Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

Частотные словари и списки как средство овладения активной лексикой

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языкознание
Предмет
Лексикология
Страниц
30
Год сдачи
2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ АКТИВНОГО ЗАПАСА 5 1.1. Активный словарный состав русского языка 5 1.2. Роль частотности в процессе восприятии речи 11 1.3. Примеры частотных словарей русского языка 14 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЧАСТОТНЫХ СЛОВАРЕЙ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ОВЛАДЕНИЮ АКТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ 17 2.1. Применение математических методов в современной лингвистике при составлении частотных словарей 17 2.2. Недостатки частотных словарей 18 2.3. Принципы составления частотных словарей 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение

Актуальность работы. Частотные словари существуют для многих языков мира. Их эффективно используют на практике: в преподавании, при создании словарей-минимумов, учебников, для решения других лингвистических задач. В обучении языков эффективность такой методики неоднократно доказана. Современной наукой установлено, что запас в 1000 употребляемых слов, скажем, для русского языка, обеспечивает понимание обычного текста на 76%. При составлении новой учебной литературы по овладению активной лексикой каждый раз более обычным становится выбор словаря на основании частотных списков слов. Эта методика значительно ускоряет процесс изучения языка по сравнению с другими. Заключение учебников с использованием частотности лексики, как основного критерия, успешно применяют в Венгрии, Польше, Италии, Франции. Такая методика позволяет изучать оригинальные тексты уже на ранних этапах овладения активной лексикой, что само по себе свидетельствует о ее высокой эффективности. Проведенные исследования на основе частотных словарей таких языков, как английский, немецкий, которые показали, что читателю совсем не обязательно обладать всем богатством языка, на котором написан текст. Достаточно активно владеть определенным запасом служебных, общеупотребительных слов и грамматических морфем. Причем достичь эти цели как раз позволяет частотный словарь. Актуальным в последние несколько десятилетий в рамках лексикографии является и новое направление – лексикографическая статистика. Лексикографическая статистика занимается созданием частотных словарей и решает связанные с этой задачей вопросы теории и методики создания такого словаря. Теоретической базой исследования являются научные труды известных языковедов- лексикографов Л.В. Щербы, А.М. Бабкина, И.В. Баранникова, СГ. Бархударова, П.Н. Денисова, В.В. Морковкина, Н.М Шанского, С. Назарзода, В.А. Капранова, М. Фазылова, А.Н. Касымовой, и др., в которых содержится анализ обширного материала по лексикологии, теории и практике лексикографической интерпретации словесных единиц. Цель работы заключается в определении роли частотных словарей и списков в овладении активной лексикой. Цель исследования предусматривает решение комплекса таких задач: 1) проанализировать наиболее значимые частотные словари русского языка; 2) выявить значение частотных словарей и списков в овладении активной лексикой; 3) изучить применение математических методов в современной лингвистике при составлении частотных словарей; 3) выделить особенности частотных словарей, способствующие эффективному овладению активной лексикой. Объектом исследования являются частотные словари Предмет исследования: особенности частотных словарей, способствующие эффективному овладению активной лексикой. Методы исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение; проблемный анализ литературы по лингвистике для определения теоретических основ исследования; описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, лексикографический, метод компонентного анализа. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты можно использовать на факультативных занятиях по языкознанию в вузе, а также для подготовки к лекционным, семинарским занятиям профильных дисциплин. Структура работы. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

