Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2

Женственность в современных диснеевских мультфильмах

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лингвистика
Страниц
21
Год сдачи
2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ 5 1.1 Понятие «гендер» в лингвистике 5 1.2 Гендерные особенности языка 8 ГЛАВА 2. КИНОТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 11 2.1 Кинотекст и его виды 11 2.2 Особенности мультипликационного кинотекста 13 ГЛАВА 3. СРЕДСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ДИСНЕЕВСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ (НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТФИЛЬМА "РАПУНЦЕЛЬ") 15 3.1 Средства конструирования гендерной идентичности в кинотексте 15 3.2 Репрезентация женственности в кинотексте мультфильма «Рапунцель» 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение

За последние десятилетия в лингвистических исследованиях на первое место вышел антропологический подход. Все большее влияние оказывают на изучение языка и коммуникации междисциплинарные исследования. Появилось множество новых отраслей в рамках самой лингвистики – этнолингвистика, психолингвистика, когнитивная лингвистика и др. Одним из молодых активно развивающихся направлений является гендерная лингвистика. На сегодняшний день гендер трактуется наукой как феномен, который накапливает представления общества о том, какими должны быть мужчины и женщины в той или иной культуре. Большое значение в этой связи приобретает язык. Он является тем фоном, который закрепляет гендерные стереотипы вербальными формами и структурами, характерными для мужчины и женщины. Данный феномен обеспечивает возможность воспроизводить гендерные смыслы в социальной практике. Будучи важным аспектом любой человеческой деятельности, гендер должен учитываться в исследованиях различной направленности. Представление о гендерных стереотипах, об их функционировании в обществе, понимание сущности мужественности и женственности, а также воздействующей функции вербальных и невербальных средств на тот или иной пол обеспечивает человеку возможность получения больших результатов в ходе его деятельности. Это и определило актуальность нашего исследования. Цель работы – рассмотреть способы репрезентации женственности в современных диснеевских мультфильмах на примере мультфильма «Рапунцель». Объект исследования – гендерно релевантные эпизоды из мультфильма «Рапунцель». Предмет исследования – имплицитные и эксплицитные средства выражения гендера женственности на различных уровнях структуры кинотекста. Для достижения цели исследования необходимо решить ряд практических задач: 1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования. 2. Уточнить понятия «гендер», «гендерная лингвистика», «кинотекст». 3. Выявить особенности мультипликационного кинотекста. 4. Рассмотреть средства конструирования гендерной идентичности в кинотексте. 5. Проследить, каким образом презентуется женственность в современных диснеевских мультфильмах нВ примере мультфильма «Рапунцель». Теоретическая значимость исследования видится в обобщении теоретического материала по проблеме гендерных исследований. Данный материал может быть использован как для дальнейших разработок по вопросам гендера в лингвистике, так и в преподавании дисциплин лингвистической направленности. Практическая значимость исследования – возможность использования результатов в теоретических курсах по лингвистической гендерологии. Методы исследования: анализ и обобщение литературы по теме исследования. Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Заключение

В данной работе проблема конструирования гендера рассматривается на принципиально ином исследовательском материале – языке кино, который помимо вербальных знаков включает множество невербальных элементов, таких как цвет, жесты, музыка и другие актуализаторы гендерных представлений. Изучение конструирования гендера в кинотексте представляется перспективным ввиду того, что уровень визуализации современной коммуникации и культуры в настоящее время существенно вырос. Кинотекст, представляющий конвергенцию различных семиотических систем, наиболее полно отражает жизнь изображаемой эпохи, в том числе, традиции, социальные отношения и роли, поведенческие стратегии и стили общения, культурные стереотипы и другие компоненты исторически изменчивых культурных концептов, к которым относится гендер. Вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, выполненного на стыке лингвокультурологии и гендерной лингвистики и раскрывающего специфику конструирования гендерной идентичности американских кинотекстах.

Список литературы

1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. – Минск:Пропилеи, 2000. 2. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // «Филологические науки», 2001. – №1. – С. 64-72 3. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: кинотекст / Политическая лингвистика. – Екатеринбург, 2007.– № (2) 22. – С. 106-110 4. Гриценко Е. С. Язык как средство конструирования гендера: дис. … докт. филол. наук. – Нижний Новгород, 2005. – 402 с. 5. Грушевицкая Т. Г., Гузик М. А., Садохин А. П. Словарь по мировой художественной культуре: учебное пособие / под ред. А. П. Садохина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с. 6. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 120 с. 7. Иванова Е. Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах: автореф. дис... канд. филол. наук. – Волгоград, 2001. – 16 с. 8. Иванова Е. Б. Художественный видеофильм как текст и его категории // Языковая личность: проблемы креативной семантики. К 70-летию профессора И. В. Сентенберг: Сб. науч. тр. / ВГПУ. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 200-206. 9. Картушина Е. А. Гендерные аспекты фразеологии в массовой коммуникации: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ижевск : [б.и.], 2003. – 175 с. 10. Кирилина А. В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 2004. – 252 с. 11. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. – 284 с. 12. Маслова В. А. Лингвокультурология. – М., 2001. – 208 с. 13. Порядина В. А. Гендерная психология: конспект лекций. – Чебоксары: Чуваш. ун-т., 2006. – 72 с. 14. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с. 15. Стернин И. А. Гендерная и возрастная специфика восприятия сюжетов российской телевизионной рекламы // Язык, коммуникация и социальная среда. Межвузовский сб. науч. тр. Вып.1 – Воронеж, 2001. – С. 149-158 16. Стернин И. А. Общение между мужчинами и женщинами. – Воронеж, 2002. – 34 с. 17. Стернин И. А., Стернина М. А. Очерк американского коммуникативного поведения. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. – 206 с. 18. Теория и методология гендерных исследований. – М.: МЦГИ, 2001. 19. Тер – Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000. – 624 с. 20. Усов Ю. Н. Экранные искусства – новый вид мышления // Искусство и образование, 2000. – № 3. – С. 48-69 21. Федоров А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование, 2000. – № 2. – С. 33-38 22. Халеева И. И. Гендер в теории и практике обучения межъязыковой коммуникации // Гендер: язык, культура, коммуникация: доклады I междунар. конф. – М., 2001. – С. 7-11 23. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» – М.: МЦГИ, 2000. 24. Чикалова, И.Р. Феминизм и гендерные проекты в Великобритании // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. статей. Вып. 3. – Минск, 2004.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!