Учись на 5!
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой для посещения офиса необходимо записаться по телефону.
Вход только в медицинской маске.

Жизненный цикл проекта: фазы, стадии, этапы

Тип работы
дипломная работа
Группа предметов
Менеджмент
Предмет
Управление
Страниц
70
Год сдачи
2015
Оглавление
Введение 3 1. Теоретические положения управления проектом 7 1.1 Понятие «проект» и его основные характеристики 7 1.1.1 Стратегия и цели управления проектами 8 1.1.2 Классификация проектов 11 1.1.3 Функции управления проектами 14 1.1.4 Специфика формирования команды проекта 18 1.1.5 Управление рисками проекта 20 1.2 Развитие теории и практики управления проектами 22 1.2.1 Российский опыт управления проектами 22 1.2.2 Зарубежный опыт управления проектами 25 1.2.3 Тенденции и перспективы развития теории управления проектами 28 1.2.4 Проблемы в процессе управления проектами и варианты возможного их решения 31 2. Характеристика жизненного цикла проекта 33 2.1 Модели жизненного цикла проекта 33 2.2 Характеристика стадий (фаз) жизненного цикла проекта 36 2.3 Руководство проектом на протяжении жизненного цикла 39 3. Управление проектами на примере Томского государственного университета 43 3.1 Общая характеристика деятельности учреждения 43 3.2 Характеристика проектов, реализуемых в рамках университета 45 3.3 Организация управления проектами в ТГУ 51 3.4 Процесс управления проектом на примере проекта «Формирование кадрового резерва ТГУ» 58 Заключение 65 Список использованной литературы 69
Введение

В прошлом веке было положено начало формированию методов управления проектами. Прошло уже немало времени и можно сказать, что за данный период понятие управление проектами сформировалось в особую форму знаний и практическую методологию, которая в настоящее время повсеместно применяется в различных областях хозяйственной деятельности, как предприятий, так и человека. На сегодняшний день имеются определенные разработанные стандарты по управлению проектами, на основе которых идет построение процессов как управления проектами, реализуемых в самых разных сферах, так и управлением изменениями в организациях. С каждым годом все больше организаций разных направлений деятельности внедряют проектную модель управления. Однако внедрение данной модели подразумевает возникновение серьезных изменений в привычной деятельности организации. Одним из главных преимуществ модели является оперативное реагирование на изменения внешней среды, однако, успех функционирования проектной модели напрямую зависит от вовлеченности проектной команды в реализацию проекта, от понимания ими проектного подхода, от эффективности коммуникаций между членами команды, как между собой, так и между сотрудниками организации. Поэтому крайне важно активно внедрять методы проектного управления в процесс подготовки управленческих кадров. Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью внедрения проектного управления в организации любых организационных форм и направленностей деятельности. Целью работы является изучение процесса управления проектами на примере Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ). Объектом выпускной квалификационной работы является процесс становления проектной среды в рамках отдельных организаций и страны в целом.


Наши контрольные работы под заказ в Омске выполняются профессионалами.


. Предметом работы является существующая система проектного управления в России. В процессе написания работы были поставлены следующие задачи: 1) изучить теоретические положения проектной деятельности; 2) выявить особенности и изучить историю развития управления проектами в России и за ее пределами; 3) определить тенденции и перспективы теории управления проектами; 4) выделить проблемы, возникающие в процессе проектной деятельности, а также предложить возможные пути по их разрешению; 5) раскрыть понятие жизненного цикла проекта, выделить и характеризовать его фазы; 6) изучить процесс управления проектами на примере одного из проектов Национального исследовательского Томского государственного университета В процессе написания работы было использовано множество информационных источников, таких как нормативная база Университета, специализированные учебные пособия, конспекты лекций и статьи ведущих преподавателей дисциплин «Проектный менеджмент». В ходе работы были осуществлены неоднократные визиты в Офис стратегического управления ТГУ для получения более подробной и достоверной информации от сотрудников, непосредственно занимающихся подготовкой и контролем университетских проектов. Также проектным офисом была предоставлена необходимая информация для написания практической части выпускной квалификационной работы. Обработка материала сопровождалась с использованием метода прогнозирования – в случае заключения выводов на основе выдвинутых аспектов по тому или иному вопросу – например, касаемо вопроса о способах решения проблем проектного управления; метода анализа – в случае, когда в предмете исследования выделялись составные части, которые изучались в последующих пунктах. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен понятию стратегии и целям управления проектами. Также приведена подробная классификация проектов в зависимости о того или иного признака. Затем приведены функции проектов с подробным описанием каждой из них. Предпоследний пункт данного раздела посвящен процессу формирования проектной команды и особенностям, сопровождающим данный процесс. Завершает первый раздел первой главы пункт, посвященный управлению рисками проекта. Во втором разделе представлен обзор истории развития теории управления проектами в России, а также опыт зарубежных стран. Кроме того, здесь рассмотрены тенденции и перспективы развития теории управления проектами, а также проблемы в процессе управления проектами и варианты возможного их решения. Вторая глава посвящена большой теме в сфере проектного управления – раскрывает понятие жизненного цикла проекта, а именно выделены модели жизненного цикла проекта, оглашены и характеризованы стадии цикла, также уделено внимание вопросу руководства проектом. Третья глава содержит практическую часть, которая основана на опыте управления проектами одного из самых ведущих вузов, имеющих высокие оценки российских и международных рейтингов – Национального исследовательского Томского государственного университета. В главе дана характеристика деятельности университета, особое внимание уделено Программе повышения конкурентоспособности, а именно Стратегическим инициативам, каждая из которых отвечает за развитие того или иного направления учебного заведения, и проектам, реализующимся в рамках данных инициатив. В качестве примера было рассмотрено управление проектом, входящего в Стратегическую инициативу № 2 и называющегося «Формирование кадрового резерва ТГУ». Заключение содержит краткие выводы по теме выпускной квалификационной работы, включает обобщенное изложение основных проблем. Также изложены рекомендации по решению рассматриваемых проблем и выделены перспективы дальнейшей разработки выбранной темы исследования.

