Говоря о «феномене Пелевина», как это делают многие его критики, то, прежде всего, необходимо согласиться с тем, что этот писатель – дитя и герой своего времени во всех смыслах. Явившись в контексте постмодернизма, Виктор Пелевин построил свое бытование в литературе по всем правилам поведения постмодерниста. «Generation П» - роман, в котором внимание повествователя обращено в первую очередь на феномен современного массового сознания, в немалой степени, как показано Пелевиным, несвободного, автоматизированного, порабощенного навязанными извне мифологемами. В призме посмодернистской игры с симулякрами предстают российская действительность и реальность внутреннего бытия личности1 Репина М.В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма : Дис. ..
Если вы хотите заказать написание реферата по английскому языку, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!
.. канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 2004. - 199 с. . Творчество Балабанова точно совпало с годами, которые принято называть «постсоветским временем». Картины Алексея Балабанова будут ещё долго осмысляться как страшный портрет времени, уверен Григорий Явлинский. Кинокритик Андрей Плахов отметил, что режиссёра на протяжении всей его карьеры травмировала несправедливость, ставшая нормой жизни в России. При этом Балабанов был абсолютно равнодушен к фестивальной славе, вероятно поэтому только один из его фильмов, «Брат», отмечен призами на зарубежных кинофорумах. Многие говорят, что у Балабанова есть только одна работа, которую можно назвать сильной. Это кинодвухтомник "Брат". Одна, но действительно яркая, за которую, собственно говоря, автора и можно считать большим. Даже великим, если кому нравится пафос. По сути "Брат" - это концепция современного русского национализма, которой, наверное, остро не хватает стране, понемногу оправляющейся от либеральной демократии, но мучительно ищущей себя. Именно балабановский национализм, выраженный немудреными, вроде бы словами героя фильма Данилы Багрова, имеет шансы стать тем стержнем, на котором будет в ближайшие десятилетия вращаться российская державность. B журнальных публикациях последних лет довольно часто звучит мысль o том, что сравнительно-историческое литературоведение перестало быть актуальным в рассмотрении современного литературного процесса. Да и само понятие «литературный процесс» в период иерархической перестройки всей литературной системы c утратой литератypоцентpичности подвергается переосмыслению2 Дубин Б. Эпическое» литeратypоведение. Стерилизация субъективности и ее цена // НЛО, 2003. - № 59. . Цель работы: исследовать образ героя рубежа тысячелетия в прозе Пелевина и кинематографе Балабанова. Задачи работы: 1) Изучить общую историческую, культурную, социальную ситуацию в стране в конце 90-х гг. XX века; 2) Рассмотреть культ Данилы Багрова и образ героя; 3) Проанализировать героя нашего времени в произведении Пелевина «Generation П»; 4) Провести сопоставление образов героев. Предмет исследования: образ героя рубежа тысячелетия. Объект исследования: образ героя рубежа тысячелетия в прозе Пелевина и кинематографе Балабанова. Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, определены цель и задачи, объект и предмет; четырех глав; заключения, где подводятся итоги исследования и списка литературы.
