Переосмысление соотношения бога и человека

Содержание:

Новые веяния в философии Востока

Восточные философы несколько позднее западных прошли путь переосмысления связей человека и бога. Так, философы-модернисты Востока настаивают на том, что многобожие и идолопоклонство должны кануть в Лету. На смену должно прийти понимание человека как высшей ценности мироздания.

unnamed

Выдающийся индийский философ Свами Вивекананда (1863-1902) (рис. 1) считал, что, принимая идею о божественном начале в человеке, представится возможным постичь сущность божественного начала. Рисунок 1. Свами Вивекананда в последнее десятилетие XIX века

Заметка. Свами Вивекананда получил западное гуманитарное образование. С молодых лет философ придерживался идеи о существовании единой мировой религии, составными частями которой являются малые религии. Был сторонником поиска общих идей в философии Запада и Востока. Например, сравнивал философию Иммануила Канта и индийского философа VII века Шанкары.

Особенности взаимосвязи бога и человека в азиатской философии

Китайские, японские и индийские философские реформаторы переосмысливали трактовку связи бога и человека, склоняясь в сторону антропоцентризма. Примерно те же процессы наблюдаются и у сторонников ислама. 

Мухаммад Икбал (1877-1938) полагал, что мироздание — это отражение неопределенного «я», которое называют богом. Из всех других объектов окружающего мира наиболее явно «я» проявляется в человеке. Бог сотворил человека и наделил его разумом. Поэтому разумное начало в человеке неслучайно: оно призвано продолжать творческое созидательное дело Бога на земле. 

Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы