Особенности публицистического стиля в русском языке

Сегодня мы обсудим публицистический стиль речи, используемый в различных формах донесения информации. Тема важна для изучения русского языка, поэтому мы – команда Ворк5 - объясним вам все нюансы и сделаем все, что вы, как студенты, смогли понять сегодняшний материал. За помощью в учебе вы всегда можете обратиться к нашей команде. 

Публицистический стиль речи – один из типов донесения информации до людей. Он используется для информирования большого количества народа через интернет, литературу, газеты или собрания. В большинстве на мероприятиях, где произносятся текста с публицистическим типом речи, люди готовят материал заранее. Например, выписывая на листок бумаги. Или предоставляют его полностью в печатном виде. Главная задача – призвать человека к действию и заставить подумать над словами автора. После чтения какой-либо новости, на личность это окажет воздействие. Это главная функция публицистического типа речи. Ей пользуются различные правители, высказывая об экономике, проведения мероприятий или каких-либо политических вопросах. Из-за своеобразия лексики, используемой в контексте, речь автора заставляет нас думать об услышанном. 

Человек, говорящий речь в подобном стиле речи, показывает свое мнение на происходящее. Это может быть корреспондент, политическая личность, основатель собрания или любой человек, желающий получить ответную реакцию от общественности. 

Особенности публицистического стиля в русском языке
Фото: Midjourney

Основные отличительные черты обсуждаемого стиля речи: 

  1. Пропаганда. Когда человек выступает в роли личности, функция которой заставить человека «перейти на его сторону» – это пропаганда. Автор несет в своих высказываниях эмоциональные восклицания, желая показать, что его мнение является ведущим и правильным. 

  2. Эмоциональность. Привлекая внимания общественности, человек произносит предложения с повышенной эмоциональностью. Так личность показывает уровень волнения, собственной заинтересованности в данном вопросе, призывая людей откликнуться на его мысли. 

  3. Субъективность. В публицистическом стиле речи человек высказывает свою точку зрения, поэтому назвать такой монолог объективным будет неправильно. 

  4. Высказывания, основанные на фактах. Призывая людей к вере в слова другого человека, автор обращения должен предъявить народу неоспоримые факты, на которые он будет опираться, обдумывая мысль. 

  5. Легкий текст для понимания. Обращение адресовано большому количеству народа. Так как эти люди могут находиться в разных слоях общества, быть менее или более образованными, оратор выбирает легкую манеру общения. Речь, которую он говорит, должна понимать вся публика. 

  6. Оценочность. Автор высказывает свою точку зрению, показывая свое отношение к ситуации. Другими словами, он дает оценку обстоятельствам, обсуждаемым на данном заседании или в литературе. Показывая свою точку зрения, оратор вносит свой вклад в текст, делая его публицистическим. 

  7. Актуальность. Автор всегда будет призывать людей обратить внимание на ситуацию, которая происходит в данный момент. Для публицистического стиля характерно обсуждение ситуации в момент ее возникновения. Так в тексте сохраняется актуальность. 

  8. Логичность. Оратор выстраивает логическую цепочку в обращении к людям, чтобы доказать им свою позицию и эффективно привлечь к себе слушателей. В его монологе может прослеживаться такая цепочка, как факт, мысли, вывод. На этом и основывается публицистический стиль. 

  9. Доступность. Привлекая как можно больше внимания в сторону своего мнения, человек будет говорить доступным языком и размешать свои мысли на тех платформах, уда может обратиться за информацией любой человек. 

  10. Обращение, направленное на большое скопление людей. Пытаясь достигнуть как можно больше результата (другими словами, найти большое количество единомышленников), автор будет обращаться к большому количеству личностей. 

  11. Сочетание различных лексических оборотов. В публицистическом типе речи могут встречаться как сложные конструкции, характерные для научного типа речи, так и разговорные. 

В тексте читатель увидит характерные морфологические обороты, которые встречаются непосредственно в публицистическом стиле.

  1. Суффиксы -изм, -ист, -аци, -ость.

  2. Приставки анти-, де-, пан-, гипер-

  3. Употребление лексики, характерной для узкого употребления. Такие слова встречаются в обращениях на интересующую тематику. То есть в медицинском обращении будет медицинская лексика. 

  4. Торжественные слова, добавляющее эмоциональность в тексте. 

