В современной психологии воображение является предметом активного изучения. Многими исследователями отмечается его крайне важная роль для различных видов деятельности человека – художественной, научной, литературной, а также в достижении творческого успеха. Воображение рассматривается в качестве особого, промежуточного свойства, находящегося между восприятием, мышлением, памятью. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно - психологических качеств личности, таких как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.
Хотите курсовой проект заказать во Владивостоке ? Используйте сайт Work5.
. Проблема происхождения и развития воображения достаточно широко освещена в отечественной и зарубежной литературе. Так, Ж. Пиаже и З. Фрейд считают, что развитие воображения у человека имеет физиологическую основу и связано с созреванием определенных структур, при этом механизмы воображения являются обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками. К. Коффка, Р. Арнхейм рассматривают появление воображения в ходе биологического созревания индивида, и объясняют его воздействием таких механизмов, как внешние и внутренние факторы. В работах Т. Рибо и А. Бэн происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта, который авторы рассматривают через призму его непрерывных трансформаций, таких как ассоциации и накопление полезных привычек. Значительное место занимают исследования, посвященные изучению процесса воображения, и в отечественной психологии, в частности, у детей. Большинством авторов, таких как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин генезис воображения в детском возрасте рассматривается в ключе развития игровой деятельности ребенка. Важная роль в развитии этого явления отдаеттся также творческим видам деятельности, таким как занятия музыкой, изобразительной, художественно – литературной деятельностью, конструированием. В свою очередь, С. Л. Рубинштейн посвящает большое количество исследований изучению общих механизмов воображения, как физиологических, так и психологических, в то время как проблематика индивидуальных особенностей этого явления им практически не рассматривается. А. В. Запорожец в своих исследованиях доказал взаимосвязь освоения детьми разнообразных средств и развития психических функций, в том числе и воображения. Им также акцентируется внимание на крайне важной значимости постоянного развития и тренировки воображения для предупреждения снижения творческих возможностей личности. Так же, рамках психологических исследований данная тема освещалась в трудах таких психологов как Е. Я. Басин, А. В. Брушлинский, А. Я. Дудецкий, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон, О. М. Дьяченко, Р. С. Немов. Становление мотивационной сферы ребенка также является одной из важнейших проблем психологии и педагогики. Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. А. Менчинская, А. К. Макарова, М. Р. Гинзбург, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер и ряд других авторов уделяют большое внимание изучению формирования мотивации в младешем школьном возрасте, рассматривая ее как будущую основу для профессиональной направленности личности. Необходимость развития у школьников внутренней мотивации, обладающей наибольшей побуждающей силой, рассматривают в своих работах Б. В. Беляев, С. М. Бондаренко, К. Н. Волков, Н. Д. Гальская, Н. И. Гез, К. М. Гуревич, Е. П. Ильин. А. А. Леонтьевым и И. А. Зимней выдвигаются теоретические положения, согласно которым в качестве внутреннего мотива деятельности ребенка выступает коммуникативно – познавательная потребность, а мотивационная сфера личности нуждается в специальном формировании. Для решения этой задачи авторами предлагается создание в педагогическом процессе ситуаций, стимулирующих у учащихся возникновение и развитие коммуникативно – познавательных потребностей. Е. И. Киричук, Т. А. Матис, М. В. Матюхина, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман раскрывают в своих работах стимулирующую роль социальных мотивов сотрудничества в формировании положительного отношения к учебе у детей. Несмотря на достаточно большое количество теоретических разработок, посвященных проблемам мотивации и воображения у младших школьников, на сегодняшний день наблюдается недостаточное внимание школы к формированию этих качеств у детей. Это обусловлено, во-первых, неоднозначной трактовкой вышеописанных понятий в различных источниках, отсутствием четкой единой формулировки. Во-вторых, сложность составляет и комплексность данных понятий, следствие которой они могут рассматриваться и как компоненты личности, и как компоненты деятельности. Таким образом, современная психологическая наука характеризируется появлением новых тенденций к изучению процессов воображения и мотивации, важнейшей из которых является необходимость всестороннего рассмотрения их взаимосвязи с другими индивидуально – психологическими качествами личности. В то же время, воображение как фактор продуктивности деятельности не изучалось. Остается невыясненным его значение в осознании мотивов и мотивации деятельности. Не определена роль воображения в обеспечении продуктивности отдельных этапов деятельности. В связи с этим возникает необходимость организации специальной работы, направленной на изучение взаимосвязи воображения, эмоциональной насыщенности его образов, способов построения образов воображения и продуктивности деятельности, что и обуславливает актуальность нашей работы.
