Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Педагогика
Страниц
35
Год сдачи
2015
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ2 ВВЕДЕНИЕ3 1.Эстетическое воспитание в историко-педагогическом наследии7 2. Диагностика эстетического воспитания младших школьников16 3. Содержание работы по развитию эстетических представлений у младших школьников в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству22 4. Диагностика развития эстетических представлений у младших школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ36
Введение

Актуальность исследования.Сегодня одной из актуальных проблем образования является духовное развитие личности. В мире этого, особое значение приобретает эстетическое воспитания. Будучи одним из аспектов целостной системы воспитания, ее неотъемлемой составной частью, эстетическое воспитание, как ничто другое, способствует духовному развитию, влияет на формирование эстетического отношение к действительности, активизации творческой деятельности, развитие эстетической культуры личности. Многими учеными подчеркивается, что важное место в эстетическом воспитании детей занимает привлечение их к мировой культуры. Именно это делает развитие внутреннего мира ребенка.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Хабаровске не занимает много времени.


. В жизни ребенка младшего школьного возраста важное значение имеют эстетические чувства: они занимают своеобразное место в ее духовной жизни, специфически влияют на укрепление его моральных взглядов. Практика убедила нас, что как восприятие, так и активная деятельность детей 6-11 лет, связанные со сферой эстетических эмоций, оставляют глубокий след в эмоциональной памяти человека на всю жизнь. Познавая прекрасное, гармоничное в природе, в окружающем среда, в конце концов в творчестве, ребенок младшего школьного возраста с каждым годом ощутимо испытывает чувство наслаждения от прекрасного. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Гадкий отталкивает. Трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками. Для определения эстетически-воспитательного потенциала декоративно-прикладного искусства в педагогическом процессе и его влияния на развитие подрастающего поколения существенного значения приобрели труда, Е. Алтоненко, Е. Антонович, Б. Бутник-Северского, С. Герасимов, П. Говдя, А. Данченко, И. Зязюн, М. Кириченко, Н. Костерин, Ю. Лащук, А. Лещенко, М. Лещенко, Я. Мамонтова, Л. Масол, Н. Мишутина, А. Мслик-Пашаев, Б. Неменський, А. Рудницкая, С. Русова, А. Шестакова, Я. Чепига и многие другие. Авторы отмечали, что предметы декоративно прикладного искусства, которые окружают человека в быту создают особое настроение, вызывают стремление к творчеству, пробуждают у подрастающего поколения яркие образные представления о родной стране, о ее истории, развитие культуры, национальный колорит, способствуют эстетическому воспитанию детей разного возраста [6, с.7]. Все сказанное выше свидетельствует об актуальности проблемы данного исследования, заключается в поиске эффективных путей художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Известно, что сущность эстетического воспитания человека содержится не в знании, а в сложившихся в ней, с самого раннего возраста, глубоких и устойчивых чувств, которые нужно целенаправленно пробуждать и формировать. Народная воспитательная мудрость считает, что активное привлечение детей к народным традициям и обычаям - мощные факторы комплексного воздействия на личность. Богатые идейно-нравственный, художественно-эстетическое содержание различные искусства, ремесла, традиции и обычаи как компоненты этносоциальной народной жизни, воплощают многогранную национальную духовность, которой богаты дети в процессе активной жизнедеятельности [2]. Однако следует отметить недостаточность методического сопровождения этого процесса в массовой школьной практике. Актуальность проблемы и выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Методические основы развития эстетических представлений у младших школьников на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству». Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования– эстетическое воспитаниемладших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Цель исследования– разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме. 1.Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания. 2.Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. Гипотеза - процесс развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста будет успешным, если: а) использовать идеи народной педагогике; б) разработана методика эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства; в) будем учитывать индивидуальные особенности учащихся. Методы исследования для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ обобщения массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально-конструируемых педагогических ситуаций.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило, что развитие эстетических представлений – актуальная проблема теории и практики эстетического воспитания детей. Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей дошкольного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, конструирование. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта народных мастеров для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. В ходе формирующего эксперимента дети получали основные знания в области композиции, формообразования, цветоведения; знакомились с видами глиняных игрушек и их отличительными особенностями. Учащимся предлагались задания и упражнения, направленные на получение знаний в области декоративно-прикладного искусства. В результате проведенного исследования нам удалось показать, что в ходе целенаправленной работы можно повысить уровень эстетической воспитанности младших школьников. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут воспитываться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей.

Список литературы

Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания. – Владимир, 1974. – 135 с. Бабанский Ю.К. Педагогика М.: Просвещение, 2002. — 256 с. Бегак Б. А. Воспитание искусством: для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1981. - 94 с. Гончаров, И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И. Ф. Гончаров. - Москва : Просвещение, 1978. - 160 с. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания; Сфера - Москва, 2013. - 128 c. Калинина А.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. — 2011. — № 1. — С. 46—50. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 175с. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Глазов. гос. пед. ин-т. Глазов, 2003. — 212 с. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование: Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=223 (дата обращения 12.10.2013). Филонова, Ю.А., Анненский, И.Ф. Об эстетическом воспитании/ Ю.А.Филонова, И.Ф.Анненский. //Педагогика М., 2001. - №9. - 105с. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. М.: «Академия», 2002. — 312 с. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В.Н.Шацкая. – М., 1990.-С.-10,13. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства/Т.Я.Шпикалова – М.: Мозаика-Синтез,1997. – 95 с. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство Русского Севера. / Т.Я. Шпикалова. – М., 2005. – 222с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!