Исследование позволило многопланово взглянуть на проблему не только квалификации понятия частотного словаря, но и на вопрос об эффективности овладения активной лексикой посредством частотного словаря. Таким образом, в работе проанализированы наиболее значимые частотные словари русского языка: «Частотный словарь современного русского языка» З.А. Штейнфельдт; своеобразным итогом работы по анализу частотности слов русского литературного языка стало издание «Частотного словаря русского языка» под ред. Л.Н. Засориной. Выявлено значение частотных словарей и списков в овладении активной лексикой; изучено применение математических методов в современной лингвистике при составлении частотных словарей; выделены особенности частотных словарей, способствующие эффективному овладению активной лексикой. Лексикографическая статистика занимается созданием частотных словарей и решает связанные с этой задачей вопросы теории и методики создания такого словаря. При этом следует иметь в виду, что овладение любым языком – даже родным – осуществляется на двух основных уровнях: на уровне выработки и на уровне понимания. В процессе овладения языком разница между умениями в области понимания и в области языков выработки постепенно растет. Учет разницы между активным и пассивным словарем у разных людей различен и зависит от их возраста и образовательного уровня, а также от ряда других обстоятельств. Выяснено, что к активной лексике относятся слова, более или менее часто употребляемые людьми в быту, в сфере обычной трудовой деятельности и в некоторых других речевых ситуациях. Итак, лексический запас языка состоит из двух частей – активного и пассивного минимумов, граница между которыми весьма подвижна и изменчива. Активный словарный запас составляет ядро лексического запаса, а пассивный минимум дополняет его. Этот дифференцированный подход к отбору лексики Таким образом, частотные словари могут быть использованы при изучении различных аспектов лексики. По данным частотных словарей выделяются слова с высокой частотностью и низкочастотные слова. В ходе исследования стало известно, что статистические закономерности в языке используются для создания частотных словарей – словарей, в которых приводятся числовые характеристики употребительности слов (словоформ, словосочетаний) какого-либо языка – языка писателя, какого-либо произведения и т. п. Обычно в качестве характеристики употребительности используется частота встречаемости слова в тексте определенного объема На современном этапе развития языкознания активно развивается корпусная лингвистика, заключаются корпуса разных языков. Их разработчики пытаются представить пользователям функционирования описываемой языка как можно полнее и разнообразнее Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что главное различие методистов и авторов проанализированных частотных словарей и списков заключается в том, что они по-разному относятся к принципу частотности. Анализ различных взглядов на этот принцип позволяет выделить в работе несколько основных позиций относительно их составления.

