Платоновская философия представляет собой пластичное преодоление односторонних принципов предшествовавших философских учений, включение их как абстрактных моментов в более конкретный и развитый философский принцип. Именно поэтому она диалектична. Платон исходил из противоположности неопределенного бытия Парменида, абстрактного единого, мертвого покоя чистой мысли, и того, что в диалоге «Софист» характеризуется как небытие, поток чувственно многообразного, изменчивого, как предмет мнения. Антитеза мыслимого бытия элеатов и чувственного бытия софистов, единого и многого, покоя и движения, предела и беспредельного, безотносительного («в себе и для себя», «самого по себе») и относительного, бытия и небытия является основой для осмысления истинного. Подлинным у Платона выступает всеобщее содержание бытия, выражаемое мышлением. Это подлинное бытие, которое есть и мысль, и предметная сущность, он определяет как идею.
Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого в Казани - специалисты Work5 вам помогут.
. В понимании бытия по истине как мыслимого, всеобщего, рода, Платон следует за Парменидом. Но в само абстрактное Парменидово бытие, единое, самотождественное, он включает определенность, соотносящееся с собой различие –– триадичность пифагорейцев как конкретное единство противоположностей тождества и различия, нечета и чета, предела и беспредельного, а также диалектический принцип единства бытия и небытия в становлении, разработанный Гераклитом. При рассмотрении данной темы необходимо заметить, что само слово «идея» не принадлежит Платону, а входит в древнегреческую философию благодаря Демокриту, который идеями обозначал материальные оболочки вещей. В учении Демокрита идеи (eidola) означают то же самое, что и формы (фигуры), а потому атомы Демокрита отличаются друг от друга не по тяжести, не по цвету или температуре, а именно по форме (фигуре). «Оболочки» атомов можно постигать чувственными данными, тем не менее их существование, характеристики и свойства доступны для познания разумом. По Демокриту, идеи, или формы (фигуры), «открываются» разуму в вещах (предметах) в качестве бытия этих вещей (предметов). Само слово «идея» (эйдос), происходящее от греческого глагола horao (видеть, точнее, от основы аориста данног глагола), обычно переводится как «образ», «форма», «вид», «первообраз». Радикальное изменение в понимании слова (термина) «идея» вносит Платон. В философии Платона идея (эйдос) есть форма, постигаемая разумом, но не чувственными данными. У Платона идея используется и для обозначения сущности предмета, и для обозначения формы, фигуры и вида. Согласно Платону, идеи-формы недоступны чувствам потому, что их сущность абсолютно иная, чем сущность вещей чувственно воспринимаемого мира, т.е. идеи-формы у Демокрита суть телесны, тогда как у Платона идеи-формы не имеют телесного существования, поэтому формы суть нечувственные .формы, созерцание данных форм абсолютно иное, чем созерцание чувственных вещей и предметов. Безусловно, определенную роль в становлении учения об идеях Платона сыграли Парменид и Зенон из Элей. Здесь важное значение имеет различие между сущностью и явлением, т.е. между тем, что истинно существует, и тем, что представляется существующим, но не имеет истинного бытия. Цель работы. рассмотреть особености философии Платона Задачи. 1.раскрыть сущность философского учения Платона 2.рассмотреть взгляды Платона отеносительно идей и вещей
Платон утверждает: «Надо различать: что все¬гда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существу¬ет». Данное различие охватывает все предметы исследования, классы предметов, их свойств и характеристик, т.е. любому классу одноименных вещей чувственно восприни¬маемого мира соответствует всякая не возникающая и не уничтожаемая безотноситель¬ная причина того, что делает вещь именно определенной вещью данного класса и ника¬кого иного. Постижение этой причины, по Платону, возможно лишь разумом, следовательно, познать данную причину означает познать истинную сущность вещи. Платон утверждает, что постижение истинной сущности вещей представляется исключи¬тельно трудной задачей, но тем не менее она разрешима потому, что предмет исследова¬ния существует объективно в мире реального. Платон называет идеей (эйдосом) безотносительно и объективно существующую причину вещей (предметов) и ее безот-носительных и объективных качеств и свойств2. Идея есть сущее «само по себе». Следу¬ет отметить, что выражение «само по себе» Платон заимствовал из философии своего учителя Сократа, в которой оно использовалось для обозначения абсолютного (безотносительного) существования добродетели. Сфера идей Платона есть упорядоченное множество, или сумма сущностей. Пла¬тон утверждает, что в сфере идей пребывают идеи высшего и низшего порядков. Так, идеи высшего порядка включают в себя идею истины и идею прекрасного. Однако наи¬высшая идея есть идея блага. «Благо не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности»10. Именно идея блага заключает в себе все множество идей в определенное единство, а это единство есть единство цели. Поэтому господствующий в мире порядок есть целесообразный порядок, т.е. все устремляется к благой цели. А по¬скольку любое временное и относительное существование имеет целью объективное бытие, тогда, будучи целью, оно есть одновременно благо. И это бытие есть сущность всех вещей и их образец". Кроме того, идея блага выступает как идея идей; она - Солн¬це, которое озаряет своим светом (идеями) чувственно воспринимаемый мир. В позднем диалоге «Парменид» идея блага постулируется в качестве абсолютного единого, которо¬му нельзя приписать предикат существования. Оказывается, что идеи несовершенны в отношении идеи блага, они - совершенные образцы для вещей. Подобное несовершен¬ство происходит из множественности идей. Идея блага, абсолютное единое, есть усло¬вие существования идей и источник их относительного совершенства. Деонтологизация идеи блага впоследствии была развита неоплатониками: трансцедентное Единое есть трансформированная платоновская идея блага. Следуя логике Платона, все вещи стремятся достигнуть блага, тем не менее для чувственных вещей данная цель недостижима. Для живых существ наивысшая цель - это счастье, а счастье заключается в обладании этим благом, а потому душа устремляет¬ся к благу и ради блага делает все. Критерием относительного блага является обуслов¬ленное благо, следовательно, наивысшее из всех философских учений есть учение об идее блага.
1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2009 2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2007 3. Платон. Диаоги. –М.: ИНФРА,М,2007 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2009 5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2010
Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!