Любая политическая система включает в себя центральный институт – государство. Это особая форма политической власти, существующая в обществе. Она обладает определенным суверенитетом. Государство для управления использует целую систему специальных органов. Рассматривая понятие и сущность государства, нужно отметить различия в этих значениях.
Понятие государства подразумевает характерные для него признаки или признаки процессов, происходящих в его структурах. В отличие от этого определения, сущность означает более глубокие свойства и признаки, которые не осознаются органами чувств.
Понятие и сущность государства следует рассматривать более досконально. Долгое время возникали споры по поводу их трактовки. Согласно теории марксизма, государств - это орудие для создания господства в политической сфере, которое имеет тот или иной класс. Поэтому понятие и сущность определялись как подавляющий фактор одного господствующего класса другим.
Как показывает опыт, такое подавление имело место в течение долгого периода. Это связано с тем, что общество не может обеспечить всем своим членам равные возможности и блага.
Возникала и другая версия, которая рассматривала понятие и сущность государства как организацию для реализации общих планов.
Основными признаками государства являются:
- Присутствие публичной власти, которая существует отдельно от общества. Она проявляется в формировании специализированных принудительных учреждений. Эта власть распространяется на всю территорию страны и на все население. К публичной власти относится полиция, армия, тюрьмы, чиновники и другие организации.
- Наличие системы налогов, податей и займов.
- Независимость или суверенитет.
- Правовое законодательство, без которого не может существовать государство. Оно определяет рамки, в пределах которых осуществляются функции государства.
- Монополия на применение силы и других видов физического принуждения. Государство или его органы вправе лишать граждан определенных ценностей, свободы, жизни, если это соответствует действующему законодательству.
- Обязательство представлять общество как единое целое, для защиты его интересов и благ.
Теории государства - это гипотезы, объясняющие причины и обстоятельства возникновения государства, его смысл и характер изменения. Люди очень давно задумались о том, что же представляет собой это явление, для чего необходима столь сложная форма организации общества.
Причины происхождения государства называются самые разные, от фантастических до сводящих все к простейшим психическим реакциям. Такая разность суждений обусловлена, скорее всего, субъективными оценками авторов.
В современной науке существуют следующие основные теории происхождения государства:
1. Божественная (теологическая) теория. Власть дана правителю высшими силами и не подлежит сомнению. Бог создал людей и создал форму власти над ними, поэтому какой бы тиранической она ни была, подданные не вправе ей противиться. Самая ранняя из теорий, возникла на основе мифологически-религиозных представлений.
2. Патриархальная теория. Разработана древнегреческим ученым и философом Аристотелем. Она гласит, что общество - одна большая семья, где правитель (отец) заботится о своих подданных (детях) или наказывает их за непослушание.
3. Договорная теория. Возникла в 4 в. до н. э. в Древней Греции, основатели - школы софистов и эпикурейцев. Данная теория опровергает божественное начало в устройстве государства и объясняет все "механизмами приспособления": в обмен на удовлетворение своих первейших потребностей в защите, еде и спокойном сне люди отдали свою свободу теории государства во власть правителей.
4. Органическая теория. Сравнивает устройство государства со строением живого организма, где граждане - клетки, и от них зависит, как будет функционировать вся система. Виднейший представитель данного течения - Г.Спенсер - считал, что современные государства - это продукт естественного отбора, который оказался жизнеспособнее своих предшественников.
5. Теория насилия. Государства возникают в результате войн и завоеваний, где побежденная нация становится рабствующим классом, а победившая- господствующим. Основные теории происхождения государства насильственным путем разработаны Е.Дюрингом, Л.Гумпловским, К.Каутским.
6. Психологическая теория. Утверждает, что государственный строй и право возникли благодаря особенностям психики человека, ее потребности в подчинении. Основатель - З. Фрейд - объяснял данную потребность символически: когда-то на заре человечества сыновья убили своего жестокого праотца, подавлявшего их сексуальные желания. Движимые чувством вины, они создали себе Бога и правителей, и порядок первобытной орды вновь восстановился. Кстати, другие основные теории происхождения государства вовсе не отрицают психологическую составляющую, однако не придают ей столь большого значения.
7. Теория расового неравенства. Объясняет возникновение государственного порядка тем, что все расы изначально делятся на рабов и рабовладельцев. Данную теорию фашисты использовали для оправдания массового уничтожения "второсортных" народов.
8. Марксистская теория. Объясняет появление государства экономическими причинами: разделение труда привело к появлению классов и частной собственности, и, как следствие, появилась необходимость защиты накопленных материальных ценностей.
Итак, рассмотрев основные теории происхождения государства, можно утверждать, что каждая из них имеет право на жизнь, так как имеет под собой значительные основания и исторические факты.
Истинное происхождение права неизвестно до сих пор. Конечно же, существует множество правдоподобных теорий, однако ни одна из них не принята всеми и каждым.
Рассмотрим наиболее популярные теории происхождения права. Теологическая теория говорит о том, что право, законы являются волей божьей и даются человечеству свыше. Например, подобные суждения были зафиксированы в законах царя Хаммурапи, есть они и в Библии. Главная идея в этой теории – ключевая роль бога. Однако теория ставится под сомнение, поскольку нет никаких доказательств того, что закон писан именно богом, как говорится в Библии. Скорее всего, это лишь истории, которые передавались от взрослых молодежи длительное время. Естественная теория гласит, что человек имеет от природы права. Эти права – позитивное отношение человека к определенным вещам, например, ценность жизни, частной собственности, личной свободы и равенства. Эта теория стала особенно популярной во время просвещения, когда на первое место выступали свобода, равенство и братство. Следовательно, эти ценности и представлялись естественными правами человека, отсюда формировалась и сама теория. При этом в этой теории происхождения права ключевой фигурой был сам человек и совершенно не учитывались факторы, которые влияли на человека и могли гипотетически менять его ценности. Во многом рождение этой теории было направлено в позиционирование против окружающего мира, который имел другие ценности. Теория позитивизма настаивает на том, что право произошло на почве владения ситуацией в стране буржуазным сословием. По сути, предыдущая теория и теория позитивизма – это две противоположные теории происхождения права, которые имеют под собой различную подоплеку. Теория нормативизма более похожа на модифицированный позитивизм. При этом она является сборной, выхваченной частями из разных теорий. За основу было взято два постулата. Первый был истолкован еще Кантом. По нему, все делится на две сферы – бытия и долженствования. При этом действует и нормативная пирамида, которая опирается по иерархии на низшие ступени. Психологическая теория была сформулирована в России. Ее родоначальники утверждают, что именно психология является той сферой, где родилось право. Человеку свойственны переживания, а значит, именно они порождают правовые понятия, образующиеся в психике отдельного человека. По теории солидаризма право было рождено согласно двум причинам. Во-первых, человек не может жить сам. Ему необходимо найти коллектив таких же существ, которые будут жить и трудится вместе с ним. А общий труд и соединяет всех индивидов в солидарное общество – человек не может жить в обществе и быть отдельными от него. Отсюда все поступки должны быть солидарными, то есть с оглядкой на то, как это воспримется всем обществом. Ученые полагали, что такие же мотивы руководят и правом.
Теории происхождения права не стоит воспринимать как единственно верные. Юридическая наука не стоит на месте, а значит, указанные выше теории будут еще претерпевать свои изменения.