Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Личностные особенности стрессоустойчивости женщин-военнослужащих

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Предмет
Психология
Страниц
40
Год сдачи
2015
Оглавление
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЖЕНЩИН -ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 8 1.1 Общая характеристика личности женщины – военнослужащего 8 1.2 Исследование феномена «стрессоустойчивости» 13 1.3 Стрессоустойчивость как значимое качество военнослужащих 19 Выводы по главе 1 21 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЖЕНЩИН - ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 23 2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 23 2.2. Исследование личностных особенностей стрессоустойчивости женщин - военнослужащих 26 2.3. Выявление различий между личностными особенностями стрессоустойчивости женщин – военнослужащих и представительниц других профессий 32 Выводы по главе 2 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...38
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается значительное повышение роли, которую выполняют женщины, как в обществе в целом, так и в частности, в развитии отечественной армии. Об этом свидетельствует появление стойкой тенденции к приросту женщин – военнослужащих, а также набор женщин на службу по контракту, вследствие чего Россия вышла на третье место по уровню феминизированности армии в мире. Включение женщины в военно – социальную среду обуславливает необходимость ее межличностного взаимодействия в традиционно мужском воинском коллективе, в ходе которого женщина может испытывать стрессовые ситуации, связанные с ее гендерной принадлежностью.


Хотите узнать сколько стоит заказать курсовую работу в Казани ? Рассчитайте на нашем онлайн-калькуляторе.


. Стресогенность профессиональной среды женщин – военнослужащих связана, в первую очередь, с тем, что они становятся субъектом особого внимания со стороны личного воинского состава, своего рода примером для подражания и образцом поведения в армейском социуме. Кроме этого, ряд трудностей и препятствий, которые возникают у женщин – военнослужащих, оказывают значимое влияние на особенности их адаптации в профессиональном коллективе, профессиональное развитие и карьерный рост, а, значит, общее морально-психологическое личного воинского состава. Перечисленные выше социальные ситуации требуют от женщины – военнослужащей определенного уровня сформированности личностных качеств, среди которых одним из наиболее важных можно назвать способность к противостоянию стрессам, как профессиональным, так и личностным. Уровень проявления данного качества во многом будет обуславливать эффективность осуществления профессиональной деятельности, показатели уровня социально – психологической адаптации в среде военнных, имидж и статус в глазах сослуживцев. На сегодняшний день исследование проблематики стресса и стрессоустойчивости получило достаточно широкое распространение в психологической науке. Так, в работах Р. Лазаруса, Г. Селье, Э. Гельгорна, Дж. Лофборроу, В. В. Суворовой, Н. И. Наенко, П Б. Зильбермана, А. Б. Леоновой, А. М. Столяренко представлено теоретическое рассмотрение понятия «стресс», его видов, факторов, влияния, которое оказывает стресс на психику человека. Общее содержание понятие «стрессоустойчивость», его виды рассматриваются в работах таких авторов как В. М. Писаренко, О. А. Черникова, Е. А. Милерян, Б. Х. Варданян, В. А. Бодров, А. А. Обознов, В. Л. Марищук, Л. М. Попова, Ф. Р. Филатов, О. С. Васильева, А. А. Китаев - Смык. Рассматривается специфика стрессоустойчивости и в контексте социального положения личности, ее возрастных и профессиональных характеристик. Так, изучена стрессоустойчивость школьников (И. В. Малышев), студентов (А. Л. Церковский, Р. Ф. Акжигитов, Т. В. Истомина, Т. В. Карамышева, О. И. Солодовникова, Н. Ю. Коневалова, И. В. Городецкая, И. А. Курсяев, М. Ю. Питкевич), спортсменов (Д. В. Пухняк, А. В. Г. Абушкевич, Н. Мингалев, С. К. Багадирова, С. В. Кочеткова, А. И. Кондулинский), а также представителей различных профессий, таких как педагоги, пожарные, работники железнодорожного транспорта, артисты, сотрудники МВД и МЧС, представители других профессий (А. В. Сметанин, Е. С. Гулай, Д. А. Оконов, М. М. Калашникова, Э. В. Максимова, П. П. Патахов, К. А. Холуева, Ф. У. Абдулов, И. В. Саргина, Т. И. Шевченко). Проблематике стрессоустойчивости у военнослужащих посвящены работы таких исследователей как А. А. Щербак, П. А. Дербин, П. П. Патахов, А. Н. Серов, в работе Т. М. Ятамановой, А. Н. Ятаманова, А. В. Лобачева представлены результаты оценки стрессоустойчивости женщин, проходящих военную службу. Однако, исходя из того, что содержание специфической профессиональной деятельности женщины в военных структурах постоянно изменяется, мы находим существующие исследования, посвященные проблематике стрессоустойчивости женщин – военнослужащих, недостаточными. Исходя из названных обстоятельств, мы можем сформулировать проблему исследования стрессоустойчивости женщин – военнослужащих как крайне актуальную и значимую в психологической науке. Изучение личностных особенностей стрессоустойчивости женщин – военнослужащих позволит расширить знания о стрессоустойчивости сотрудников военной сферы, а также о специфике осуществления профессиональной деятельности женщины – военнослужащей, что в дальнейшем позволит осуществить разработку комплексных программ по повышению уровня стрессоустойчивости у представительниц данной профессии, профилактику эмоционального выгорания, совершенствовать содержание профессиональной деятельности в соответствии с гендерными особенностями. Цель исследования: выявить личностные особенности стрессоустойчивости женщин – военнослужащих. Теоретические задачи исследования: 1) Проанализировать специфику осуществления профессиональной деятельности женщины – военнослужащего. 2) Рассмотреть ключевые личностные особенности военнослужащих женщин. 3) Произвести теоретический анализ понятия «стрессоустойчивость». 4) Провести оценку роли стрессоустойчивости в осуществлении профессиональной деятельности. 5) Рассмотреть специфику стрессоустойчивости у женщин – военнослужащих. 6) Сформулировать соответствующие выводы. Эмпирические задачи исследования: 1) На основе осуществленного теоретико-методологического анализа осуществить подбор соответствующий целям исследования методический инструментарий. 2) Эмпирически исследовать личностной стрессоустойчивости женщин – военнослужащих. 3) Выявить различия в специфике личностной стрессоустойчивости женщин – военнослужащих и женщин – представителей других профессий. 4) Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования. Объект исследования: стрессоустойчивость женщин – военнослужащих. Предмет исследования: личностные особенности стрессоустойчивости женщин – военнослужащих. Гипотеза: существуют определенные различия в проявлении личностной стрессоустойчивости женщин – военнослужащих и женщин – представителей других профессий. Методологическая основа исследования: Методологическую основу исследования представили работы таких авторов как, Г. Селье, Р. Лазаруса, Э. Гельгорна, Дж. Лофборроу, В. В. Суворовой, Н. И. Наенко, П Б. Зильбермана, А. Б. Леоновой, А. М. Столяренко, посвященные исследованию проблематики стрессоустойчивости, а также положения В. М. Русалова, М. С. Еговорой, А. Г. Маклакова, О. В. Перфиловой, в которых представлены психологические особенности осуществления профессиональной деятельности военнослужащих и ее индивидуально – личностные различия. Для решения поставленных нами теоретических и эмпирических задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы: 1) обобщение и анализ литературных источников; 2) методы сравнения и классификации данных; 3) методы сбора информации – тестирование; 4) методы статистической обработки – описательная статистика, оценка достоверности различий по t-критерию Стьюдента. 5) методы интерпретации полученных данных. Методики исследования: 1. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS), С. Хобфолла в адаптации Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. 2. Методика для выявления склонности личности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» Ю. А. Баранова. 3. Тест на уровень профессионального стресса И. М. Тыртышникова, Т. Д. Азарных. Эмпирическая база исследования. В данном исследовании приняли участие женщины – военнослужащие в количестве 29 человек, и женщины – представители других профессий в количестве 29 человек, в возрасте от 25 до 45 лет. Структура курсовой (дипломной) работы: Курсовая работа включает из общую характеристику работы, две главы, заключение, список используемой литературы (33 источника). В тексте работы содержится 5 таблиц и 4 рисунка.