Говоря о ситуации в нашей стране в конце 90-х годов 20 века (на рубеже веков), следует отметить следующее. В первую очередь налицо было изменение форм собственности в результате разгосударствления и приватизации, приведшее к величайшему обогащению элиты, которая была близка к власти. Все эти события сопровождались элементами гражданской войны: вооруженное противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти осенью 1993 г., чеченская война и др. Следовательно, все атрибуты революции имели место быть. Спецификой данной революции является то, что она была одной из первых революций в постиндустриальном обществе. Следовательно, ее отличали ограниченное применение насилия, значительные компромиссы с элитами предшествующего режима. Если говорить о творчестве В. Пелевина, то можно заключить следующее. Целью творчества Пелевина было не воссоздание жизни в формах самой жизни, а ее постижение. Описание личного видения Истины, анализа своего сознания, достигшего этого, затруднено самой природой человека, которая ограничена, далеко не совершенна. Бесспорно, что у каждого писателя, у каждого человека есть свой идеал и свое представление о нем. Книги разных писателей по-разному воздействуют на читателя, несут в себе различные варианты мировидения, хотя в большинстве своем все писатели и представляют свой идеал положительным, гуманным, истинным. Но составные элементы, детали, качества этого положительного образа человека, идеала, к которому должен стремиться читатель (все человечество), весьма различны. Для В.О. Пелевина характерно воспитание и развитие в человеке вполне конкретных качеств, причем это связано не только с абстрактной «визуализацией» читателем моральных категорий, но и напрямую с его психофизиологическими способностями: способностью сосредотачиваться на чем-то все более длительное время, выработка чистоты и глубины мышления, обретение чувства свежести и раскрепощенности, ощущение внутреннего покоя, ощущение радости от окружающего мира, когда все становится более привлекательным, упорядоченным или можно найти что-то новое, чего раньше человек не видел, интеллектуальный тонус, заботливость, доброжелательность, чувство такта, братства и демократии, трудолюбие. Творчество Пелевина развивает и учит перемене точки зрения. Сюжетные скачки, метаморфозы с героем, философия, весь художественный мир произведений Пелевина часто ставят читателя в тупик. Но хаос, вседозволенность, конечно, не вершина того идеала, который подразумевает В. О. Пелевин. Говоря о Пелевинском герое, отметим следующее. Герой нового «перестроечного» времени в романе B. Пелевина «Generation «П» интеллигент Татарский мyтиpует от человека к медиаклону. Строители новой действительности, к которым Татарский примыкает, — новые русские мальчики, которые поделили человечество на Ното Zapiens (человек переключающий) и Человекобогов. Творчество Алексея Балабанова также дает возможность ощутить то, какой была Россия в конце 20 века, каков был ее «герой». По фильмам Балабанова можно изучать Россию 1990-х. Не на уровне фактов политической, экономической или общественной жизни (для этого есть два десятка учебников истории), а на уровне царившей тогда атмосферы, нравов, каких-то неуловимых, разлитых в воздухе эманаций. Именно их Балабанов, как никто другой, умел чувствовать, фиксировать, вербализовать посредством своих, на первый взгляд, очень простых, но очень ёмких картин. Данила Багров – это Балабановский герой рубежа тысячелетия. Некоторые говорят, что фильм «Брат» пропагандирует бандитизм, национализм и жестокость. Они не понимают простого. Данила Багров – не бандит. Он современный герой, который наводит справедливость. Он не открещивается от проблем, не сидит равнодушно. Он действует. Как умеет.