Заключение

Таким образом, подводя итог изложенной темы выпускной квалификационной работе можно сделать следующие выводы. Проектом называется лимитированное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с разработанными требованиями к качеству результатов, определенными рамками расходования ресурсов и средств и специфической организацией. Процесс управления проектами содержит в себе деятельность, в ходе которой усилия координируются таким образом, чтобы можно было создать желаемый товар (работу или услугу) в поставленный срок, для определенного потребителя и в условиях существующего лимита ресурсов, которые установлены организацией. Сущность управления проектами заключается в грамотном управлении всеми составляющими частями проекта на протяжении его всего жизненного цикла для достижения поставленных целей путем использования новейших способов, техники и технологии стратегического управления в целях достижения планируемых результатов. В рамках работы изучен процесс управления над одним из проектов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского Томского государственного университета «Формирование кадрового резерва ТГУ». Целью данного проекта является формирование системы управления кадровым резервом в университете, направленной на развитие у персонала необходимых компетенций, вовлечение персонала в решение актуальных для организации задач и обеспечение планирования преемственности ключевых позиций. Одним из условий успешной реализации проекта является подробное, грамотное заполнение Паспорта проекта. По результатам работы можно сделать вывод, что в отношении рассматриваемого проекта данный документ содержит всю необходимую информацию, к отчетному периоду информация в нем корректируется в случае возникшей необходимости. Также необходимо отметить, что состав команды проекта включает компетентных в области управления персоналом специалистов, обязанности между которыми распределены четко и без дублирования полномочий. Руководитель проекта открыто контактирует с менеджером и командой проекта путем непосредственных коммуникаций в ходе работы проекта, а также на внутри проектных совещаниях, что благоприятным образом сказывается на результативности выполнения Ключевых показателей эффективности (КПЭ) проекта. Отчетность по проекту представляется в Офис стратегического управления ТГУ вовремя и в полном объеме, что также позволяет вовремя предупреждать неблагоприятные события, которые могут не лучшим повлиять на ход выполнения проекта – например, возникновение дополнительных не запланированных бюджетом расходов, перенос сроков выполнения этапов проекта, возникновение больших рисков и другие события. Однако помимо положительной динамики работы внутри команды проекта стоит отметить негативные тенденции, которые были обнаружены в результате анализа работы Офиса стратегического управления ТГУ. Данное структурное подразделение имеет следующий состав: директор ОСУ, заместитель директора, менеджер по финансам, проектный менеджер по работе с отчетностью, проектный менеджер по организации мероприятий и специалист документационного обеспечения. Главным и чрезвычайно существенным недостатком офиса является то, что его директор не видит целостной картины результата, которого ждет от работы офиса. В подразделении нередко возникают ситуации, когда поручение директора, например, проектному менеджеру дается задания в одной форме, с перечислением определенных критериев, которые должна включать работа, а по результатам выполнения задания выясняется, что задание выполнено не так как было сказано. Непонимание между руководителем и подчиненными в данной ситуации может возникнуть либо по причине того, что директор офиса в труднодоступной для понимания форме пояснил, что от сотрудника требуется, либо в ходе выполнения задания решил, что оно должно быть выполнено в другой форме и выяснилось это только в конце срока выполнения задания. Как ни парадоксально, в подобных ситуациях, которые, стоит отметить, происходили неоднократно, вина ложится на исполнителя задания. Подробности выполнения задания, которые в ходе работы уточнялись менеджером у директора офиса, давались в каждом случае, и, тем не менее, работа была выполнена некорректно. Кроме того, от руководителя офиса прозвучало обвинение в адрес работника в умышленном некорректном выполнении задания с отображением ложных показателей в целях отражения безрезультатной работы Офиса стратегического управления ТГУ на заседании Управляющего комитета. Директор ОСУ неоднократно грозился наложить на работника дисциплинарное взыскание за невыполненную работу и в ответ на защитную реакцию менеджера только отрицал сказанное. Во избежание возникновения аналогичных ситуаций между членами коллектива офиса, ситуаций, приводящих к возникновению межличностных конфликтов, а также в целях эффективной работы подразделения ТГУ, необходимо обеспечить сотрудников офиса четкой, конкретной информацией, зафиксированной на бумажном носителе, где указано, что должен включать конечный вариант работы. Документ должен быть подписан руководителем и исполнителями. С одной стороны, подобные меры приведут к трате времени, как покажется, на излишнюю бумажную волокиту, на усложнение документационного оборота, однако в отношении данного подразделения применение подобной меры, возможно временно, но необходимо. Что же касается управления проектами, осуществляемого в рамках российской практики, то в данном русле возникает множество проблем. Причины некоторых из них – невозможность достижения всех запланированных целей; необъективное планирование и маркетинговые прогнозы; возникновение альтернативы проекту; изменения в интересах руководства; превышение бюджета проекта; уход с предприятия ответственных лиц; немотивированное решение заказчика о прекращении проекта; отсутствие ресурсов для решения проблем. Эффективному управлению проектами препятствуют и управленческие ошибки заказчика, руководства предприятия и команды управления. Решение большинства проблем зависит от профессионализма и поведения людей, принимающих участие в реализации проекта. Чем больше масштаб и сложность проекта, чем важнее его значение для предприятия, государства и общества в целом, тем труднее решение проблем. В связи с этим невозможно переоценить значение разработки и всеобщего признания международных стандартов по управлению проектами. Тема управления проектами интересна, еще относительно нова и должным образом не изучена. Поэтому мною было решено продолжить исследования в данном направлении и, возможно, в перспективе реализовать свой проект. На сегодняшний день существует возможности выигрыша гранта на реализацию проекта, либо получение целевого финансирования из муниципального, регионального ли даже федерального бюджета. Возможности выигрыша напрямую зависят от направления работы проекта, в числе которых приветствуется сфера налаживания социального положения различных категорий населения, отраслей хозяйствования и страны в целом.