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю.Д. Апресян. – М., 1966. 2. Арапов М.В. Математические методы в лингвистике / М.В. Арапов, М.М. Херц. – М., 1974. 3. Ахманова О.С. О точных методах исследования языка / О.С. Ахманова. – М. : Издательство МГУ, 1961. – 162 с. 4. Гак В.Г., Григорьев Б.Б. Теория и практика перевода. Французский язык. – М. : Интердиалект, 2003. – 456 с. 5. Гальперин И.Р. О методах структурной лингвистики и исследовании словарного состава языка / И.Р. Гальперин, Н.А. Слюсарева // Филологические науки. – 1962. – № 3. – С. 34 – 39. 6. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии / П.Н. Денисов. – М.,1974. 7. Журомская Л.И. О проекте учебного словаря-минимума для студентов медицинских вузов / Л.И. Журомская // Филологические студии. – 2001. – № 2. – С. 41–45. 8. Засорина Л.Н. Частотный словарь русского языка / Л.Н. Засоріна. – М., 1977. 9. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология / В.Б. Касевич – М., 1988. – 292 c. 10. Кедайтене Е.И. Об одном типе словаря для начального обучения / Е.И. Кедайтене // Актуальные проблемы учебной лексикографии / [сост. В.А.Редькин]. – М., 1977. – С. 173–179. 11. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ Г.А. Китайгородская. – М., 1986. 12. Комплексный учебный словарь“Лексическая основа русского языка” и его построение // Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / [В.В. Морковкин, Н.О. Бёме, И.А. Дорогонова и др.] ; под ред. В.В. Морковкина. – М., 1984. – С. 9–35. 13. Копотев М. В. Национальный корпус русского языка / М. В. Копотев, Л. Янда // Вопросы языкознания. – 2006. – № 5. – С. 149–155. 14. Коршунова Я.Б. Статистические данные и отбор языкового материала (Обзор) / Я. Б. Коршунова // Проблемы отбора учебного материала / [под ред. М.Н. Вятютнева]. – М., 1971. – С. 71–79. 15. Лапидус Б.А. Об учебном словаре “русский язык– родной язык” / Б.А. Лапидус // Русский язык за рубежом. – 1972. – №2. – С. 47–51. 16. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990. – 525 с. 17. Лингвистическое наследие Бодуэна де Куртенэ на исходе ХХ столетия: Тезисы докладов международской научно-практическтй конференции 15-18 марта 2000 года. – Красноярск, 2000. – 125 с. 18. Любимова З.М. Предисловие / З.М. Любимова // Словарь наиболее употребительных слов немецкого языка. – М., 1990. – С. 5–6. 19. Мэкки В. Отбор // Проблемы отбора учебного материала / [под ред. М.Н. Вятютнева]. – М., 1971. – С. 27–70. 20. Мюллер Г. Лингвистическая статистика и структура языковых полей / Г. Мюллер // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – М., 1967. – С. 351–361. 21. Новиков Л.А. Учебная лексикография и ее задачи / Л.А. Новиков // Вопросы учебной лексикографии/ [под ред. П. Н. Денисова и Л. А. Новикова]. – М., 1969. – С. 3–11. 22. Носенко И.В. Начало статистики для лингвистов. – М., 1981. – 157 с. 23. О точных методах исследования языка: о так называемой «математической лингвистике» / О.С. Ахманова, И. А. Мельчук, Е.В. Падучева и др. – М., 1961. – 162 с. 24. Очерки методики обучения чтению на иностранных языках/ [под ред. проф. И. М. Бермана и проф. В. А. Бухбиндера]. – К., 1977. 25. Пиотровский Л.Г. Математическая лингвистика : учебное пособие / Л.Г. Пиотровский, К.Б. Бектаев, А.А. Пиотровская. – М. : Высшая школа, 1977. – 160 с. 26. Пиотровский Л.Г. Математическая лингвистика: Учебное пособие/ Л.Г. Пиотровский, К.Б. Бектаев, А.А. Пиотровская. – М. : Высшая школа, 1977. – 160 с. 27. Потапенко Н.А. Словарное дефиниции как средство выявление принципов организации лексики // Вопросы языкознания. – 1980. – № 5. – С. 33–45. 28. Рахманов И В. Предисловие// Словарь наиболее употребительных слов немецкого языка / [под ред. проф. И. Рахманова]. – М., 1967. – С. 5–36. 29. Рахманов И.В. Рецептивное и репродуктивное усвоение иностранного языка в средней школе / И. В. Рахманов // Иностранные языки в школе. – 1952. – №4. – С. 42–56. 30. Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика. Проблемы и методы. – М., 1977. – 239 с. 31. Салистра И. Д. Вопросы отбора лексики иностранного языка для средней школы/ И. Д. Салистра// Вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1956. – С. 7–32. 32. Скопина М. К вопросу о выделении существительных для основного словаря русского языка / М.К. Скопина // Международная конференция преподавателей русского языка и литературы. Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы: [тезисы докладов и выступлений]. – М., 1969. – С. 317–319. 33. Слюсарёва Н.А. Теория Ф.де Соссюра в свете современной лингвистики / Н.А. Слюсарева. – М. : Наука, 1975. – 156 с. 34. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике : пер. с фр. / Ф. де Соссюр – М. : Прогресс, 2000. – 187 с. 35. Статистика речи и автоматический анализ текста / отв. ред. Р.Г. Пиотровский. – Л., 1980. – 223 с. 36. Уфимцева А.А. Аспекты семантических исследований. – М., 1988. – 355 с. 37. Фалькович М.М. Предисловие/ М. Фалькович // Лексический минимум по английскому языку(для языковых вузов). – М., 1972. – С. 3–8. 38. Фокина Г.В. Лексическая основа курса русского языка / Г. Фокина // Из опыта преподавания русского языка нерусским. – М., 1965. – С. 36–59. 39. Фридман Х.Х. О некоторых критериях отбора словаря минимума(СМ) для курса практики устной и письменной речи / Х.Х. Фридман // Вопросы научной организации преподавания иностранных языков в специальном вузе. Пути внедрения результатов научных исследований в практику обучения : [тезисы докладов и сообщений научно-теоретической конференции]. – Горький, 1970. – С. 144–146. 40. Фрумкина Р.М. Статистические методы изучения лексики. – М. : Наука, 1964.– 115 с. 41. Хойпель К. Частотность и структуры в современной теории преподавания иностранных языков / К. Хойпель // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – М., 1967. – С. 330–332. 42. Хомский Н. Логические основы лингвистической теории / Н. Хомский // Новое в лингвистике. – Вып. 4. – М., 1965. 43. Частотный словарь общенаучной лексики немецкого языка / составители Алексеева М.М., Березина И.П., Борхсениус Е.В. и др. – М. : Наука, 1983. – 184 с. 44. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. – М., 1980. 45. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность/ Л.В. Щерба. – Ленинград, 1974.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!