Сегодня многие государства столкнулись с проблемой обслуживания долга. Это становится одним из ключевых показателей стабильности в экономике. Именно от того, как будет решаться долговая проблема того или иного государства и будет зависеть его статус в мире экономики, стоимость его национальной валюты, уровень процентной ставки и так далее. При этом проблематика государственного долга актуальна для вех без исключения участников финансовых рынков.
Следует отметить, что сегодня весь мир живет в долг. Даже те, кто еще не родился уже является потенциальным должником. Это определяется тем, что для развития экономик большинство государств уже не способно опираться на собственные внутренние ресурсы.
Понятие государственного долга определяется суммой задолженности по выпущенным и непогашенным займам, в том числе и процентам. Однако четкого определения в данном случае нет.
У каждого государства понятие государственного долга определяется его собственными правовыми актами. Ведь когда речь идет о долге, следует понимать, что это долг определенного лица или государства. Именно поэтому и следует опираться на то, каким образом государство понимает это и выражает посредством своих законодательных актов.
Среди причин, которые приводят к появлению государственного долга можно отметить государственные займы, которые привлекаются для нужд развития экономики. Что касается экономически развитых стран, то у них есть огромная задолженность по внутренним долгам. Тем не менее, причины ее появления для каждого государства свои. Некоторые страны берут средства для того, чтобы развивать свое производство. Не всегда государственные займы являются следствием ухудшения экономического состояния. Более того, при грамотном подходе к займам государство может их использовать не только на улучшение экономической ситуации, но и как возможность иметь дополнительное финансирование в рамках правильной программы управления капиталами.
Государственный долг бывает внешним и внутренним. К внешнему государственному долгу относятся внешние займы, которое государство берет у внешних кредиторов. Сегодня подобная практика является нормальной и практически любая развитая страна имеет долги перед внешними кредиторами. Однако здесь следует отметить, что суть проблемы заключается как раз в балансе совокупного государственного долга по отношению к ВВП.
Есть определенные границы, которые можно назвать рамками разумного займа. Если страна переходит эти границы, появляется большая опасность того, что она может попасть в зависимость от своих кредиторов. Такая ситуация является очень опасной. Превышение государственным долгом определенного потолка будет довлеть на его экономику и может привести к нежелательным последствиям. Такая ситуация сложилась в Греции, которую спасали и продолжают спасать всей еврозоной. Однако сегодня, как видно, Греция практически не принимает самостоятельных решений и вынуждена следовать четким указаниям из Брюсселя. Внешнюю задолженность можно условно поделить на низкую и умеренную.
Международный банк реконструкции и развития дает свою оценку этим показателям, относя низкий уровень задолженности к менее 18%, а умеренный к 18-30%.
По большому счету наличие внешней задолженности означает, что часть продукции, созданной экономикой государства, оно передает внешним кредиторам в качестве погашения своего долга. Если внешний долг растет, авторитете государства на международной арене снижается, а население начинает с большим недоверием относится к проводимому правительством экономическому курсу. Что касается основных внешних кредиторов, к ним можно отнести другие государства, международные финансовые организации, а также частные фонды, которые не являются резидентами государства-заемщика.
В двухтысячных годах Россия начала активно расплачиваться по внешним долгам и уменьшила их количество. Этому способствовал рост цен на нефть. Благодаря прибылям от продажи энергоресурсов к 2008 году госдолг снизился более чем вдвое по сравнению с девяностыми и составил около 49 миллиардов долларов. С тех пор он незначительно рос или снижался, но всегда оставался стабильным.
Сейчас аналитики уверены, что в 2015 году госдолг России не будет определяющим фактором в развитии кризиса и продолжит медленно расти. Кстати, такая ситуация была предсказана задолго до того, как начались санкции и падение рубля.
Главными заемщиками на внешнем рынке остаются федеральные органы власти — на их долю приходится 62,7 миллиарда долларов. Регионы задолжали иностранным кредиторам 0,71 миллиарда долларов. Россия сохраняет 2,07 миллиарда долларов невыплаченных советских долгов.
Россия активно выплачивает внешние долги. Несмотря на ухудшение в 2014г. экономической ситуации в стране, внешняя задолженность РФ сократилась на 17,7% - до 599,497 млрд. долларов.
Начало 2015 года прошло под знаком снижения ведущими международными агентствами суверенных кредитных рейтингов России.В том числе Standard