Список литературы

1. Управление проектами. Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов / сертификационная комиссия СОВНЕТ. М.: КУБС, 2001. 256 с. 2. Положение об организации управления проектами в ТГУ (в рамках выполнения Программы повышения конкурентоспособности ФГБОУ ВПО «НИ ТГУ») 3. Программа повышения конкурентоспособности ТГУ. [Электронный ресурс] : http://viu.tsu.ru/documents/programm_ru.pdf 4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940 гг. 5. Балашов, А. И. Управление проектами: учебник для бакалавров / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под ред. Е. М. Роговой. — М. : Издательство Юрай, 2013. — 383 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс 6. Бовин. А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. 2-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. 415 с.: табл. (Высшая школа менеджмента) 7. Войку, И. П. В65 Управление проектами: Конспект лекций. — Псков: Псковский государственный университет, 2012. — 204 с. Электронный ресурс] : http://voiku.ru/upload/files/2013-12-19_17-04-00_8390471143.pdf 8. Дитхелм Г. Управление проектами: В 2 т. / Пер. с нем. СПб.: Издат. Дом «Бизнес-пресса», 2003 9. Караханова Н.Р. Содержание фаз жизненного цикла проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6933 10. Кузнецова Т. Целеполагание по правилам // Новый менеджмент 2007. № 1. 11. Малюк В. И., Немчин А. М. Производственный менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. С. 220. 12. Масловский, В. П. М31 Управление проектами. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : конспект лекций / В. П. Масловский. – Электрон. дан. (2 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. 13. Модели жизненного цикла [Электронный ресурс]: http://edu.dvgups.ru/ 14. Платонов В. В. Ресурсное обеспечение инновационных проектов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 15. Попов Ю. И., Яковенко О. В. Управление проектами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 208 с. (Учебники для программы МВА). 16. Программа повышения конкурентоспособности ТГУ. Общая информация о программе. [Электронный ресурс]: http://viu.tsu.ru/about/ 17. Троцкий М., Груча Б., Огонек К. Управление проектами. М.: Финансы и статистика, 2006. 18. Заренков В.А. Управление проектами: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ. – 2006. – 312 с. [Электронный ресурс]: http://www.lenspecsmu.ru/files/2646/Upravlenie_proektami_VA_Zarenkov.pdf 19. Cooper R. Maximizing Productivity in Product Innovation // Research Technology Management. 2008. March — April. P. 47—58. 20. Kerzner H. Project management: a systems approach to planning, scheduling, and controlling / 8th ed. New York: John Wiley & Sons, 2003. 891 p. 21. Project Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). Fourth Edition. PMI Publications: Pensylvanya, 2008.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!