  5. Выражение своего мнения сопровождается частым употреблением частицы «Я». 

  6. Аббревиатуры или сокращение слов, встречающихся в обыденной жизни: НАТО, СССР

  7. Большое количество прилагательных, используемых для эмоциональной окраски и глаголы, находящиеся в настоящей времени. 

  8. Предложения не растянуты. Автор не добавляет большого количества однородных членов, а всячески старается сделать предложения короче. 

  9. Возможно употребление цитат. 

  10. Частое использование вводных слов, синонимов, фразеологизмов, сравнений, противопоставлений. 

  11. Риторические вопросы, используемые для того, чтобы человек сам у себя в голове ответил на него и, обдумывая ситуацию, захотел перейти на сторону автора. 

  12. Громкие обращения, направленные на призыв народа к действию. 

  13. Возможно пародирование, которое покажет насмешку над другим человеком.

Публицистический стиль речи используется в многообразии способов доведения информации до людей. Делятся они также на несколько типов: 

  1. Информационные: статья, репортаж, интервью. На телеэкранах человек часто может видеть новостные программы, в которых рассказывают о главных новостях дня. В статье автор эмоционально описывает ситуацию, о которой пишет свой материал. 

  2. Аналитические: расследование, документальный фильм. Смотря на фильм, например о маньяках, мы узнаем подробности дела, в котором сам режиссер выражает свое отношение к преступлению злоумышленника. 

  3. Художественно-публицистические: очерк, заметка, эссе. Многие писатели выражали свои мысли на листке бумаги. Позже их перепечатывали в книги. Белинский, Толстой, Писарев относились к таким людям. 

К публицистическому стилю речи относятся выступления. Они могут проходить на радио, на телеэкранах или на личной встрече. Их объединяет важная вещь – сценарии выступления пишутся заранее. В плане их монолога всегда есть вступление, на моменте которым они знакомятся с человеком, говорящим им информацию. Позже оратор говорит о волнующей теме, обсуждаемой сегодня. Затем приводит аргументы и делает свое заключение. Подводя итог, мы можем сказать, что публицистический стиль речи – это подготовленное обращение к большому скоплению людей. Функция обращения – привлечь внимание общественности и вызвать реакцию народа. 

Мы разобрали, как отличить публицистический стиль речь от другого. Теперь рассмотрим пример: 

Заметки из дневника Л.Н. Толстого. 

«21 марта 1855 года. Ничего не делал. Получил восхитительное письмо от Маши, в котором она описывает мне свое знакомство с Тургеневым. Милое, славное письмо, возвысившее меня в собственном мнении и побуждающее к деятельности.»

«Декабрь 1853 — январь 1854 года. «Дурно ли, хорошо — всегда работать», «Вставать до восхода солнца», «Писать всегда и все четко и ясно», «С утра определять занятия на день и стараться исполнять их»

«14 июля 1855 года. Может быть, я не переработаю свой характер, а сделаю только одну и важную глупость из желания переработать его. Есть ли нерешительность капитальный недостаток — такой, от которого нужно исправляться? <…> Есть недостатки абсолютные, как-то: лень, ложь, раздражительность, эгоизм, которые всегда недостатки»

«12 июля 1855 года. Целый день не писал ничего, читал Бальзака, занимался только ящиком новым. 1) Лень, 2) Лень, 3) Лень…»

  1. «Милое, славное письмо», «восхитительное письмо» – оценка, дающую автор, показывая свое отношение. 

  2. «Ничего не делал» – речь о себе, показывая автором свое «Я». 

  3. «Дурно ли, хорошо…» – противопоставление, являющееся одним из факторов определение публицистического стиля. 

  4. «Есть ли нерешительность капитальный недостаток – такой, от которого нужно исправляться? – риторический вопрос, побуждающий общественность обратить свое внимание. 

  5. «недостатки абсолютные», «ящиком новым»  – инверсия, что означает перестановка слов.

  6. «Есть недостатки абсолютные» – критическая оценка, основанная на мыслях автора. 

  7. Легкие для понимания предложения.

  8. Отсутствие больших предложений.

Разобрав тему, вы – читатель, можете быть уверены, что обсуждаемую тему вы поняли на все 100%. Команда Ворк5 всегда готова помочь студентам с учебой, объяснив ту или иную тему.

Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы