Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
Вход только в медицинской маске.

наука, литература, искусство в послевоенный период (второй мировой войны)

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
История
Страниц
15
Год сдачи
2012
Оглавление
Введение § 1. Особенности советской культуры в первое послевоенное десятилетие § 2. Наука во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. § 3. Советская литература во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. § 4. Искусство второй половины 1940-х – первой половин 1950-х гг. Заключение Список источников и литературы
Введение

Актуальность темы исследования. Культура в современной России переживает сложный и противоречивый период своего развития. Очевидно, что сдвиги в области культуры, происходящие в последние годы, во многом вызваны отказом от государственной регламентации в этой сфере общественной жизни. Исчезновение обязательной государственной идеологии и цензуры, на первый взгляд, явилось важнейшей предпосылкой к обретению творческой свободы, необходимой для создания подлинных шедевров. Произошло резкое сокращение государственного финансирования образования, книгоиздания, искусства, вообще всего, что составляет понятие «культура». Многие творческие коллективы и отдельные граждане лишились государственной поддержки (массовых тиражей, нередко - библиотек, заказов, студий, выставок и т.д.). Полным ходом идет формирование нового механизма взаимодействия культурной традиции и современной жизни, осуществляется попытка коммерциализации культуры, насаждаются ценности «массовой культуры», зачастую враждебные не только советской, но и русской культурной традиции. Эффективность решения всех вышеперечисленных проблем зависит, в первую очередь, от выработки грамотной государственной политики в области культуры и методов ее реализации, которая невозможна без осмысления исторического опыта и опоры на него, осознания особенностей своей культуры, ее оценки в истории. В связи с этим интерес представляет рассмотрение культурной жизни СССР в первое послевоенное десятилетие. Именно в этот период, когда страна оправлялась от нанесенного ей урона, мобилизовывала все силы, чтобы восстановить разрушенное хозяйство, построить новую жизнь, идеология и культура играли огромную, если не первостепенную роль. В то же время, рассмотрение данной темы позволить выявить перегибы, негативные черты в области культурной политики, которых на современном этапе при существующем демократическом строе необходимо избегать.

Заключение

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Ее окончание сопровождали оптимистические настроения. Народ, освободивший мир от фашизма, надеялся на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы государственного руководства. Это вызвало новый виток репрессий и, как следствие, кризис советской культуры. При этом сталинское правительство действовало отнюдь не бездумно, оно в полной мере осознавало решающую роль науки, литературы и искусства в осуществлении стоящих перед страной задач. И на наш взгляд, в тех сложных, подчас экстремальных условиях эти меры во многом были оправданы, правда, дорогой ценой. Жесткий идейный контроль за репертуаром и деятельностью художественной интеллигенции ограничивал ее творческие достижения рамками метода «социалистического реализма». Запрещенными оказывались не только произведения советских авторов, которые, по мнению цензуры, органов репертуарного контроля и художественных советов, не соответствовали партийным требованиям, но и произведения зарубежной и даже русской классики. Одной из причин падения посещаемости театров и концертных залов была тематическая ограниченность репертуара. Таким образом, на развитие советской культуры огромное влияние оказывал политический курс Коммунистической партии СССР ВКП(б) видела в художественной культуре не самоценное явление, а средства достижения своих целей. При всем при этом несправедливым было бы утверждать, что в тех конкретно-исторических условиях эта политика приносила только вред духовному развитию советского общества. Художественная культура в эти годы достигла значительных успехов, правда только в рамках соцреализма. Несмотря на все трудности, как объективные, так и субъективные, в 1945-1953 гг. имели место несомненные успехи в развитии литературы, театров, музыкального и изобразительного творчества. Деятельность писателей, композиторов, художников, режиссеров и актеров в годы восстановления народного хозяйства в условиях деспотического сталинского режима показывает, что многочисленные материальные трудности послевоенного времени, а также жесткие рамки, в которые была поставлена художественная интеллигенция не уничтожили основы истинной художественной культуры, которые воспитывали советское население не только в духе революционных традиций, но и в духе общечеловеческих ценностей. Причины этого прежде всего заключались в высоком творческом подъеме деятелей литературы и искусства, вызванных победой в Великой Отечественной войне.

Список литературы

1. Балакин B.C. Отечественная наука в 50-е — середине 70-х гг. XX в. (Опыт изучения социокультурных проблем). Челябинск, 1997. 2. Борзенков А.Г. Интеллигенция и сталинизм в послевоенные годы (1946-1953). М., 1993. 3. История России / Под ред. В.В. Керова. М., 2001. 4. Кныш Н.А. Образ советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие. Омск, 2009. 250 с. 5. Литература и литературная жизнь // История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. М., 1967. 6. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Ч. 2.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!