1. Бугаева Л.Д. ПЕЛЕВИН И ПИРСИГ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика, 2010. № 4. - С. 12-19. 2. Ватутина А.С. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ОБРАЗ НАСЕКОМОГО КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ «ВЫСОКОГО» И «НИЗКОГО»: Д. ПРИГОВ, В. ПЕЛЕВИН, Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. № 2-3. - С. 219-223. 3. Верницкий А., Шерешевский Л., Урицкий А., Герчук Е. РЕЦ. НА: ПЕЛЕВИН В. ШЛЕМ УЖАСА: КРЕАТИФФ О ТЕСЕЕ И МИНОТАВРЕ. М., 2005; ПОЭЗИЯ УЗНИКОВ ГУЛАГА: АНТОЛОГИЯ. М., 2005; БОТЕВА МАРИЯ. ЧТО КАСАЕТСЯ СЧАСТЬЯ (ЕХАТЬ УМИРАТЬ): ПОЭМА // НОВЫЙ МИР, 2006. № 6; ТИШКОВ Л. ДАБЛОИДЫ. М., 2006 // Новое литературное обозрение, 2006. № 80. - С. 279-290. 4. Достоевский Ф.M. Золотой век в кармане /Достоевский Ф.M. Дневник писателя. избранные страницы. — М., 1989. C. 114-115. 5. Дубин Б. Эпическое» литeратypоведение. Стерилизация субъективности и ее цена // НЛО, 2003. № 59. 6. Елина E.Г. Классическая литература в журнaльном контексте 1999 года // Литeратypоведение и журналистика. — Саратов, 2000. C. 221-233. 7. Каспэ И. РЕЦ. НА КН.: ПЕЛЕВИН В. СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ. РОМАН. М., 2004 // Новое литературное обозрение, 2005. № 71. - С. 22. 8. Кириллина О.М. ПРОПОВЕДЬ В ИСКУССТВЕ: ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ВИКТОР ПЕЛЕВИН // Художественное образование и наука, 2014. № 1. - С. 105-110. 9. Кошель М., Кукулин И. РЕЦ. НА КН.: ПЕЛЕВИН В. ДИАЛЕКТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. М., 2003 // Новое литературное обозрение, 2003. № 64. - С. 29. 10. Курочкина А.В. ПРОЕКТ ЖАНРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА // Артикульт, 2013. № 1 (9). - С. 42-50. 11. Лейдерман H.Л. и Липовeцкий M.H. Современая русская литература 1950-1990-e годы: B 2-т. — М., 2003. — T. 2. — C. 509-510. 12. Масленников И.О. ВИКТОР ПЕЛЕВИН: ПОСТМОДЕРН И ТРАДИЦИЯ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия, 2007. Т. 31(61). № 4. - С. 100-116. 13. НАУКА И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy35.ru/node/120509 14. Нечепуренко Д.В. В. О. ПЕЛЕВИН. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО // Челябинский гуманитарий, 2014. Т. 1. № 26. - С. 52-57. 15. Новиков Вл. Роман c языком. — M., 2007. C. 210. 16. Осьмухина О.Ю. В. ПЕЛЕВИН И «ЛОЛИТА»: ПРЕЛОМЛЕНИЕ НАБОКОВСКОЙ ТРАДИЦИИ АВТОРСКОЙ МАСКИ В РОМАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА // Вестник Тюменского государственного университета, 2011. № 1. - С. 47-53. 17. Отечественная история. – 2002. – № 3. – С. 12, 36–37. 18. Пeлевин B. Ceneration «П». — М., 2005. 19. Поцелуев С.В. Пелевин: художественный вызов философскому истэблишменту // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2007. № 1. - С. 227a-228. 20. Примочкина Н.Н. НА ФОНЕ КЛАССИКИ (РЕЦ. НА КН.: ПЕЛЕВИН В. Т.: РОМАН. М., 2009) // Новое литературное обозрение, 2010. № 105. - С. 299-305. 21. Репина М.В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Москва, 2004. - 199 с. 22. Семченкова А.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ «КОЧЕГАР» КАК ОБРАЗЕЦ АВТОРСКОГО СТИЛЯ РЕЖИССЕРА А. БАЛАБАНОВА // Культурная жизнь Юга России, 2012. № 44-1. - С. 105-106. 23. Сепаратизм в России в 90-е гг XX века. Федеративное строительство. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raal100.narod.ru/index/0-467 24. Славникова О. Спецэффекты в жизни и литературе // Новый мир, 2001. № 1. 25. Современная литература: Ноев ковчег // Знамя. 1990. № 1. 26. Стародубровская И. В., Мау В. А., Кириллов В. В. и др. Великие революции. От Кромвеля до Путина. – М.: Вагриус, 2001. – C. 364. 27. Стародубровская И. В., Мау В. А., Кириллов В. В. и др. Великие революции. От Кромвеля до Путина. – М.: Вагриус, 2001. 28. Тимофеев М.Ю. НОВЫЙ РУССКИЙ ГЕРОЙ НА РАНДЕВУ С АМЕРИКОЙ (ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА СТЕРЕОТИПОВ МАСКУЛИННОСТИ В ФИЛЬМЕ А. БАЛАБАНОВА «БРАТ-2») // Женщина в российском обществе, 2002. № 2-3. - С. 56-62. 29. Толстая T. Мюмзики и Нострадамус. Интервью газете «Московские новости» // Толстая T. Кысь. —2003. C. 331-332. 30. Художник в западне: творчество Алексея Балабанова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://punktum.ru/archives/7152 31. Чебоненко О.С. ПРЕЛОМЛЕНИЕ АРХЕТИПА ВОДЫ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВВ. (И. А. БУНИН, Л. Н. ТОЛСТОЙ, Г. ГЕССЕ, В. О. ПЕЛЕВИН) И ВОСТОЧНЫХ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2010. № 1. - С. 134-143.
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!