Заключение

Целью нашего исследования было выявление личностных особенностей стрессоустойчивости женщин – военнослужащих. Для достижения поставленной цели нами был поставлен ряд теоретических и эмпирических задач. Для изучения проблемы стрессоустойчивости женщин – военнослужащих мы провели теоретический анализ заявленной проблематики, в ходе которого рассмотрели специфику профессиональной деятельности женщины – военнослужащего, обусловленные этой деятельностью личностные особенности. После этого нами было рассмотрено понятие «стрессоустойчивость», произведен его анализ с точки зрения различных теоретических концепций, выявлены основные компоненты, раскрыта роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности. Рассматривая значимость стрессоустойчивости в профессии военнослужащего, мы пришли к выводу о том, что профессия военнослужащего является достаточно стресогенной, что обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Кроме этого, мы отметили недостаточное количество исследований по данной проблематике, в частности, исследований, посвященных стрессоустойчивости женщин – военнослужащих, что и обусловило актуальность нашего исследования. Для проведения эмпирического исследования нами была сформирована выборка испытуемых, осуществлен подбор комплекса диагностических методик с учетом специфики исследуемой проблематики. В ходе проведенного эмпирического исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что существуют специфические личностные особенности стрессоустойчивости женщин – военнослужащих. Так, их профессию можно отнести как такую, которая является источником высокого уровня профессионального стресса, однако, женщины – военнослужащие в то же время лучше, чем представительницы других профессий, способны справляться с возникающими стрессовыми ситуациями, предпочитая при этом делать это самостоятельно, без привлечения поддержки окружения, используя, преимущественно, агрессивные стратегии. Полученные результаты свидетельствуют о сильном влиянии, которое, безусловно, оказывает выбор профессии военнослужащего на личность женщины. По нашему мнению, на современном этапе женщины, служащие в армии, нуждаются в разработке индивидуального подхода, учитывающего их психологический личностные особенности, и помогающего наиболее полно раскрыть свои качества в данном виде деятельности. Результаты нашего исследования могут быть использованы для расширения существующих теоретических представлений о психологии военнослужащих, в частности, женщин, дополнения понятия о стрессоустойчивости и ее профессиональной дифференциации, а также в работе специализированных психологических служб с целью оптимизации уровня профессиональной деятельности женщин в военных структурах.

