Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

свобода человека в философии Сартра

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
25
Год сдачи
2010
Оглавление
Введение 2 1. Биография и основные труды Ж. Сартра 4 2. Основные понятия философской концепции Ж. Сартра 7 3. Ж.Сартр и его понимание свободы человека 15 Заключение 23 Список источников 25
Введение

«Экзистенциализм - это гуманизм». Название этой книги французского философа, писателя, драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии. Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского и Ницше. В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни, а также феноменология Гуссерля и Шеллера. Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями. В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости. Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение, волевой акт уверткам «трусливого разума». Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей не религиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога. Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне. В данной работе мне хотелось бы подробнее остановиться на одном из представителей атеистического экзистенциализма – Жан Поль Сартре, а также на общей проблематике философии экзистенциализма. Цель данной работы – изучить основную проблему экзистенционализма и свободы человека в философии Ж. Сартра. Основные задачи, вытекающие из цели нашей работы, следующие: 1. изучить биографию Ж.Сартра и проанализировать его основные философские работы; 2. проанализировать философские взгляды ученого и основные понятия его философской концепции; 3. изучить основные подходы к пониманию свободы человека в философии ж. Сартра.

Заключение

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне. Цель данной работы – изучить основную проблему экзистенционализма и свободы человека в философии Ж. Сартра. Изучив теоретическую литературу по данному вопросу, мы определили следующее: - важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода; - человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы) - такой вид решения Ж. Сартр именует экзистенциальным выбором (сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое; - вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями (выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д). Согласно Ж.Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе. Таким образом, с точки зрения Ж.Сартра, каждый человек находится в неповторимой жизненной ситуации, нет никаких всеобщих законов нравственности, выбор осуществляется им на свой страх и риск. Подчинение каким бы то ни было внеположенным для самого человека нормам Ж.Сартр считает признаком неаутентичного существования. Согласно Ж. Сартру, совершая свободный акт выбора, мы должны видеть в свободе другого цель саму по себе, то есть выбирать мир таким, каким мы желали бы, чтобы его выбирали и все другие люди.

Список литературы

1. Андреев, Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: Гелиос, 2004. – 416 с. 2. Бердяев, Н. Сартр и судьба экзистенциализма. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. - 428 с. 3. Блинников, Л.В. Краткий словарь философских персоналий / Сайт Института философии РАН. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/b003.html 4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с. 5. Долгов, К.М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии, 2007. - № 2. - С. 151-160. 6. Мэй, Р. Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. – 184 с. 7. Очерки по истории философии / Под общ. ред. В.Н. Садовникова. - СПб.: Гитмо, 2005. – 248 с. 8. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: Наука, 2000. - 547 с. 9. Сартр, Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. – 552 с. 10. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. – 40 с. 11. Сафрански, Р. Вольные вариации на тему свободы // Позиции современной философии. Вып. 3. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - С. 57-66 12. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:Юристъ, 1996. - 512 с. 13. Юровская, Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб.: Петрополис, 2006. – 356 с.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!