкого лингвиста Й. Трира. В 20-30 годы ХХ века Йост Трир начал разрабатывать теорию семантического поля. Системному изучению лексики посвящены работы видных советских лингвистов – В.В. Виноградова, А.А. Уфимцевой, Э.М. Медниковой, Д.Н. Шмелева, Ю.Н. Караулова, Ф.П. Филина и др. Лингвистический анализ приводит к выводу о том, что связь лексических единиц осуществляется общностью семантических компонентов – сем – в их составе, общностью формы или общностью и сем, и формы, на что указывал еще Ф. де Соссюр [13]. Не меньше внимания уделяется системному изучению лексического состава языка и в наши дни. Изучение лексического состава языка как системы привело к формированию теории семантического поля или лексико-семантических группировок. Результатом описания лексики, направленного на выявление ее системных связей, является ее классификация, т.е. выделение различных лексико- семантических групп, каждый элемент внутри которых находится в более или менее тесной связи с некоторым количеством других элементов. С семантической точки зрения это обстоятельство объясняется при помощи понятий семантического поля и лексико-семантической группы, одна из которых будет рассмотрена в данной работе. Такими соображениями объясняется актуальность разностороннего изучения английской лексики. Целью данной работы является исследование лексико-семантической группы английских существительных. Заданная цель работы определила конкретные задачи: 1) дать теоретическое представление о лексике в целом как о единой системе, 1) рассмотреть понятия семантического поля и лексико-семантической группы, 2) провести практический анализ лексико-семантической группе «еда». Для практического исследования выбрано слово food и связанная с ним лексико-семантическая группа. В работе используется историко-этимологический подход. Материалом исследования послужили толковые и этимологические онлайн словари английского языка (The Online Etymology Dictionary; Wordsmyth Dictionary- Thesaurus). Курсовая работа состоит из введения, двух частей, выводов к обеим главам, заключения и списка литературы. В первой главе даны понятия системности лексики, семантического поля и лексико-семантической группы. Вторая глава посвящена выявлению и анализу лексико-семантическая группы английских существительных. В заключении представлены выводы по всей проделанной работе.

Заключение

В представленной работе принималась попытка к биполярному рассмотрению лексико-семантического поля «еда»: с точки зрения описания элементов данного поля, вычлененных с помощью анализа словарных данных. Наша работа включала в себя два этапа: изучение теоретических основ лексико-семантического поля, а также анализ поля «еда» в современном английском языке. Исследование полей составляет огромный пласт в лингвистической науке. На сегодняшний день можно встретить множество определений этому понятию. В нашем исследовании мы определили поле как ядерную структуру множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу. На втором этапе работы нами было определено лексико-семантическое поле «еда», выявлены ядро, ближняя и дальняя периферии данного поля. Кроме того, был проведен словообразовательный, семантический и этимологический анализ лексем рассматриваемой лексико-семантической группы. В ходе исследования поставленные цели достигнуты, а задачи - выполнены.

Список литературы

1. Абрамов В.П. Структурно-семантическое описание глаголов передачи в русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1980. 2. Антрушина, Г. Б. Лексикология английского языка / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. - М.:Дрофа, 2004. - 476 с. 3. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика Апресян Ю. Д. Избранные труды. - М., 1995. Т. 1. 4. Архипова, Ю. Ю. Состав, семантика и функционирование лексико-семантической группы глаголов зрительного восприятия: Дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2000. - 197 с. 5. Банкевич В.В. К вопросу о соотношении лексико-семантических и тематических групп // Семантика слова и предложения: межвуз. сб. науч. тр. Л. : Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1985. С. 30 – 35. 6. Быстрова Л.В., Капатрук Н.Д., Левицкий В.В. К вопросу о принципах и методах выделения лексико-семантических групп слов // Филол. науки. 1980. № 6. С. 75 – 78. 7. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М.: Либроком, 2009. - 192 с. 8. Вендина Т.И.Введение в языкознание. – М.: «Высшая школа», 2001г. – с. 146-150. 9. Вердиева, З.Н. Семантические поля в современном английском языке [Текст] / З.Н. Вердиева. - М.: Высшая школа, 1986. - 120 с. 10. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Рус. яз., 1980. 11. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. 12. Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление. - М.: URSS, 2009. 218 с. 13. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка : учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. М. : Высш. шк., 1982. 14. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка. - М.: Высшая школа, 1989. 216 с. 15. Липатов Д.Т. Лексико-семантические группы слов и моносемные поля синонимов // Филол. науки. 1981. № 2. С. 51–57. 16. Семасиологическое исследование в области древних языков. М.М. Покровский – М.: 1986г. – с.82. 17. Современный русский язык: учеб. для филолог. специальностей ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с. 18. Супрун В.И. О лексико-семантических группах слов // Ru?tin?r. 1983. №3. С. 4–6. 19. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в чест на акад. Стефан Младенов. София, 1967. 20. Collin`s New English Dictionary, 1956. 21. Dictionary of Current English, 1990. 22. Longman Dictionary of Contemporary English, 2001. 23. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners (British English), 2007. 24. Oxford Advanced Learner's Dictionary, 2005.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!