Список литературы

1. Адикебян Н. О. Военное измерение гендера // Научные проблемы гуманитарных исследований. - № 13. – 2008. – с. 1 – 9. 2. Банников В.В. Влияние социально-психологического компонента стрессоустойчивости на эффективность осуществления деятельности персонала организации: М., 2003. 156 с. 3. Баранов А.А., Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии – 1997 - № 1. 4. Бендакс В.Т. Гендерная психология. СПб., 2005.. – 452 с. 5. Бодров В. ВотА. Психологический стресс, его развитие и преодоление. М.:, 2006. - 352 с. 6. Бодров В. А.вот Психологический стресс: развитие учения, современное состояние проблемы. М., 1995. 7. Бусыгина И. С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестник Южно – Уральского государственного университета. Серия: психология. - № 2. – 2013. – с. 93 – 98. 8. Грановская Л. М. Элементы практической психологии. СПб., 2000. - 237 с. 9. Гуренкова Т. Н., Елисеева И. Н., Кузнецова Т. Ю. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие 10. Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение войск и органов Пограничной службы России. - М.: 2001. 470 с. 11. Дербина П. А. Социально – психологическая технология формирования стрессоустойчивости у военнослужащих // Успехи современного естествознания. - № 6. – 2012. – с. 213 - 215 12. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого – педагогическая диагностика делиенквентного поведения «трудных» подростков. – СПб, 2010. – 316 с. 13. Жуков А. М. Стресс в жизни офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации // Мир психологии. № 4. – 2008. – с. 76 – 86. 14. Катунин П. А. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246. 15. Ли Хи Канг. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека.: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. – М.: РГСУ, 2005. С. 26. 16. Лозгачева В.О. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации. Диссертация кандидата психологических наук: Екатеринбург , 2004. С. 158. 17. Метляева Е. В. Особенности социально – психологических факторов профессионального стресса женщин – военнослужащих // Армия и общество. - № 2. – 2011. – с. 34 – 38. 18. Приступа И. В. Возрастные особенности использования механизмов психологических защит военнослужащими по призыву как детерминанты социально – психологической адаптации в условиях армии // Армия и общество. - № 1. – 2011. – с. 27 – 32. 19. Раннала Н.В., Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009. - С. 13-31. 20. Рыков Л.С. Профессиональное воспитание женщин - военнослужащих: монография. М.:, 2002. 21. Рыков Л.С. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих ВС РФ: автореферат доктора педагогических наук. М. - 2003. 22. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979 23. Сергеев М. Ю., Артифексов С. Б. Современные аспекты сексуально – репродуктивного поведения женщин – военнослужащих // Медицинский альманах. - № 6. – 2011. – с. 14 – 17. 24. Серов А. Н. Теоретические аспекты воспитания стрессоустойчивости у курсантов военных вузов // Известия Рос. Гос-го педагогического университета. - № 60 – 2008. – с. 452 – 456. 25. Суворова В.В. Психологическая профилактика стресса. - М.: Педагогика. 1985. - 208 с. 26. Худайназарова Д.Р., Холодкова Л.А. Военнослужащие – женщины в инновационном процессе военного вуза: гендерный аспект. СПб., 2010.- 216 с. 27. Худайназарова Д. Р. Концептуальные модели социальной идентификации женщин – военнослужащих в образовательном процессе военного ВУЗа // Теория и практика общественного развития. - № 6. – 2014. – с. 78 – 82. 28. Худайназарова Д. Р., Громова А. А. Профессиональная идентичность военнослужащих - женщин // Теория и практика общественного развития . - № 5. – 2015. – с. 149 – 152. 29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер, 2005. 30. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - № 1. – 2011. – с. 1 – 14. 31. Шамиева В. А. Адаптация и проявление агрессивности у военнослужащих по призыву // Всетник Томского государственного педагогического университета. - № 2. – 2009. – с. 124 – 128. 32. Щербак А. А. Стрессоустойчивость в экстремальных условиях как проблема психологического здоровья военнослужащих // Социально – экономические явления и процессы. - № 11. – 2012. – с. 367 – 372. 33. Ятманова Т. М., Ятманов А. М., Лобачев А.В. Оценка стрессоустойчивости женщин-военнослужащих // Здоровье – основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения. - № 1. – 2011. – с. 520 – 523.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!