Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

русская философия

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
15
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение 2 1. Российская религиозная философия. 5 2. Философия Ивана Киреевского. 6 3. Философско - религиозные взгляды Алексея Хомякова. 9 Заключение 15 Список литературы 16
Введение

Большой, сложный и богатый открытиями путь прошла философская мысль русского народа. На раннем этапе становления философское мышление еще не отделилось от других отраслей знания и развивается на основе языческого мировоззрения - древнеславянской религии и мифологии. Основной философский элемент язычества - наивный пантеизм и начальные натурфилософские представления. Проблемы древнерусской философии касаются в основном выяснения понятий о душе, взаимодействии души и тела. Принятие в 988 году народами Киевской Руси христианства стало поворотом в развитии их духовной жизни. Расширился круг мировоззренческих идей древнерусских мыслителей, установились связи с культурой Византии, южными славянами, народами Европы. Мыслители Древней Киевской Руси знакомятся с философским наследием античности Демократом, Сократом, Платоном, Аристотелем. Тогда значительную роль в распространении философских понятий играют переводы философских произведений Иоанна Дамаскина («Диалектика»), Иоанна Экзарха Болгарского («Шестоднев»), Филиппа Пустынника («Диоптра») и др.[1] Благодаря им на Руси становятся известными античные учение о четырех стихиях - первоэлементы построения Вселенной, геоцентрические учения (Косма Индикоплева), различные трактовки взаимоотношений души и тела человека, различные научные сведения о природе. Дальнейшее развитие русской философской мысли шло в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого назначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Характерным в этом смысле стало создание в период правления Василия III учение игумена Елизаровского монастыря Филофея «Москва - третий Рим». Активный процесс христианизации потребовал от тогдашних мыслителей теоцентристская представлений. Не случайно до реформаторской деятельности Петра русская философия усваивала теоцентристская представление, что примерно соответствовало периода западноевропейской средневековой философии. Реформы Петра привели полному ознакомлению русских мыслителей с достижениями западноевропейской философии. Начался процесс переосмысления идей и концепций. Среди российских интеллектуалов распространилось вольтерианство, мистицизм француза Сен-Мартена и немца Якова Беме, идеализм Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Философия в XVIII в. в России выходит на новые рубежи и все больше теоретически самоопределяется. Философская мысль приобретает относительную самостоятельность, частично ориентируется на западные философские образцы и традиции. Теоретическое сознание дифференцируется, формируются философские направления: естественный и философско-гуманистический. Естественное направление философии всесторонне и глубоко реализуется в научной деятельности Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.). Ученый обогатил естественнонаучные представления о мире и его закономерностях, открыл природный общий закон сохранения материи и движения, обосновал идею развития Земли, наметил пути перехода от макромеханической картины мира к атомно-молекулярной, заложил основы объяснения мира, опирающиеся на признание закономерности и взаимосвязь связи в движении макро- и микротел. Философско-гуманистическая сфера полно и оригинально отражена в творчестве Александра Радищева (1749-1802 гг.) Философский трактат "О человеке, его смертности и бессмертии» - попытка обоснования качественного своеобразия мышления, общего и отличного, логического и чувственного в познании, объяснение явления активности сознания. Мысли Александра Радищева о циклическом развитии общества, противоречивые свободы и тирании в истории, об общественном прогрессе синтезируют опыт европейской и русской истории и открывают новую страницу в представлениях об обществе. Самобытность русской философии ярко проявилась в творчестве Петра Чаадаева (1794-1856 гг.). В «Философских письмах» философ рассматривает человека как объективное единство физического и духовного миров. Физический мир состоит из атомов и молекул - «элементов материальных», а их совокупность образует все тела. Тела существуют в пространстве, что познается объективными формами внешнего мира и, наоборот, субъективно в гносеологии философ различал два вида познания: опытное и познания через откровение. Опытное познание постигает физический мир и отражается в эмпирических и рациональных формах (из-за соображений). Специфической формой познания духовного мира выступает откровения. Своеобразие истории России мыслитель видит в ее культурно-географическом расположении между Востоком и Западом. Петр Чаадаев одним из первых в России осознал необходимость синтеза восточной и западной культур. Духовные поиски теоретического самоопределения русской философии, активно продолжались в XVI - XVII вв., В XVIII в. проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая тенденция - сосредоточение внимания на самобытности русской мысли, сочетание самобытности с особенностями русской духовной жизни. Сторонники второй тенденции рассматривали Россию в контексте развития европейской культуры. По их мнению, Россия стала на путь развития позже других стран Европы и должна учиться у Запада и пройти такой же исторический путь. Наиболее развернутое теоретическое и общественно- политическое оформление обе тенденции в социально-политической и философской жизни России получили в 40-х - 60-х годах XIX ст. и получили названия: славянофилы и западники.

Заключение

Между западной и российской цивилизацией существуют различия, обусловленные тем, что на Западе богословие опирается на абстрактный рационализм, доказательства с помощью логического связывания понятий, а в России - движение к истине стимулируется «стремлением к частному, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного. На Западе государство возникло на базе насилия и завоевания, в старой России сформировалась в результате естественного развития национальной жизни. На Западе земельная собственность является основой общественных отношений, в старой России собственность - случайное отображение личных взаимоотношений. В России законность вытекает из самой жизни. О различии в общественной жизни свидетельствует раздвоение духа, науки, государства, классов, семейных прав и обязанностей на Западе, и, наоборот, в России - стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об истинном отношении ко всему временному, к вечному и человеческого, к Божественному. Религии, несмотря на достижения западноевропейского либерализма, и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера.[8]

Список литературы

1. Бердяев Н. А. О русской философии.— Уральский университет. 2005. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины,— М. 2007. 2. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП вв,— Московский университет. 2005. Зеньковский В. В. История русской философии.— Л., 2008. 3. Кувакин В. Н. Религиозная философия в России: начало XX в.- М., 2009. 4. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.— М., 2008. 5. Лосский Н. О. История русской философии.— М., 2006. 6. Соловьев В. С. Чтение о Богочеловечестве. Русская идея.— М., 2009. 7. Франк С. Л. Смысл жизни,— Вопросы философии.— 2004.— №6 8. Франк С. Л. Смысл жизни,— Вопросы философии.— 2004.— №11 9. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.— М., 2005. 10. Чаадаев П. А. Философические письма.— М., 2009. ----------------------- [1] Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.— М., 2005.,с. 58-59 [2] Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП вв,— Московский университет. 2005. Зеньковский В. В. История русской философии.— Л., 2008,с. 8 [3] Франк С. Л. Смысл жизни,— Вопросы философии.— 2004.— №11 [4] Франк С. Л. Смысл жизни,— Вопросы философии.— 2004.— №6. [5] Чаадаев П. А. Философические письма.— М., 2009.,с. 4-5 [6] Кувакин В. Н. Религиозная философия в России: начало XX в.- М., 2009,с. 25 [7] 1. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП вв,— Московский университет. 2005. Зеньковский В. В. История русской философии.— Л., 2008.,с. 47 [8] Бердяев Н. А. О русской философии.— Уральский университет. 2005. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины,— М. 2007., с. 45

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!