Воображение - это психический процесс, который, по мнению большинства исследователей, представляет собой создание новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение – это особая, уникальная форма человеческой психики, стоящая отдельно от других психических процессов и одновременно с этим занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение это всегда результат креативного мышления человека. Воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытие нового являются не-обходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов. Важным способом познания окружающей действительности в младшем школьном возрасте является обучение в школе. Именно этот период является также ключевым и в развитии творческого мышления ребенка, уровня его воображения. От того, насколько ученик мотивирован на получение знаний, будут зависеть его дальнейшие успехи в школьном обучении, а также взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Проанализировав взаимосвязь воображения и учебной мотивации учеников младших классов, мы пришли к выводу, что между этими явлениями существует взаимосвязь. Для учеников с развитым воображением характерен более высокий уровень школьной мотивации, и наоборот, ученики, имеющие низкий уровень воображения, обладают уровнем мотивации ниже среднего или даже склонны к проявлениям школьной дезадаптации. Полученные результаты свидетельствуют о крайне важном значении воображения в развитии личности ребенка и эффективности школьного обучения. Формируясь в младшем школьном возрасте, воображение дает толчок дальнейшему всестороннему и творческому развитию личности, что способствует усвоением учеником новых, эффективных подходов к запоминанию школьного материала и овладению наиболее рациональными подходами в организации учебной деятельности. Результаты, которые были получены нами в ходе исследования, нуждаются в расширении и доработке. Так, представляет интерес анализ причин снижения уровня воображения среди учеников младших классов, его взаимосвязи с другими психологическими явлениями. Кроме этого, требует осо-бого внимания исследование специфики мотивационного компонента учени-ков, обладающим очень высоким, или, наоборот, очень низким уровнем воображения. В качестве перспективы для дальнейших исследований можно обозначить исследование индивидуально – психологических особенностей учеников, имеющих низкий уровень школьной мотивации или школьную дезадаптацию. Данные исследования расширяют существующие теоретические представления о мотивации учебной деятельности и учении о воображении, его взаимосвязи с другими психологическими характеристиками. Они могут быть использованы в педагогике, психологии для улучшения средств индивидуально – психологической работы с учащимися, повышения качества учебного процесса, эффективности используемых в работе педагогов подходов и разработке новых
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. - 157с. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999. - 305с. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология :Учебное пособие . М .: Гардарики , 2003. - 480 с Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2007. - 192с. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Норма-Инфра, 1999.- 624с. Зеньковский В.В. Психология детства./Под ред. П.В. Алексеева.-М.: Школа-Пресс, 1996.- 336с. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. – 368 с. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.//Психологический журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2001, №5.- с.57-68. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.:Питер,2006. - 507с. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника - М.:Просвещение, 1976 . - 206с. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксма-Пресс,1999.- 352с. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.:Просвещение., ВЛАДОС, 1995.- 576с. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. –М.: Академия, 2000.-512с. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. –М.: Знание, 1982.- 96с. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. - 304с. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1. - М.: Владос . - 383с. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.//Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение, 1993, №10.- с.69-72. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. - 356с. Фридман Л.М. Психология детей и подростков - М.: Издательство института психиатрии,2004. - 478с. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 855с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. - 608с. Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. - С.23-59. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - С. 28-49 Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб пособие - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998.-458с. Приложение А Сырые баллы испытуемых по методикам диагностики учебной мотивации (анкета Н. Лускановой) и воображения (тест Торенса). № п/п Воображение (тест Торенса) Мотивация (анкета Н. Лоскутовой) 1 30 14 2 66 25 3 35 12 4 65 20 5 32 8 6 61 22 7 40 11 8 57 28 9 50 12 10 34 6 11 70 30 12 53 21 13 52 20 14 61 11 15 37 8 16 42 10 17 45 15 18 35 8 19 54 18 20 38 7 21 68 27 22 39 4 23 47 16 24 38 10 25 61 14 26 37 12 27 47 30 28 36 12 29 36 11 30 31 9 31 38 16 32 37 14 33 34 11 34 32 15
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!