Религиозно-философское “возрожденчество” в философии зарубежного Востока XX века

Содержание:

Реформаторское направление

Философию Востока в XX веке называют модернистской, или реформаторской. Это связано с коренным преобразованием идейного спектра восточной философии. Так, мыслители этого периода обрушивались с критикой на восточную интровертность и высоко ценили доверие западного человека разумному началу, считали важным европейский приоритет разума перед непостижимой бессознательной душой.  

Заметка 1. Свою «правоту» философы-реформаторы объясняли тем, что отсутсвие рациональности в философии и науке Востока затормозили социально-экономическое развитие восточно-азиатского региона, что привело к цивилизационному отставанию от прогрессивного и новаторского Запада. 

Возрожденчество как оппозиция реформаторам

Сторонников традиционных восточных ценностей в XX веке называют направлением возрожденчества, или фундаментализмом.

Заметка 2. Фундаменталисты Востока убеждены, что с течением времени были утрачены ключевые идеи их религии и мировоззрения. В частности, этому способствовало сближение с западной цивилизацией и раскрепощение, приведшее к послаблению в исполнении основных законов (например, шариат в исламе). 

Идея фундаменталистов заключается в возвращении к истокам, к давним временам золотого века, когда жили более нравственные люди и чинилось гораздо меньше прегрешений и отступлений от священного закона.

Пример. Ярким примером возрожденчества на Востоке является Индийский народный союз. Бхаратия джан сангх в качестве политической партии была основана в 1951 году и просуществовала четверть века. Их концепцией было возвращение к средневековому индусскому обществу, которое существовало до прихода ислама в Индию. 

Так, возрожденчество часто имеет националистический окрас. 

Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы